Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИИ: ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Сергей Уваров (доктор экономических наук, профессор СПбГУЭФ )

В странах с развитой экономикой в последнее время наблюдается тенденция замены классических операций обмена, основанных на традиционных конкурентных отношениях, различными формами сотрудничества между фирмами - субъектами хозяйственных связей. Весомая часть экономической деятельности подобных фирм осуществляется в рамках долгосрочных многосторонних контрактных отношений.

Как известно, существуют две базовые системы распределения ресурсов в экономических микросистемах: рыночная и административно-командная. Первая связана с принятием решений исходя из ориентации оперативно-тактического характера на максимизацию прибыли (зачастую за счет прочих субъектов хозяйственной операции). Для второй характерна недостаточность стимулов для каждого из участников сделки, а также высокий уровень внутренних трансакционных издержек, связанных со сложной иерархией организации. Преодоление и взаимная компенсация этих недостатков осуществляется в процессе конвергенции названных систем. Речь идет об образовании особого механизма, охватывающего весь спектр форм обмена и распределения ресурсов, имеющего свою собственную причинно-следственную мотивацию.

Подобные формирования в отечественной литературе получили наименование логистических альянсов. Идея их формирования связывается с принятием согласованных стратегических решений субъектами рынка. Она может быть осуществлена практически в любой сфере хозяйственной деятельности - научно-технической, производственной, коммерческой, ввиду универсальности использованных в ней ключевых понятий логистики и стратегии управления.

В сфере торговли содержательный аспект подобных альянсов определяет логистика хозяйственных связей, устанавливаемых по поводу обмена товарно-материальных и нематериальных ценностей. Логистика отражает движение товарных потоков, в том числе физическое перемещение ценностей от производителей к потребителям и передачу прав собственности, движение финансовых или иных потоков встречного предоставления и движения информационных потоков, обслуживающих и согласующих потоки в целом.

Движение товарных, финансовых и информационных потоков устанавливается в рамках логистических цепей, виды которых варьируются в зависимости от содержания и форм организации взаимодействия изготовителей и потребителей продукции в процессе обмена.

Торговля, как отрасль национальной экономики и как сфера, обеспечивающая продвижение товаров от сферы производства в сферу потребления, претерпела в период перехода от административно-командной к рыночной экономике коренные изменения и подверглась наибольшему реформированию. Существенно изменилась структура торговли, формы собственности и управления, значительно увеличилось инвестирование зарубежного капитала. Более 90% предприятий розничной и оптовой торговли товарами конечного потребления, около 70% предприятий общественного питания и более 50% предприятий по торговле средствами производства основаны на частной собственности.

Современная торговля представлена самыми разными типами предприятий, как традиционными, так и принципиально новыми: зарождающимися корпорациями, крупными холдингами, малыми предприятиями, работающими на арендованных площадях, на долю которых приходится до 70% от общей численности предприятий в торговле. В результате проведенных преобразований была демонтирована сложившаяся в течение десятилетий организационно-управленческая структура торговли. Значительно изменился ассортимент товаров. Российский рынок заполнили импортные товары при крайне ограниченном количестве специалистов, профессионально знающих их особенности, их потребительские свойства и способных обеспечить необходимый контроль качества и безопасность их потребления.

О повышении значимости торговли в условиях рыночных отношений свидетельствует тот факт, что в сентябре 1998 года Указом Президента Российской Федерации организовано Министерство торговли РФ с новой структурой, в компетенции которого теперь входит регулирование вопросов внешней и внутренней торговли. Это требует разработки и внедрения обновленных форм и методов государственного регулирования торговой деятельности, возрождения на местах соответствующих региональных органов управления. Значимость этой проблемы еще и в том, что ранее в сфере торговли работало около 10-12 млн. человек, то есть 10-12% населения в трудоспособном возрасте. В странах с рыночной экономикой в сфере обращения работает около 60% данного контингента. В ближайшее время по ориентировочным оценкам доля работающих в российской торговле может возрасти как минимум в 2-2,5 раза и составить 20-25% от числа работоспособного населения. Это подчеркивает социальный аспект реформ в российской торговле.

