Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Психбольница в руках пациентов 

Елена Маркушина, май 2008, выпуск блога HBR.

Так называется книга Алана Купера – создателя Visual Basic и признанного авторитета в мире информационных технологий*. Вряд ли можно было ожидать, что кто-нибудь из программистов с большой буквы «П» вдруг захочет (и сможет) показать читателю изнанку программистского подхода к бизнесу. Но это произошло! Эту книгу с нашим Руководителем Отдела IT мы читали в разное время; каждому из нас она по-своему оказалась полезной, и вот на днях о ней заговорили снова, но в достаточно неожиданных обстоятельствах.

Рабочая встреча была посвящена ходу проектов автоматизации и договорам с аутсорсерами. Мы были «обречены» выйти на обсуждение тех изменений в отношениях «заказчик-исполнитель» (бизнесмен-программист), от которых уже нельзя отвернуться.

За всю мою многолетнюю практику работы в тесной команде с внешними программистами (как и с IT-внедренцами), я не припомню случая, чтобы Клиент уговаривал IT-партнера «взять его деньги». Спрос вырос и… «испортил» Предложение. Нужно понять, надолго ли и какие изменения в партнерскую политику необходимо внести.

Последние два года я пишу за айтишных партнеров договоры, ибо то, что коллеги предоставляют к обсуждению, не подлежит критике не только нашим юристом, но и учителем русского языка средней школы. Такого прежде никогда не было.

Программисты уходят выполнять работы по этапу и пропадают на веки вечные, совершенно не стесняясь обрывают концы, а когда за эти концы вы вытаскиваете их на свет божий, выражают искреннее негодование по поводу вашей неосведомленности об их титанической занятости. Если раньше хорошо прописанный договор и платежная схема защищали от этого, то теперь не работают и они.

Компании, где трудятся продвинутые управленцы с системными мозгами и маломальским опытом внедрения ПО, все как один отказываются от сторонних услуг по программированию, настройке или внедрению и заводят собственные разработческие команды (оговорюсь, что такова моя выборка).

Руководство одной компании, с которой не одну неделю шло обсуждение плана семинара о возможностях Х продукта 1С, отменила мероприятие за три часа до его начала на том основании, что деньги, перечисленные за семинар, «к нам еще не попали». Исполнитель работ с той стороны не знал, какие слова для извинений подобрать, уговаривал наших топов съехаться в другой раз. Он сомневался в том, что его начальство знает о неверно выставленном счете в первый раз и о втором, присланном под Первое Мая. Он также не был уверен, что начальство ценит то, что «мы уже работаем с вами по другому договору». Но он ни на минуту не сомневался, что имеет повод для извинений. И знаете что: мы - «это не первый случай»! Этот менеджер пока считает, что презентовать потенциальному покупателю продукт за его деньги – это странно. Долго ли он будет так считать?

В начале 2000-х я работала директором по маркетингу в одной IT-консалтинговой компании, подвигающий продукт и методологию описания организации. Мне повезло и тогда и позднее прочувствовать то, о чём писал Купер. Бес интеллектуального превосходства над реальным бизнесом нашел в программистской среде самую благоприятную среду для обитания и экспериментов. Менеджеры всех уровней на заводах и фабриках слишком глупы, чтобы понять и оценить всю сложность и красоту листингов машинного кода. Проектировщик взаимодействия? А кто это? Не знаем таких… Это был бесценный опыт, который позволяет мне рассматривать нынешние тенденции не как трагичные, а как забавные. Рыночная конъюнктура только сделала явным отношение, которое было всегда, просто лучше скрывалось. Следовательно, всем участникам рынка Спроса крупно повезло: теперь нам проще выбрать тех, с кем действительно стоит работать. Ведь проект автоматизации обогащает обе стороны.

Мы изменили свою партнерскую политику. Теперь имя и опыт внедрения там, где нас нет, перестали считаться у нас преимуществом. Мы усовершенствовали тендерные процессы, стали оценивать в деньгах варианты долгосрочного сотрудничества и сразу сообщать потенциальным партнерам, что именно мы ценим в отношениях с программистами. Мы делаем предложение «в одно окно» и один раз, сразу сообщая, на какие компромиссы готовы идти, чем можем быть интересны в рамках проекта и вне его.

Разработчики, которые пошли работать и задержались, вдруг забеспокоились, что это мы не звоним, и, заглянув в гости, оторопели от новости, что работы идут полным ходом, но… с другими программистами. Компания, сорвавшая семинар и потерявшая потенциальный бюджет в 480 000 (не у.е., но всё же!), получила претензионное письмо с уведомлением о возврате наших 3 200 рублей и свою законную строчку в черном списке.

Однако последнее важно нам, а не этой компании: будучи одной из крупнейших 1С-франчайзи в Питере, она не останется без клиентов. Мы же, благодаря ей, уже через три дня заключили соглашение с новым партнером, которым очень довольны (пока). Так оправдал себя подход иметь минимум два запасных варианта по каждому из текущих проектов.

Если бы я имела возможность обратиться к программистскому сообществу, то пожелала бы ему продолжать в том же духе, так как это крайне полезно для поумнения заказчиков, для развития их собственных IT-подразделений и, в конце концов, для естественного отбора. Ведь уважать партнера – это так естественно! Или нет?  

*Книга Алана Купера "Психбольница в руках пациентов. Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие" издана в 2004 г . в Санкт-Петербурге издательством "Символ-Плюс".

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001