Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Открытое письмо менеджера, декабрь 2002 год. Имена собственные удалены (прим и название М).

"Страдания"  "юного"  "Вертера"

или "Портфельный карьерист на рынке труда".

в роли Гёте и Вертера портфельный карьерист - Александр Ветров.

Уважаемая Елена Геннадиевна. 

Должен вам сообщить, что усилия, потраченные вашей группой на моё просвещение, не пропали даром. Я встретил Сочельник с осознанием того, что смог разобраться в вещах, ранее казавшихся мне недоступными. Статью, которую я опрометчиво вызвался написать, осилить не смог - не готов еще. Прошу меня извинить (за мной должок).

Это письмо я решил написать вам и из уважения и пользы ради. Дело в том, что я не обо всем Вам рассказывал, а теперь, когда все устроилось, решил поделиться. Мне кажется, что подобная проблема возникала не у меня одного. Так что заранее даю согласие на публикацию этого текста, если вы сочтете его интересным для посетителей сайта.

Восемь месяцев назад я покинул пост заместителя генерального директора нашей компании. Конфликта персоналий не было. Фирма, раздираемая собственниками, медленно угасала. Они не просто «тянули одеяло» по разные стороны, а соревновались, кто больше отменит распоряжений другого и сделает что-то поперек. Управление у нас выродилось в фарс, и я счел недопустимым для себя в нем участвовать. Фирма перестала быть бизнесом задолго до того, как я это осознал. Наш страус последнее время головы из песка вообще не доставал. Однако я сделал всё для того, чтобы можно было уважать себя, и ушел. Ушел в никуда.

По какой-то причине я был уверен, что вопрос трудоустройства – дело недолгого времени: месяца-двух. Потряс записные книжки, визитницы, прошелся по знакомым, закинул, как говорится, удочки разным людям и стал ждать на берегу. Раз уж все кругом кричат «в России маркетологов хороших нет!», то вот я, во всех отношениях находка 35-ти лет с опытом, личными достижениями, образованием и т.д.и.т.п. Время шло и ничего не происходило. 

За пять месяцев звонков, работы печенью и ожидания я прошел все стадии от немотивированного оптимизма до депрессии. Я не бездельничал это время, но жене было стыдно в глаза смотреть.

Вакансий по позиции того же уровня, что я занимал, в городе немного, это понятно. Но. Самое интересное, что к этому времени, я уже был вооружен главным знанием о себе. Ваш «Пятый элемент»  прочел с радостью первооткрывателя. Я – портфельный карьерист. В соответствии с этим делом пересмотрел свои достижения и составил какой-никакой список результатов, который можно было предъявить. Сколько резюме я отправил! Всем всё нравилось, но… 

Знакомые, в фирмах которых такие должности были заняты, отказывались верить, что я так влип. Я вообще не понимал, что происходит… В общем, когда запасы истощились, а самооценка опустилась на пол, я купил газеты и стал ходить на собеседования в компании по подбору персонала. Собственно с этого места история только начинается.

Несколько лет назад я проходил собеседование в одном рекрутинговом агентстве. Позже я устроился по знакомству и эту историю практически забыл. Осталось только убеждение, что обращаться туда стоит в самом крайнем случае. За то время, что я не вставал с безработицей лицом к лицу, в городе появилась огромная туча таких компаний. У кого-то есть сайты, кто-то размещает свои вакансии на общих больших порталах. 

От этой кухни я просто обалдел. Мне по E-mail приходило несколько обращений от девочек из этих «очень солидных» компаний с грамматическими ошибками и такими оборотами, что у меня волосы вставали дыбом.

Скажем, у них сразу возникли трудности с чтением моего резюме. К этому я был готов. Что есть портфельные карьеристы и как с ними работать, там не знают. Но я никогда не испытывал этого на себе. Когда речь зашла о вакансии на должность руководителя PR-службы, которую я рассматривал как альтернативную, на первый план вышли мои достижения в плане управления кризисами. Сами понимаете технологии тонкие, где-то политические. Ответить на «а как вы это делали» - выдать «ноу-хау» и засветить каналы. Поэтому в резюме было описано: проблема, цели операции, задействованные ресурсы, сроки, результаты. Рекрутеры мне сказали, что я должен приехать к ним на разговор, «в нашем штате работают профессиональные оценщики»…

Есть рынок труда – это я понимаю. Есть я  - товар на этом рынке, цену которому надо установить, это я тоже понимаю. Но что такое «профессиональный оценщик» я не понимаю. О чем с ним говорить? Милый, если бы ты что-нибудь петрил в управлении кризисами, то не сидел бы в рекрутинговой компании. А вот то, что каждый год вузы выпускают  в большую жизнь тучу психологов – это да. Им же тоже надо есть, а ничего делать-то не умеем. А вот оценивать – запросто. Иными словами, в тот период во мне еще кипел праведный гнев и амбиции.

Когда и тех не осталось, я уже пошел не к рекрутерам, а к тем, кто подбирает персонал. Поверьте, я был покорен судьбе, не ждал ничего и не выпендривался. Но то, что я пережил, можно назвать только одним словом – шок. Было ощущение, что я провалился лет на 10 во времени. В этих лачугах не изменилось вообще ничего. Я не про евроремонт и видеокамеры, я про методы работы.

У меня сразу возникли трудности с заполнением резюме. «Укажите, где вы работали, должность, период». Конкурс «у кого в трудовой записи красивше». То есть результат вообще не интересует. Я понимал, что если перечислю все места работы (причем там нет ни Кока-Колы, ни Моторолы), то меня спишут в летуны, результат будет плачевным. Обращаюсь к даме: «А можно я перечислю блоками, какие проекты реализовал и где». Она смотрит на меня и не понимает. «Нельзя», - говорит, - «у нас такая форма анкеты».

