«Найти идею» — книга, в которой
ТРИЗ изложена в наиболее полном и
завершенном виде. В данном издании впервые
приведены все основные инструменты ТРИЗ:
стандарты на решение изобретательских
задач, полный текст АРИЗ-85В, приемы
разрешения технических противоречий.
Даются многочисленные примеры создания
изобретений при помощи ТРИЗ и задачи для
самостоятельного решения.
Книга будет интересна всем, кто
стремится повысить эффективность
творчества, и будет полезна не только
изобретателям и инженерам, но и
бизнесменам, менеджерам, людям творческих
профессий, студентам и школьникам.
Генрих
Саулович Альтшуллер (псевдоним Генрих
Альтов) — автор ТРИЗ (теории решения
изобретательских задач), автор ТРТЛ (теории
развития творческой личности),
изобретатель, писатель.
Родился в 1926 г. в Ташкенте (СССР,
Узбекистан) в семье журналистов. В 1931 г.
семья переехала в г. Баку (СССР,
Азербайджан). С отличием окончил среднюю
школу. Поступил в Азербайджанский
индустриальный институт. С первого курса
нефтемеханического факультета в феврале
1944 г. ушел добровольцем в Советскую Армию.
Учился в 21-й Военно-авиационной школе
первоначального обучения пилотов (СССР,
Грузия, Рустави). После окончания Великой
Отечественной войны для продолжения
службы направлен в Баку; служил в
инспекции по изобретательству Каспийской
военной флотилии, был командиром
отделения химической разведки в/ч 11513.
В 1948 г. написал письмо Сталину (вместе с Р.
Б. Шапиро) с резкой критикой положения дел
с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 г.
арестован бывшим МГБ СССР (Министерство
госбезопасности), без суда приговорен
Особым совещанием МГБ к 25 годам лишения
свободы и отправлен в Речлаг — один из
лагерей Воркуты. Лагерный номер: 1-Ч-502. В
лагере сделал несколько изобретений. 22
октября 1954 г. реабилитирован КГБ при
Совете министров СССР по Закавказскому
военному округу.
После освобождения вернулся в Баку, где и
жил до 1990 г. С 1990 г. до своей смерти в 1998 г.
проживал в г. Петрозаводске (Республика
Карелия).
В 1946–1948 гг. главной целью жизни стала
разработка ТРИЗ (теории решения
изобретательских задач). Основной
постулат ТРИЗ: технические системы
развиваются по определенным законам, эти
законы можно выявить и использовать для
создания алгоритма решения
изобретательских задач. Созданию и
совершенствованию ТРИЗ, а в конечном счете
созданию теории сильного мышления, Г. С.
Альтшуллер посвятил свою жизнь — около 50
лет.
Занятия по ТРИЗ вел с 1948 г. В эти годы он
уже сформулировал идею выявления и
преодоления технического противоречия,
выявил некоторые закономерности (в
частности, то, что теперь называют
переходом в надсистему, а также закон
согласования ритмики), приемы (один из
первых — изменение агрегатного состояния),
химэффекты (применение сильных
окислителей, взрывчатых веществ), появился
информфонд.
Первая публикация, посвященная теории
изобретательства, — статья «О психологии
изобретательского творчества» (Альтшуллер
Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии
изобретательского творчества // Вопросы
психологии, 1956, № 6; см. www.altshuller.ru/ triz0.asp). В
статье — первый опубликованный АРИЗ (алгоритм
решения изобретательских задач). Над
совершенствованием АРИЗа Г. С. Альтшуллер
работал около 40 лет. Автор модификаций:
АРИЗ-59, АРИЗ-61, АРИЗ-64, АРИЗ-65, АРИЗ-68, АРИЗ-71,
АРИЗ-74, АРИЗ-75, АРИЗ-77, АРИЗ-82 (А, Б, В, Г), АРИЗ-85А,
АРИЗ-85Б, АРИЗ-85В.
В 1957–1959 гг. работал в Министерстве
строительства Азербайджана (Бюро
технической помощи). Здесь в 1958 г. провел
самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на
котором впервые было сформулировано
понятие ИКР (идеального конечного
результата). Проводил семинары по ТРИЗ по
всей стране (СССР). Число семинаров к 1970 г.
составило 19, в том числе и первый семинар
по подготовке преподавателей ТРИЗ в г.
Дзинтари (Латвия) в 1968 г. Всего Г.С.
Альтшуллер провел около 70 семинаров и
курсов по обучению ТРИЗ и подготовке
преподавателей в различных городах СССР.
В 1970 г. создал в Баку (СССР, Азербайджан)
Школу молодого изобретателя, которая в 1971
г. переросла в АзОИИТ (Азербайджанский
общественный институт изобретательского
творчества) — первый в мире центр обучения
ТРИЗ. Организовывал первые в стране школы
изобретательского творчества,
общественные университеты научно-технического
творчества во многих городах. Общее число
таких школ в 80-е годы превышало 500.
Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 г. С 1974 г.
по 1986 г. вел изобретательский раздел в
газете «Пионерская правда». За 12 лет
проведения не имеющего аналогов в мире
эксперимента по обучению ТРИЗ школьников
10–17 лет он проанализировал полмиллиона
писем с решениями изобретательских задач.
На основе этого уникального опыта
написана книга «И тут появился
изобретатель» (1984 г., 1987 г.; дополненное и
переработанное издание в 1989 г.; 2000 г.).
В 1973 г. ввел в практику решения
изобретательских задач вепольный анализ,
а в 1975 г. — стандарты на решение
изобретательских задач
С конца 50-х годов собирал информфонд, на
основе которого в 1985 г. (вместе с И.М.
Вёрткиным) разработал концепцию
становления и развития творческой
личности, ставшую ядром теории развития
творческой личности — ТРТЛ.