Rambler's Top100
ISO 9000
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Что почитать об ИСО 9000 и проблемах сертификации в Интернете 

Рекомендации специалиста: Владимир Шпер (журнал "Методы Менеджмента Качества", Москва) shper@vei.ru  10.2002 г.

Начну с рассказа об эксклюзивном интервью с одной из легендарных фигур в области качества Дж. Джураном, опубликованном в августовском номере "Quality Digest" – www.qualitydigest.com/aug02/articles/01_article.shtml  Интервью было взято в Нью-Йорке в июне этого года (при этом Джурану – 97 лет). На вопрос, что было наибольшим достижением в мире качества за всю его жизнь, Джуран ответил: "Японская революция качества". На вопрос, считаете ли Вы, что ИСО 9000 – это препятствие на пути движения за качество, Джуран ответил: "Конечно. Вместо совершенствования с революционной скоростью, все толпой бросаются за ИСО 9000, и ограничивают себя посредственным стандартом. Большой ущерб был нанесен, и наносится сейчас". Ответ на вопрос, что Джуран думает о шести сигма был более пространен, но суть его можно выразить одной фразой: "В этом нет ничего нового". Довольно подробно Джуран ответил на вопрос об истории применения статистических методов в сфере качества. В этом ответе упомянуты Шухарт, Грант и Деминг, причем Джуран не отказал себе в удовольствии слегка поязвить по поводу всех упомянутых персон. В заключение Джуран выразил надежду на то, что в текущем столетии мы увидим существенный рост качества и расширение сфер его влияния повсюду, включая здравоохранение, образование и правительственные учреждения.

В том же августовском номере "Quality Digest" в разделе новостей содержится заметка с названием: "Письмо Большой Тройки означает конец QS-9000" - www.qualitydigest.com/aug02/news.shtml . Суть заметки в следующем. В августе 2002 года Большая Тройка автопроизводителей проинформировала своих поставщиков, что им следует перерегистрировать их системы качества на соответствие ИСО/ТУ 16949. Сроки перехода установлены: 14 декабря 2006 года для поставщиков Форда и Дженерал Моторс, 01 июля 2004 года для поставщиков ДаймлерКрайслер. Соглашение между QS-9000 и ИСО о включении ИСО 9000:1994 в третье издание стандартов QS-9000 заканчивается 14.12.06. После этого QS-9000 будет заменен на ИСО/ТУ 16949:2002. Поставщиков, имеющих сертификат ИСО/ТУ16949:1999 просят перерегистрироваться до 15.12.2004 года. ИСО/ТУ 16949:1999 основано на стандартах ИСО 9000:1994, какие перестают действовать с 15.12.2003. Срок 15.12.2004 отражает годовой переходный период, с которым Большая Тройка согласилась. ДаймлкрКрайслер не только просит своих поставщиков перейти на новый стандарт до 01.06.2004, но и предупреждает, что с этого момента другие Европейские стандарты, например, VDA 6.1, будут также неприемлемы. В качестве причин всего этого указывается на то, что регистрация на соответствие QS-9000 оказалась не столь эффективной, как хотелось бы. Кроме того, планируется разработать новый процесс регистрации с более жесткими требованиями к аудиторам и регистрирующим органам.

06.2002 г.

За то время, что мы не писали об официальных сайтах ИСО, на них появилось много полезной информации, разработанной 176-м техническим комитетом, и представляющей интерес для всех организаций, внедряющих или собирающихся внедрять стандарты ИСО серии 9000:2000. На страничке www.iso.org/iso/en/iso9000-14000/iso9000/2000rev6.html приведен документ ISO/TC 176SC 2/N 524R - Руководство по разделу 1.2 стандарта ИСО 9001:2000 "Применение". На страничке www.iso.org/iso/en/iso9000-14000/iso9000/2000rev7.html приведен документ ISO/TC 176SC 2/N 525R - Руководство по требованиям стандарта ИСО 9001:2000 к документации. На страничке www.iso.org/iso/en/iso9000-14000/iso9000/2000rev8.html приведен документ ISO/TC 176SC 2/N 526R - Руководство по терминологии, применяемой в стандартах ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000. Наконец, на страничке www.iso.org/iso/en/iso9000-14000/iso9000/2000rev9.html приведен документ ISO/TC 176SC 2/N 544R - Руководство по процессному подходу к системам менеджмента качества. Объем первого документа - 11 стр. английского текста, второго - 7 стр., третьего и четвертого - по 8 стр. Те же самые документы можно найти и на сайте непосредственно 176-го комитета:  https://isotc176sc2.elysium-ltd.net/1.2Application.doc, https://isotc176sc2.elysium-ltd.net/Documentation.doc, https://isotc176sc2.elysium-ltd.net/Terminology.doc, https://isotc176sc2.elysium-ltd.net/Process.doc.

На www.iso.org/iso/en/iso9000-14000/iso9000/selection_use/iso9000family.html  приведен перечень стандартов, входящих в семейство ИСО 9000 (12 документов), а на www.iso.org/iso/en/iso9000-14000/iso9000/selection_use/implementing.html приведена процедура внедрения стандартов ИСО 9000 в организации (из 13 позиций).