В другом месте, помусолив анкету, мне предложили нарисовать дерево и  выбрать геометрическую фигуру. Человеку с квалификацией по психологии предлагают нарисовать дерево! Я спросил, на какую вакансию этот конкурс. Мне ответили «директор по маркетингу в крупной холдинговой компании». Если даже допустить, что это не ложь, мною не пополняли базу, а вакансия действительно была, то что это за компания, которая стала холдинговой и крупной, но не понимает, что человек на данном уровне квалификации в курсе, какие должны быть деревья, домики и фигуры?

Потом была вторая ступень отбора. Уже в офисе заинтересованной компании собрали несколько групп кандидатов и уже психологи штатные из отдела персонала продолжили развлекаться. Сначала мы проходили групповое собеседование. То есть вопросы задавались многими ко мне одному. В тот день я выспался, был настроен позитивно, решил получить удовольствие от прекрасной осенней погоды. Конечно, всех вопросов я не помню. «Что вам больше всего не нравится в людях?» - «Отсутствие чувства юмора», «Вы считаете, что Вы умнее других?» - «Да, но по четным дням недели». «Кто такой по-вашему успешный менеджер?» - «Векторый код 125, стиль управления 9,9. На успех обречен просто». «Как вы ладите с дураками?»  - «Не знаю, не имею опыта». Им мои ответы почему-то очень не понравились.

Затем меня сняли на видео. Дама (похоже, за главную у них) буравила меня взглядом, когда я отвечал на вопросы перед камерой. Я вдруг представил, как она штудирует с карандашом книжку «Язык телодвижений» и растянулся в улыбке в самый неподходящий момент. В общем, я не понравился и со мною простились. «Мы позвоним». Само собой, никакого звонка.

Я начал опасаться за своё мировосприятие. Я – «плюс», они – «минус». Такого не было раньше. Ну не может же быть, что психологи, которые занимаются отбором людей в компании - все идиоты? Я помню вашего Друкера: они ищут слабые места, относятся как к больному, ставят диагноз и прочее. Но не до такой же степени!

Друзья и знакомые звонили, узнавали как дела, извинялись, что ничем помочь не могут, звали заниматься бизнесом (я не предприниматель) и заключали, что просто полоса такая, надо подождать, сходить в церковь. К этому времени я был уже везде.

В ближайшие же выходные, чтобы не стать причиной разрушений в доме, я уединился за компьютером, и пошел отдохнуть на ваш сайт. И наткнулся на материал «История одного неназначения». Ёлки-палки! Как это было вовремя! Я нормальный! Я совершенно нормальный! В тот вечер я испек пирог, чем удивил семейство и был исполнен чувства благодарности вам за этот материал на сайте.

Я понял, что рынок услуг в сфере подбора персонала по определению вторичен, он отстает. Работать на опережение им там нет никакого резона. Сначала лидеры компаний, их консультанты или мидлы осознают потребность в ресурсе нового типа. Сами ищут и стараются удержать у себя. А когда критическая масса в видении, в осознании роли и ценности, в спросе и предложении достигается, все выплескивается на улицу. Кадровики, заметив это, возможно перестроятся: «А вам какого карьериста подобрать, вертикального или портфельного?».

То есть я искал там, где в принципе не мог найти ничего интересного и сразу. Сколько примеров иных мне приводили – везение. В нужное время в нужном месте человек оказался. Заслуги наёмников никакой.

Я пересмотрел раз 20 «День Сурка» и стал думать не о том, как мне пробить непреодолимую стену посредников, а где встретить моего единственного и неповторимого (ничего такого не подумайте) начальника. Оказалось, я очень смутно его вижу. Пришлось поработать над видением. Тут мне вспомнился ваш ответ на мою оценку фильма «Эрин Брокович». Помните, я узрел в героине Джулии Робертс явный психотип портфельного карьериста, а вы сказали, что считаете главным героем вовсе не её, а директора той маленькой юридической фирмы.

Теперь я пересмотрел фильм еще раз. Действительно, если бы Эдд Месри, не вернул уволенную Эрин, она бы так и осталась в памяти народной в образе неуправляемой вздорной скандалистки, которую нельзя пускать на порог. Да, она принесла с собой новый способ ведения дел «управление проектами», но если её босс лично бы не работал с ней в одной упряжке, не показывал, что ценит её и поддерживает, ничего бы не вышло. В первый раз я смотрел под другим углом и ни чего этого не заметил.

Потом еще я у вас прочел про революционеров. «Маргиналы», статья называлась. Интересно, вы представляете себе, сколько времени должно пройти, чтобы у нас набралась хотя бы дюжина тех, кто это понял и принял? Судя по тому, что вы разместили это дело под маркой с Дон-Кихотом, понимаете. Интересно, есть ли в ваших архивах описание такого опыта внутреннего лидерства? Было бы интересно прочесть.

В итоге я пришел к заключению, что мне нужна мудрая сова. Не в смысле седин. Мне нужно, чтобы начальник был умнее меня, чтобы я мог научиться чему-то, понять, что полезен.

Я сделал некоторые географические и политические расчеты и направил предложения. И мне позвонили. 

Все произошедшее было полезно для меня. Я вырос, и возможно нашей компании нужно это новое качество. Компания хорошая, деньги которые мне предложили, не оставляют сомнений, что моя работа имеет ценность. Я надеюсь, что все получится.

И надеюсь получить от вас ответ на «зимних каникулах». Всего Вам самого лучшего. С уважением

Александр Ветров

Высказаться 

 

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© 2001-2016 Elena Markushina