Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



 

Выпуск пятый (5)

Вышел учебник "Организационное поведение". Весь.

Материал связан со страницами

Елена Маркушина, 12.10.2009

"Что вы думаете о новом учебнике "Организационное поведение" для ВУЗов? Он вышел в издательстве "Питер", одобрен Министерством..." До этого письма читателя нашего журнала об учебнике я ничего не знала, поэтому поспешила в ближайший книжный магазин, где намеревалась купить на радостях несколько экземпляров. Причем, собиралась я это сделать даже в том случае, если не обнаружу в них самых последних веяний и выводов профессионального сообщества. Однако, то, что я обнаружила в книге, вызвало глубокое чувство досады на грани с негодованием. Я выписала в блокнот номер специальности 080507 на случай, если мне когда-либо придется пересекаться по работе с обладателем таковой. Что бы ни говорили в будущем о своих факультетах и специализациях выпускники экономических ВУЗов (менеджмент организации, экономика и управление на предприятии, промышленный менеджмент), они, если учились по этому учебнику, будут особо отмечены, а в родственные нам рабочие команды не попадут до тех пор, пока не пройдут полную переподготовку.

К диалогу на тему я пригласила Олега Ильинского - директора по стратегическому развитию крупного Санкт-Петербургского холдинга.

Е.М. Интересное начинается с первой страницы. Автором издания является группа преподавателей различной выслуги лет в ВУЗе и столь же различного научного звания. 

О.И. Мы говорили об этом еще в 2002-м году. Если я вижу, что учебник об управленческой науке написан преподавателями ВУЗов, я его даже не открываю. Годами пребывая в умозаключениях о менеджменте и не подходя к нему близко на пушечный выстрел, господа читают. Читают много. Потом у них появляется возможность освоить государственные деньги или грант, выпустив учебник на тему прочитанного. Что они делают? Приглашают практиков? Зачем? Они и так все знают, или слышали тех, кто знает, или читали тех, кто делает вид, что знает. В результате у "читателя", которому срочно надо стать "писателем" случается отрыжка из плохо переваренного месива сторонних мнений. Немножко структурируем, вопросы в конце главы, перечень литературы (желательно иностранной) - все, учебник готов, можно делить гонорар. Конечно, придется немного поделиться с тем, кто это одобрит, но так дело-то государственное, поставлено на широкую ногу... Я все думаю: что это  - святое неведение, вседозволенность, наглый цинизм. Если бы по приходу на кафедру давали бы клятву наподобие гиппократовой, они бы также себя вели, также вредили бы карьере собственных студентов?.

Е.М. Финансово-экономический кризис, как неоднократно уже отмечалось, имеет одну из причин - качество управления бизнесом. Об этом много говорят, но почему-то забывают сказать, следствием чего является такое качество. Сколько бы о пробелах в подготовке менеджеров мы ни говорили, все тонет в шуме работающего механизма хорошо отлаженной системы. Она - эта система - каждый год выпускает на рынок труда совершенно не готовых к практической деятельности управленцев. Точнее даже не управленцев, а молодежь с кругозором, несколько расширенным в сторону управленческих знаний. Надо видеть расширенные глаза этой молодежи, когда она приходит на предприятие на преддипломную практику и слышит наши вопросы. Они не просто не обучены, они запутаны, дезориентированы. У многих ощущение, что они потеряли 5 лет жизни. 

О.И. При разговоре на фирме на ту же тему один коллега припомнил недавние слова премьера. А и правда, если происходит крупномасштабная фальсификация государственного обучения управлению, то... "где посадки?"...

Е.М. Однако вернемся на страницы вышеназванного учебника. Понятно, что знакомые фамилии мы там увидим; если не все, то очень многие. "Смешались в кучу кони, люди".

О.И.  Дайджест того, что "было сказано кем-то про Это", не предполагает наличие анализа "за" и "против" позиции конкретного ученого, консультанта, автора и т.д. Жанр такой. Ну, допустим.