РОО "Эколайн" поддерживает на некоммерческой основе Общественный Регистр сертификации систем экологического менеджмента. В нем размещена информация о российских организациях, сертифицированных на соответствие стандарту ИСО 14001. Перечень таких организаций на конец апреля 2002 года приведен на странице www.14000.ru/register/ . В этом перечне на указанный выше момент 14 организаций с указанием даты получения сертификата (одно в 1998, пять в 2000 и 8 в 2001).

Среди адресов, упомянутых в первой части сегодняшнего выпуска, есть два русскоязычных сайта, на которые мне хотелось бы обратить внимание наших читателей. Первый - это сайт «Управление 3000» - www.bizoffice.ru/, где на страничке www.bizoffice.ru/index.phtml?section=quality размещено 8 статей Ю.П. Адлера (некоторые с соавторами), опубликованных ранее в журналах "Стандарты и Качество" и "Методы Менеджмента Качества".

Второй - это весьма любопытный сайт http://www.markus.spb.ru На нем, в частности, есть ряд публикаций, привлекших моё внимание. Среди них статья "Корпоративная культура. Уж какая есть…" - www.markus.spb.ru/navalochnaya/ford.shtml . В ней приведен текст договора между "Ford Motor Company" и её авторизованным дилером. Как справедливо замечено в предисловии к этому документу, из него очень хорошо видно, как корпоративная культура проникает во все, что делает компания, и как она отражается даже в таком формальном документе, как договор с дилером компании. 

Вторая статья, о какой мне хотелось бы сказать, называется "Маленькими шагами к большому успеху" (автор Джим Коллинз) www.markus.spb.ru/navalochnaya/11colins.shtml Она перепечатана из журнала "Искусство управления" (№6 (12), 2001). В ней приведены результаты исследования 1435 компаний, из которых были отобраны 11 выдающихся, т.е. таких, какие смогли осуществить прорыв из середняков в самые прибыльные компании, и оставаться такими, по крайней мере в течение 15 лет после прорыва (Темпы роста стоимости акций у этих компаний были вдвое выше, чем у General Electric, а доходность их акций была в 6.9 раза выше средней). Исследовательскую группу интересовал о том, как стать выдающейся компанией? Что для этого нужно сделать? Статья начинается с призыва забыть все, что вы до этого слышали по данному вопросу, после чего излагаются результаты данного исследования. Вот их квинтэссенция: "…к выдающимся результатам ведут простота и старательность. Ясность, а не мгновенное озарение. Каждый должен сосредоточиться на том, что жизненно важно. И не обращать внимания на то, что к делу не относится". Плюс все это происходит не в одночасье.

Проблемы консалтинга от ИСО поднимаются в интервью с практикующим специалистом в этой области на www.markus.spb.ru/vip/parnishev.shtml

Много интересного на тему ISO можно найти на www.udc.com.ua

Две интересные публикации можно найти на сервере "Consulting.ru". В одной - www.consulting.ru/main/corp/texts/m13/171_komm.shtml - перепечатана статья А. Дынина и Ю. Кацмана из журнала "Секрет фирмы" под названием "Главные задачи для менеджеров компаний". В ней приводятся данные о приоритетах руководителей отечественных компаний в сравнении с приоритетами зарубежных компаний, а также сравниваются сегодняшние приоритеты с тем, что было три года тому назад.

Интересно, что "Повышение качества обслуживания клиентов" имеет приоритет номер один у зарубежных компаний, и стоит всего лишь на четвертом месте у российских компаний. В то же время, три года назад эта категория стояла на пятом месте, т.е. несмотря ни на что, мы всё-таки движемся в правильном направлении.

Вторая статья, на которую стоит обратить внимание, и которая содержит ряд, вообще говоря, дискуссионных положений, это статья С.В. Василевской "Примут ли российские предприятия новую версию МС ИСО 9000?" - www.consulting.ru/main/mgmt/texts/m13/172_alt-1.shtml (первая часть) и www.consulting.ru/main/mgmt/texts/m13/173_alt-1.shtml (окончание).  

В пресс-релизе ИСО №822 от 6 мая 2002 года под названием "ИСО и IAF[2] объединяют информацию о жалобах по поводу ИСО 9000" – www.iso.ch/iso/en/commcentre/pressreleases/2002/Ref822.html - обсуждается вопрос противодействия недобросовестным и нечестным органам по сертификации. В рамках обсуждения проблемы ИСО/КАСКО-IAF-ILAC[3]  создали объединенную рабочую группу, которая сформулировала три рода проблем:

  • Неэтичное и нечестное поведение органов по сертификации;
  • Вводящую в заблуждение рекламу статуса результатов оценки соответствия, включая неправильное использование знаков соответствия;
  • Путаницу на рынке между "сертификацией" и "аккредитацией".
Вышеупомянутые организации договорились об объединении и обмене информацией о жалобах на органы по сертификации с тем, чтобы соответствующие случаи анализировались, и необходимые меры принимались. Кроме того, в конце пресс-релиза приведены формулировки, разъясняющие разницу между понятиями "сертификация" и "аккредитация".

[2] Ввиду отсутствия общепринятой русской аббревиатуры для международного форума по аккредитации (IAF), я оставил английскую.

[3] ILAC=International Laboratory Accreditation Cooperation – Международная кооперация по аккредитации лабораторий.

Высказаться

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001