Rambler's Top100
В.Ф. Руднев - командир легендарного крейсера "Варяг"
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Руководство по вхождению в кризис

Девид Т. Кернс - CIO Xerox до 1990 г. (эпизод книги "Пророки во тьме". СПб, Азбука 1996г.). Размещено 16.10.03.

Если вам довелось своими глазами видеть, как огромная корпорация, потеряв управление, скользит по наклонной плоскости, трудно не задаться вопросами: что происходит? Отчего? Может быть, они зазнались? Может, прошло их время? Или им просто не повезло?

Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными, но, на наш взгляд, вина за неудачи в любом случае лежит на корпорации. Любая организация инстинктивно узаконивает все, что она делает, и потому становится инертной и неповоротливой. Впрочем, в более или менее стабильные времена для таких ее действий есть основания: то, что оказалось полезным однажды, будет полезным всегда.

Но стабильность — большая редкость, и потому причина былого успеха зачастую становится залогом будущих неудач. Подобное происходит сплошь и рядом. Именно это и произошло с «Ксероксом». Наша торговая сеть замечательно справлялась со своей задачей, продавая копировальные машины на стремительно расширяющемся рынке. Но времена изменились, и прежние установки стали работать не во благо, а против компании, поставив ее на краю гибели.

Понять, как это могло произойти, довольно просто. Крупные организации стремятся отгородиться от внешнего мира и вследствие  этого  перестают  замечать   свои   промахи  и  просчеты. Загляните в любую компанию и обратите внимание на то, что, независимо от того, переживает она в данный момент взлет или кризис, вы ни за что не догадаетесь об этом по ее внешнему виду, который, несмотря ни на что, остается прежним, — даже фикус, как всегда, зелен и здоров.

Для того чтобы определить, каким образом компания может начать более продуктивную деятельность, было бы, на наш взгляд, полезно и занимательно подойти к проблеме с другой стороны и задаться прямо противоположным вопросом: каковы причины снижения конкурентоспособности?

Задаться этим вопросом имеет смысл, поскольку еще недавно американские предприятия в таких отраслях, как бытовая электроника, автомобилестроение, машиностроение, офисное оборудование, повсеместно доминировали, а теперь испытывают значительные трудности. Почему же они утратили свои позиции?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы написали инструкцию — пособие для желающих снизить свою конкурентоспособность. Здесь десять параграфов, последовательно предписывающих очередные шаги. Если вы пройдете их все один за другим, то долго не протянете. До встречи на кладбище!

§1. Придумайте потребителя

Первый параграф предлагает вам придумать себе такого потребителя, о котором вы будете знать, что ему нужно, лучше его самого и который останется верным вашей компании, сколько бы вы ни злоупотребляли его терпением. Не следует тратить время на изучение потребительских запросов и на жалобы потребителя. В самом деле, что это он о себе возомнил!

§2. Не вкладывайте в качество

Этот параграф является логическим следствием первого. Суть его в том, что качество потребителя совершенно не интересует и он не способен заметить разницы между плохим и хорошим. Так что не вздумайте следовать за его запросами. Делайте, что сами считаете нужным. Не стоит тратить деньги на улучшение производства. Лучше вложите их в новый самолет или в фондовый опцион.

§3. Плюньте на дизайн

Далее следует плюнуть на дизайн. Не обращайте внимания на внешний вид продукции. В конце концов, дизайн стоит денег. Какое потребителю дело до того, как что смотрится!

§4. Забудьте о производстве

Не стоит обращать слишком много внимания на производственные процессы и на рационализацию. Велите тому, кто отвечает за производство, как можно реже показываться вам на глаза. Истинный успех заключается в том, чтобы все делалось само собой.

§5. Оставьте «окраину»

Из «окраины» рынка хороших денег не выжать. Нелепо драться за место ради нескольких центов, от конкуренции и без того житья нет. Если какая-то иностранная компания стремится попасть на «окраину», значит, у нее нет ни сил, ни возможности выйти на настоящий рынок, так что беспокоиться не о чем.

§6. Делайте все сами

Всем известно, что настоящие мужчины не любят сладкого и совместных предприятий. Так что если вы настоящий мужчина и хоть на что-то способны, будьте тверды и держитесь подальше от всяких союзов. Делайте все сами.

§7. Не думайте о конкурентах

Не стоит терять покой и сон из-за конкурентов. Вполне возможно, что они ничего не умеют. Расслабьтесь, представьте, что никакой конкуренции нет, и завтра вы отлично справитесь с продукцией, которую они выпускают сегодня. Утешьте себя мыслью о том, что вашим конкурентам просто повезло, в противном случае у них ничего бы не получилось. Но ведь никому не везет вечно.

§8. Придерживайтесь традиционных методов организации

Нет ничего лучше традиционной организационной структуры с ее жесткой иерархией и властными начальниками. Придерживайтесь старых методов руководства. Они заведут вас достаточно далеко.

§9. Талант должен знать свое место

Пусть ваши сотрудники занимаются только исполнением своих обязанностей. Широкие личности вам ни к чему.

§10. Не пытайте счастья

Помните, что прежние достижения — залог будущего успеха. Не тратьте время на бесплодные размышления и анализ ошибок, никакого урока из них вы все равно не извлечете. Что сработало раз, сработает снова. Удачливому человеку ни к чему гадать, почему да зачем.

***

Справедливости ради следует отметить, что «Ксерокс» в свое время придерживался девяти предписаний из десяти. (Мы создавали совместные предприятия, и все-таки следовало открывать их больше.) Но не только «Ксерокс» может похвастаться таким крупным счетом.

Снижение конкурентоспособности компании заставляет ее занять оборону. Начинаются увольнения, а это усиливает недовольство. Попытки снизить себестоимость ведут к ограничению вложений в улучшение качества. Оказаться в порочном кругу очень просто, и требуется огромное усилие, чтобы его разорвать.

***

Дополнения от русскоязычных жителей Острова Маркус

§11. Не стоит увлекаться HRM

Содержать HR-менеджера и специалиста по учёту кадров ни к чему. Старый добрый кадровик всё построит, перестроит, разовьет, аттестует и обучит. Незаменимых нет; работа - не волк; управление - мужская работа; люди ничего не решают, а делают то, что им говорят; все хотят быть начальниками - эти основы непоколебимы и невероятно эффективны.

§12. Не тратьте время на обучение

Обучение  - пустая трата времени. Вы и так все знаете. А если заняли высокий пост, то автоматически вместе с должностью получили необходимые знания и сами можете научить кого угодно. А подчиненным учиться даже за свои деньги и во внерабочее время тоже ни к чему, потому что знать больше вас нельзя в принципе. Увольте менеджера, который задает слишком много вопросов.

§13. От каждого по вкладу, каждому по "спасибо".

Людям платить не надо. Они должны любить потребителя, потому, что это их работа и начальника, который дал им эту работу. ВЫ платите людям зарплату и проценты, а не Потребители. Запомните это. Люди должны работать бесплатно и быть счастливы, что имеют работу. Они никуда не денутся. Чем раньше вы решите это проверить, тем скорее встреча на кладбище.

§14. Поощряйте серость

Менеджмент - не имеет отношения к интеллекту. Связи и деньги - вот и весь менеджемент. Тушите проблески разума, особенно коллективного. Больше трех не собираться. Не допускайте случаев "трезвой сборки". Скрывайте информацию о положении дел и перспективах - это ведь единственное Ваше знание. Отрицательный результат - тоже результат. Не торопитесь ничего менять. Всё будет...

§15. Ваш вариант

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001