Достаточно медленное, но ощутимое преобразование торговли было нарушено обстоятельствами форс-мажорного характера: финансовый кризис, проявившийся в стремительном падении курса рубля с 17 августа 1998 года, стал серьезным ударом и для сферы торговли, что нашло свое проявление в ряде специфических последующих эффектов. Большинство магазинов Москвы и значительная их часть в Санкт-Петербурге закрылись из-за отсутствия четкой ориентации в ценовой политике. Привязка цен на товары (в том числе отечественного производства) к курсу доллара и сиюминутное стремление получить значительный рост прибыли привели к разрушению потребительского рынка.

В то время как монетаристские реформы разрушали промышленность сверху, уменьшение денег на покупки у населения, создавая впечатление изобилия на прилавках, посредством падения совокупного потребительского спроса разрушало промышленность снизу. В августе 1998 года эта ситуация усугубилась: если до этих событий индекс цен в России составлял 1,02-1,5 от мировых, а средняя заработная плата была в 10 раз ниже, чем в развитых странах, то теперь этот разрыв вырос в 2-3 раза. Не оправдала себя и попытка переориентировать рынок на состоятельных покупателей, которые, имея недвижимость и вклады за рубежом, в услугах отечественной торговли практически не нуждаются.

При этом неоднозначное положение сложилось в отношении импорта:

если небольшие торговые предприятия, самостоятельно приобретавшие товары за валюту на европейских рынках и продававшие их в России, из-за запретительно высоких цен утратили свои позиции, то многие фирмы, выполняющие дилерские функции, изыскали способы остаться на российском рынке, в частности и за счет частичного приближения цен к реальной покупательной способности основной массы населения. Последняя тенденция, несомненно, связана с угрозой мирового экономического кризиса: финансовый кризис в Азиатско-Тихоокеанском регионе ускорил финансовый обвал в России, охватил Южную Америку. Развитые страны Запада потеряли крупнейшие мировые рынки, что способствовало заключению России с западными странами многочисленных договоров на поставку продовольствия, в том числе в форме гуманитарной помощи. Для ситуации характерно и то, что значительное сокращение импортных поставок должно переориентировать сферу торговли от зарубежных к отечественным производителям.

По нашему мнению, в таких условиях недостаточно только прагматических мер, направленных на решение текущих проблем; сфера торговли нуждается и в проведении глубоких теоретических исследований, реализация которых сможет сделать положительные сдвиги необратимыми.

При всем содержательном многообразии мер, отражающих экономические преобразования, все они в значительной степени исходили из необходимости решения последовательно возникающих проблем или преодоления частных ситуаций, что важно, но явно недостаточно. Значительно меньше они ориентировались на развитие и поддержку общих тенденций, свойственных принципиальному назначению и отраслевой специфике сфере обращения в целом и торговле в частности. В настоящее время отношения между субъектами хозяйственных связей в каналах товародвижения приобретает достаточно сложные, оригинальные формы. Широко известны такие виды монополистических объединений как тресты, в рамках которых участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность, реальная же власть сосредотачивается в руках правления или головной компании; синдикаты, в которых распределение заказов, закупки сырья и реализации произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую контору, участники же сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность; картели, участники которых заключают соглашение о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы в целях извлечения монопольной прибыли; участники картеля сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность. Однако в настоящее время, в условиях государственного антимонопольного регулирования указанные формы интеграции предпринимательских структур встречаются в чистом виде довольно редко.

Возникают различные новые формы, такие как: объединения производителей взаимодополняющих товаров, изготовители которых заинтересованы в объединении, чтобы совместно их продавать, продвигать на рынок через общую сеть сбыта, в которой масштабы и цели ассоциированных предприятий совместимы; объединения производителей, имеющих общую клиентуру, в которых, несмотря на то, что продукты не являются взаимодополняющими и продаются по-разному, предприятия заинтересованы в объединении усилий; ассоциации производителей, ориентирующихся на иностранных потребителей (в случае невозможности создания в своей стране необходимой сбытовой сети); концессии, на которых следует остановиться более подробно.

Концессия позволяет производителю охватить ряд многочисленных и территориально рассредоточенных клиентов, не инвестируя средства в создание обширной коммерческой сети. Он передает большую часть функций по распределению концессионерам - независимым фирмам, с которыми его связывает контракт, определяющий условия сотрудничества, данные условия, в свою очередь, обеспечивают финансовые функции (организация пунктов сбыта, финансирование складов и кредита клиентам), функции материально-технического снабжения (складирование товаров, поставки продукции покупателям), коммерческие функции (интенсификация продаж, подготовка рекламы), технические функции (послепродажное и гарантийное обслуживание). В концессионном контракте обе стороны берут на себя взаимные обязательства по определенным продуктам или наборам продуктов в определенном регионе и на определенное время. Производитель берет на себя обязательство обеспечить непрерывность и сроки поставок, а концессионер - обязательства по обеспечению минимального постоянного запаса на складе, по условиям складирования и по возобновлению снабжения.

