Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Развитие и управление изменениями в организации

Николай ЛУКША, бизнес-тренер

Способы преодоления сопротивления сотрудников и руководства нововведениям, вопросы построения мотивации персонала для работы в новых условиях, эффективное лоббирование и внедрение новых идей в сложных бюрократизированных структурах управления — вот краткий перечень тем, которые волнуют людей, занимающихся вопросами развития бизнеса.

Как сделать процесс внутриорганизационных изменений не результатом тяжелого кризиса, а повседневной рабочей практикой? Как добиться того, чтобы изменения не разрушали, а поддерживали компанию? Как перейти от изменений по необходимости к стратегическому развитию компании? С этими вопросами, так же как и с необходимостью проведения больших и малых изменений, белорусские компании начинают сталкиваться все чаще.

Причины бывают разными: накопившиеся проблемы неэффективности управления производством и сбытом, изменения формы собственности, слияния-поглощения, кризисы роста, смена руководства. Катализатором преобразований часто становится внешняя среда: изменения конъюнктуры рынка, действия конкурентов, изменения нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в данной области. Внедрение автоматизированных систем управления, бюджетирования и управленческого учета, комплексная реорганизация, изменение кадровой, производственной или маркетинговой политики — лишь часть из наиболее часто встречающихся задач, позволяющих компании не только выживать, но расти и развиваться в современном быстро меняющемся мире.

Разрабатывая программу изменений, руководство предприятия зачастую занимается исключительно технологическими вопросами: вот сделаем из двух отделов одно управление, переставим столы, поменяем телефоны, купим компьютер с волшебной программой, напишем несколько новых должностных инструкций и форм отчетности — и все сразу изменится. При таком подходе из рассмотрения исключается человеческий фактор, готовность персонала работать и жить по новым правилам. Любая программа реформ и преобразований, вымощенная самыми благими намерениями руководства, упирается в сопротивление, а зачастую в откровенный саботаж со стороны сотрудников, который приходится преодолевать, затрачивая много усилий.

Эффективность такого силового внедрения новых форм работы вызывает сомнения. Как говорил профессор Преображенский: разруха в головах. И, не разобравшись с этой разрухой при внедрении новых форм управления и учета, мы можем получить лишь по-новому произведенную и учтенную разруху.

Одной из самых эффективных технологий внедрения изменений по праву являются программы корпоративного обучения. Проводимые в соответствии с заранее просчитанным планом, они могут дать как дополнительные ресурсы в виде новых и необходимых знаний и навыков, так и смягчить последствия и подготовить людей к проведению изменений. Существенно, что такое обучение должно быть интегрировано с другими мероприятиями: изменением организационной структуры, систем мотивации и оценки труда, сокращением либо обновлением кадрового состава. Только такой комплексный подход дает общий синергетический эффект, позволяя добиваться высоких результатов малыми затратами.

Поскольку только руководство компании или ее подразделений в полной мере обладает системным видением перспективы, его участие в формировании новой организационной модели должно быть заинтересованным и постоянным вплоть до окончания процесса внедрения этой модели. Важно также помнить, что изменения — это пошагово контролируемый процесс, который не терпит суеты, шоковых воздействий и попыток все изменить за один день. Его эффективность в полной мере можно оценить только через месяцы, а иногда и через несколько лет после начала.

Другой распространенной ошибкой при планировании является недостаточный анализ рисков проведения изменений: к каким последствиям они могут привести, как отразятся на взаимоотношениях внутри коллектива, с клиентами, партнерами, государством. Избежать этого позволяет антирисковая компонента программы изменений, помогающая эффективно справляться с внештатными ситуациями.

Источник https://www.belmarket.by/index.php?article=27191

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001