Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Арт-терапия – дело правое

Миссия организации, восстановление ценностного баланса в корпоративной культуре и арт-терапия.

Материал связан со страницами: 

Елена Маркушина, ноябрь 2008 г.

Тема миссии компании в нашем журнале не поднималась давно, тема миссии организации – и того дольше. Мода сошла на нет, возникла иллюзия насыщения информационного пространства. Чаще встречаются две читательские точки зрения: первая – «уже все ясно», и вторая - «разницы между этими миссиями нет». Нахожу оба этих вывода несколько преждевременными.

«Для чего мы собрались делать это» (миссия компании) может иметь огромное число вариаций. А вот у сообщества, у организации, выбравшей тот или иной вид деловой активности, миссия одна – в достижении баланса между "левополушарными" ценностями (цифры - деньги, доминирование, диктат регламента и т.д.) и "правополушарными" (человек, развитие духа, работа на общую цель и т.д.). Достижение этого баланса – отдельная задача Развивающего.

Вокруг смотрящий

Директор по развитию должен внимательно следить за происходящим с корпоративной культурой. Кто-то скажет: «Следить? Да он должен активно и совместно с… ее формировать!». Совершенно точно, но в данном материале речь о том, чему традиционно уделяется крайне мало внимания - мониторингу разрыва.

Этот разрыв непросто заметить, еще труднее донести до управляющих факты в пользу своей точки зрения, убедить в опасности такой ситуации и привлечь коллег к совместному исправлению ситуации. Если разрыв между ценностными полюсами становится пропастью, компания оказывается в малоосознаваемой, но от того в не менее серьезной опасности. Этот разрыв нужно удерживать в приемлемых границах (у каждой компании они свои) и стараться по возможности сократить, создать гармоничный союз взаимного дополнения «правого» и «левого».

Трудности в работе директора по развитию с данным предметом объяснимы. Левополушарные ценности в культуре бизнес-организации появляются раньше, чем правополушарные. Пока дело создает «ценность для клиента», прибавочную стоимость и прибыль, оно остается бизнесом, поэтому все, что связано с рацио – это серьезно, это по-взрослому, это важно. Творческий подход к делу, забота о людях, внутренний креативный потенциал – это удел тех, кому заняться нечем. Такие суждения (особенно, когда они не произносятся, а исповедуются как само собой разумеющееся) крайне опасны.

Письма от агентов перемен и директоров по развитию дают нам примеры того, как часто первые лица компании не понимают мотивов усилий коллег, когда они начинают "трепетно относиться" к сохранению в компании творческого духа. Однако, это вовсе не склонность к культурно-массовой работе, а профессиональный выбор. (Этот и многие другие выборы описаны здесь).

Нам песня строить и жить помогает

Иногда Развивающий встает в конфронтацию с менеджером по персоналу по вопросу организации корпоративного праздника. Первый и сценарий напишет, и внутренние таланты по такому случаю организует; второму (к счастью, не всегда) проще заказать стол в ресторане и нанять аниматоров. 

Генеральному директору (тому, кто платит и заказывает музыку) по душе вариант корпоративного творчества только в том случае, когда он сам человек не ограниченный, и если не широко образованный в области культуры и искусства, то хотя бы не чуждый в молодости песен под гитару у костра или КВН-а. Когда ничего этого нет – вероятность компании заразиться «вирусом бесталанности» очень велика.

Как говорил Шопенгауэр, о человеке можно сказать многое по тому, как он расходует свободное время. Корпораты в таком контексте более чем показательны. И дело вовсе не в том, сколько потрачено денег на аренду помещения, стол и фейерверки, не в том, с каким восторгом и открытостью это было принято. Дело в том, сколько усилий, созидательной и объединяющей энергии самих сотрудников было вложено в этот праздник.

Забавно, как ощущают себя коллективы, в которых творчество когда-то было (стихи писались, HR-акции изобретались, полет творческой и юморной мысли был в почете и т.п.), а потом иссякло вместе с уходом талантливых людей. Средний уровень агрессии от текущей усталости выше привычного; скучно, тоскливо, бесцветно и, самое главное, еще на уровне памяти свербит, что что-то не так. Но что?!

Свербит, однако, не у всех. В плоской культуре капустопроизводства (особенно в торговых компаниях) себя великолепно чувствуют поборники исполнительских методов, самым известным из которых является «управление по целям» (см п. 12) . Человек равно функция; не функционирует – меняем на другого. Команда равно «стая поневоле». «Лидерство» равно «главенство»… Люди потенциально наиболее лояльные компании, пассионарные и ценные, такой культурой выталкиваются. Им тут некомфортно, даже если им переплачивать, иногда они произносят слово "тошно". Такими сотрудниками нужно заниматься особо, востребовать их творческий потенциал через связи Развивающего вне компании, это может продлить служебный стаж талантливого человека у вас.

Руль вправо

На тему диагностики вируса бесталанности можно говорить много. Творческое начало проявляет себя во внешних сайтах, презентационной полиграфии, обустройстве офиса, событиях корпоративного календаря, внутреннем портале или газете, в предпринимательских проектах и многом другом. Но обратимся к вопросу «что делать» в случае, когда творческое начало в компании регрессирует.

У развивающих в перечне профессиональных принципов есть один, который применить самое время: чем сложнее и неоднозначнее проблема, тем более простыми методами ее нужно решать. Для нашего случая также найдется такой простой (на первый взгляд) метод.