Усложнение хозяйственных связей приводит к тому, что товарные потоки, в ряде случаев межотраслевые, имеют сложный характер; зачастую их специфические элементы искажают общую картину коммерческих сделок. Так, существуют договоры о взаимных поставках и внутренние трансферты, а также закрытые рынки, в которых потребитель не может свободно выбрать поставщика по причинам существования определенных финансовых связей, или договора о стратегии группы, которые определяют деятельность любого из включенных предприятий, при этом общая коммерческая политика, которой придерживается группа, не является наилучшей для каждого из участников. Такая система сводится к заключению между фирмами системы договоров по взаимным поставкам или предоставлению услуг. В силу этого некоторые сделки фиксируются на рынке в пониженных масштабах по сравнению с реальными объемами использования соответствующих продуктов.

Оптимизации подобных, достаточно сложных экономических процессов, способствует логистика - теория и практика планирования, управления и контроля процессов движения материальных, финансовых, информационных, кадровых и прочих потоков в общественно-экономических системах. С точки зрения практического назначения, логистическая система - это система управления движением материалопотоков, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конкретному потребителю, а также финансовых и информационных потоков, сопутствующих движению материалов.

Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при оптимальном уровне издержек. Уровень охвата логистическими системами может варьироваться от регионального до межрегионального, от отдельной фирмы до национальной экономики страны. Организационная структура логистических систем обусловлена спецификой отрасли, принятой концепцией управления, размерами предприятий и масштабами их деятельности. По последнему признаку логистические системы подразделяются на микрологистические, которые строятся с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов, и макрологистические системы. Последние включают в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации разных ведомств, находящиеся в различных регионах. В качестве таковых можно рассматривать транснациональные корпорации, трансконтинентальные фирмы, региональные промышленные объединения, территориально-производственные комплексы.

Каждая из перечисленных структур является частным случаем определенных логистических структур, совокупность которых мы предлагаем именовать логистическим альянсом. Альянс может состоять в многогранной совместной деятельности субъектов или в том, что одна сторона обеспечивает материальную сторону дела, а другая - финансовую (традиционно последний вариант альянса именуют субсидиальным договором). По числу субъектов, соединяющихся в альянс, последние называют двойными, тройными и многосторонними.

Идея формирования логистических альянсов связывается с реализацией логистического подхода к обоснованию стратегических решений. Она универсальна тем, что может быть осуществлена в любой сфере общественной деятельности - научно-технической, производственной, коммерческой и прочих, ввиду универсальности использованных в ней ключевых понятий логистики и стратегии управления. В обосновании логистических альянсов прослеживаются три самостоятельных, но взаимосвязанных аспекта, подлежащих проработке: предметный (логистический), целевой (стратегический), и организационный. Рассматриваемые применительно к коммерческой деятельности производственных предприятий и посреднических структур, они позволяют выработать следующие методологические подходы к формированию логистических альянсов в торговле.

Содержание предметного аспекта определяет логистика хозяйственных связей, устанавливаемых в процессе обмена товарно-материальных (продукции) и нематериальных (услуг) ценностей. Она отражает движение товарных потоков, в том числе физическое движение товарных потоков, в том числе физическое движение товаров и передачу прав собственности, движение финансовых или иных потоков встречного предоставления и движение информационных потоков, обслуживающих и согласующих потоки в целом. Движение товарных, финансовых и информационных потоков устанавливается в рамках логистических цепочек, виды которых варьируются в зависимости от содержания и форм организации взаимодействия изготовителей и потребителей продукции в обмене.

Содержательные характеристики хозяйственных связей определяют границы передаваемых прав собственности - правомочий владения, пользования, распоряжения ценностями. На основе допустимого движения прав они должны регламентировать состав товарных потоков продукции, отличный по характеру использования. В наиболее общем виде обмен может совершаться путем купли-продажи с передачей полного права собственности на товар, путем аренды (лизинга) с передачей правомочий владения и/или использования, путем организации совместной деятельности по производству конечной продукции на условиях образования общей собственности; при этом первый и третий варианты оказываются применимы для обмена всех видов продукции, а второй - лишь для обмена продукции, расходующей при использовании свой ресурс.