Е.М. Олег, давайте конкретно. Вот страница 330. Знаете ли вы основные принципы управления изменениями?

О.И. Погодите, учебник про оргповедение или про управление изменениями? 

Е.М. Про оргповедение, если по обложке судить. Изучив содержание, понятно, что лучше дать студенту книгу Ричарда Дафта "Организации. Теория и практика", Москва, Олма-пресс, 2001 г., толку будет больше. И все же? Послушайте:

"Основные принципы управления изменениями"

Готовы? Поехали.

п. 1 Осуществляйте только необходимые и полезные изменения. (вы поняли, какие это конкретно, что значит "необходимые" или "полезные"? Нет? Неважно. Идем дальше).

п. 2. Работники должны быть готовы к постоянным изменениям, овладению новыми навыками. (в учебнике по ОП так и написано "РАБОТНИКИ". Потом "ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОТОВЫ", и так до конца фразы).

п. 3. Проводите эволюционные преобразования (см. п. 1)

п. 4. Вырабатывайте адекватное действие для противодействия каждому источнику сопротивления.

О.И. "Непропорциональное применение силы" почему-то в памяти всплывает.. То есть противодействовать надо источнику сопротивления? 

Е.М. Дальше.

п. 5. Вовлекайте в процесс осуществления перемен работников, что поможет снизить сопротивление.

О.И. Слушайте, поколению писавших логику уже не читали в институте, это точно!

Е.М. Пункт шестой: 

п. 6. Проводимые изменения должны быть выгодны работникам. Вы все еще хотите комментировать? Седьмой пункт: 

п. 7 Рассматривайте процесс изменений в организации как долгосрочный, уделяйте особое внимание стадиям "размораживания" и "замораживания".

О.И. Чего-чего? Про стадии еще раз.

Е.М. Идентифицируйте проблемы, которые не удалось устранить в процессе изменений.

Молчите... Мда, нет слов. Пойдем недалеко, на соседнюю страницу. Там таблица 9.2.2. "Стили проведения изменений в организации". Вы думаете, в этой таблице действительно стили? Фигушки. Там пять вариантов поведения некоего руководства во время изменений. Разницу чувствуете? Это как на семинаре, конференции или презентации консалтинговой компании: в плане заявлены одни фразы, а изложение совсем про другое. И эта подмена происходит не от халатности или умысла какого. Просто от непонимания.

О.И. Знаете, Елена, с удовольствием процитирую Вам эпизоды из той части этой книги, что изучил я, но только не для записи и публикации. У меня мало приличных слов. И еще вот что я думаю. 

Мы с Вами мечтаем о том времени, когда можно будет тему импрувмента на конференциях обсуждать, когда интерес будет массовым. Вы себе представляете, сколько нужно преодолеть этим новоиспеченным менеджерам, чтобы навести порядок в голове, понять азы? А мы им о высоком! Да они сразу после этого ВУЗа в бизнес-школу пойдут, чтобы уже окончательно... Ну ладно. 

Вы знаете, я в учебнике по орг.поведению не нашел одного. Оргповедения. Там даже про организационное развитие есть, про которое можно отдельный кирпич написать. Но тут не надо быть асами, чтобы понять, что книгу писали те, кто ничего в предмете не понимает. 

Но ведь это совсем другое дело, когда сомнительно высказывается Питер Сенге или Эдгар Шейн, там спор на другом уровне происходит, да и голых королей заморских нам хватает. Но вот это что вообще такое? Я не знаю, как к этому относиться. И хотя Школа Злословья о менеджменте и Контрольная закупка - родственные проекты, мне что-то не хочется экспериментировать с учебниками по оргповедению...

Вот есть у любимого вами Гордона передача "Закрытый показ", и он перед просмотром у гостей студии спрашивает, смотреть фильм или нет. Мне интересно, среди наших коллег найдется хотя бы один, который скажет "смотреть"?

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001