Прежде всего, необходимо вспомнить, что при рассмотрении вопросов правополушарных ценностей и, тем более, при реализации проектов в этом направлении, надо задействовать ту часть нашего мозга, которая оказывается незадействованной. Велосипед изобретать не нужно. Можно обратиться к наработкам арт-терапии*.

Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас

Если вы хотите организовать для сотрудников компании, скажем так, тренировку правого полушария, то вам необходимо будет учесть несколько обстоятельств.

Партнеры. Для мероприятия нужна абсолютно отличная от служебной среда. Привычные офисы, хайтек в дизайне помещений не годятся. Местом проведения должно стать "пристанище муз": музей, галерея, мастерская и т.п.

Участники. Если мероприятие подобного рода организуется вами для сотрудников компании впервые, то оно не должно быть массовым. Да оно таковым и не станет. Отзовутся на приглашение только "живые души" - те, кто интуитивно ощущает потребность в "чем-то таком", для кого эмоциональный голод фатален ощущением собственной неполноценности. В таком случае человек не станет прятаться за "я не умею рисовать", "я никогда не лепил", "я ничего в этом не нахожу" и т.д. Если в группе окажутся только новички, то ее лучше разбавить несколькими приглашенными, которые знакомы группе, но не связаны с нею служебными отношениями. Это поможет снять некую напряженность ("ну, мы все понимаем, почему мы здесь") и каждому участнику, что называется, заняться собой, извлечь свой личный максимум из происходящего.

Бюджет. Для каждого участника мероприятие должно быть доступно по цене и оплачиваться либо только персонально, либо в соотношении 30Х70, где 30% средств устроителям перечисляет компания. Во многом мероприятия в сфере арт-терапии являются по сути оздоровительными, находятся в плоскости личностного здоровья. За это лучше заплатить из собственного кармана.

Содержание зависит от состава и искушенности группы участников. Даже самый простой контент, с несложными заданиями может стать открытием, новым опытом.

В одну из суббот ноября 2008-го года в Галерее Матисс, что на Никольской площади в Санкт-Петербурге, мы провели такое мероприятие для сотрудников торговой компании (технический рынок). 

Совладелица и директор галереи - Юлия Бородина - психолог с 10-тилетним стажем. До того дня, когда Юлия решилась на реализацию своей мечты - открытие арт-галереи - она работала в Управлении по кадрам "Лукойл Танкерс". Из всего перечня приемов и вариантов работы с людьми в рамках программ адаптации и развития Юлия особо выделяет арт-терапию как метод невероятно простой и действенный. Я уговорила Юлию вспомнить прошлые времена и тренерскую работу, и провести эту... встречу с самим собой.

Никто из участников затеи прежде не рисовал кистью.., на мольберте.., в галерее... в окружении работ, представленных на выставку. Никто не знал, как это представлять свой "шедевр" зрителям и отвечать на вопросы тренера.

Те из участников, кто прежде проходил тесты Люшера, "нарисуйте дворик", дерево и т.п., были рады случаю переключиться от прагматичных задач на совершенно новые, хорошо забытые.

Выделенное на мероприятие время можно направить на решение самых разных творческих и организационных задач и сделать это самыми разными способами. Индивидуальные задания можно сочетать с партнерскими и групповыми, расходовать не только краски и бумагу, но и клей, глину, пластилин, самые разные предметы, даже мусор. Обратная связь участникам может быть разной степени глубины и открытости. Все зависит от задач и от мастерства тренера.

Если "пристанище муз", как это было в данном случае, является уютным и гостеприимным домом, то чашка отличного кофе за круглым столом будет чем-то большим, чем просто чашка кофе во время кофейной паузы. Вкусы, ароматы и формы - дело тонкое. Всё ко двору.

Что же из этого следует? Следует жить. 

Мне приходилось принимать участие в подобных мероприятиях, рассчитанных на различные аудитории и организованные по-разному. Не все они были удачными, но я не припомню случая, когда бы слушатели наряду с критикой не добавляли, что время ни в коем случае не потрачено зря, и они не жалеют, что выходным днем они распорядились именно таким образом.

Результат для каждого участника, безусловно, индивидуален. Он может проявиться сразу, а может вызвать уединение и рефлексию. Могут быть и неожиданности от "я такое нарисовал?" до "все, иду на курсы рисунка и живописи". 

Подчеркнем особо: приведенный пример не призван удивить читателей, которые "видали и не такое еще в начале 90-х". Акцент не на том, что арт-терапия существует, успешно помогает и давно применяется. Важно как применяется и зачем. Какую цель преследует Развивающий - понятно. Чтобы "подлечить" компанию от болезни левизны одного подобного мероприятия явно недостаточно, "спасти мир" не удастся. Однако, даже один подобный шаг может спасти целый мир, каким является один единственный человек. Может ему для принятия своего личного решения "вселенского" масштаба не хватало именно этого - возможности увидеть правый профиль проблемы.

Навредить арт-терапией трудно. Навредить невниманием к гуманитарным процессам предприятия можно, так как в данном случае не деяние, пассивность Развивающего есть ни что иное как позиция, поступок, который еще шире открывает двери компании вирусу бесталанности.

*АРТ-ТЕРАПИЯ - это вид терапии, использующий искусство как терапевтический фактор. Арт-терапия возникла в контексте психоаналитических идей Фрейда и Юнга.

http://www.koob.ru/art_therapy/  Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

http://www.dreamkids.ru/students/lessons/lessons_text/art_ter.htm  Арт-терапия – это эмпирический метод, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через изобразительную деятельность с целью изменения его состояния и структуры мироощущения. Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).  

Высказаться 

 

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001