Выявление общих интересов структур - потенциальных членов логистического альянса - связывается с проработкой его целевого аспекта. Содержание этого аспекта определяет обоснование общей стратегии поведения в коммерции. Такая стратегия должна подчиняться стратегии поведения изготовителя, действиями которого (производством товаров) предопределяется необходимость обмена, а именно - базовой конкурентной стратегией, либо одной из обеспечивающих ее функциональных стратегий - товарной (производственно-сбытовой), маркетинговой и др. Поскольку стратегия поведения изготовителя так или иначе сопряжена с возможностью совершения обмена, общая стратегия должна учитывать также стратегию поведения потребителя. Вместе с тем она не должна противоречить частным стратегиям посреднических структур, в силу чего они могут проявить интерес к обслуживанию процесса обмена. Необходимое согласование должно затрагивать все содержательные элементы стратегии - обоснование целей, выдвигаемых на обозримый период времени, выбор стратегических ресурсов, оценку ожидаемых результатов, выявление коммерческих рисков, а также отработку стратегических альтернатив.

Осуществлению общей стратегии поведения служит принятие организационных решений относительно построения логистического альянса. Содержание соответствующего аспекта определяет оформление взаимоотношений и создание ассоциированных структур. Основу таких организационных решений составляют законодательные нормы, предусматривающие право вхождения предприятий в союзы, ассоциации на условиях свободы выбора конкретной формы объединения и организации внутренних взаимоотношений. Ориентированные на проведение общей стратегии, эти решения должны обеспечивать образование новой социально-экономической системы, задавая ее строения и границы общения с внешней средой, наполняя информационными и вещественными коммуникациями, формируя структуру органов управления, и в результате этого - реализовывать типологию логистических потоков.

Разработка путей согласования сотрудничества субъектов логистических альянсов основывается на анализе полезности альтернатив действия, который дает оценку реальности рассматриваемой альтернативы со стороны всех субъектов, начиная от производителя продукции и кончая ее потребителем. Если для определенного субъекта предлагаемый вариант сотрудничества по его соображениям является менее выгодным нежели другие альтернативы, то возникает источник помех в сотрудничестве.

Каждое коллективное действие имеет столько различных оценок полезности, сколько субъектов должно сотрудничать при его реализации. Всю совокупность результатов реализации альтернативы каждый субъект оценивает с позиции конкретных во времени и пространстве условий деятельности. Изменение этих условий может изменить их оценку полезности. Данное обстоятельство позволяет целенаправленно управлять торговлей по мере возможности управления условиями деятельности субъектов конкретной сделки.

Логистический подход обозначает системность, целостность, оптимизацию суммарных издержек, единство проектирования и реализации бизнес-проектов, то есть логистика позволяет комплексно, с системных позиций охватить все этапы сферы обращения: “снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - потребление”. Ранее целевая функция этого комплекса ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев, логистический же подход предусматривает отказ от изолированного рассмотрения издержек и предлагает критерий минимума суммы вышеперечисленных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых, что организационно находит свое воплощение в логистических альянсах. В данном случае применим критерий оптимальности Парето, который позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Эта оптимизация базируется на определенной совокупности исходных положений:

  • исходная логистическая структура рассматривается как сложная система, имеющая ряд подсистем;

  • каждая подсистема обладает собственным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние интересы;

  • функционирование структуры представляет собой процесс взаимодействия этих подсистем;

  • взаимодействие подсистем осуществляется посредством особой логистической системы, то есть является экономическим взаимодействием, целью которого является наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом.

Эффективное решение для совокупности субъектов логистического альянса - это такое допустимое экономическое поведение логистического альянса (минимум суммарных затрат), при котором ни один из субъектов альянса не может улучшить свое положение (минимизировать свои локальные издержки), не ухудшая положение хотя бы одного из субъектов данного логистического альянса. Практически это означает, что логистика торговли ведет к отказу от проведения мероприятий отдельно по рационализации процессов обеспечения и перевозок, она нацелена на рационализацию всей сферы производства и обращения в совокупности. Иначе говоря, концепция логистики состоит в интеграции производства, материально-технического снабжения, транспорта, информатики и коммуникаций, что по мнению автора, и возможно в рамках логистических торговых альянсов.
 

Написать нам

Вы находитесь на сайте журнала Международной Гильдии Лидеров Перемен

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001