Эволюция
управления на практике.
Материал
связан со страницами:
Публикуемый
материал — журнальный вариант
фрагментов глав 8 и 11 книги Г. Минцберга
«Требуются управленцы, а не выпускники
MBA. Жесткий взгляд на мягкую практику
управления и систему подготовки
менеджеров». В марте книга выходит в издательстве
«Олимп-Бизнес».
Минцберг
Генри. "Требуются управленцы, а не выпускники
MBA. Жесткий взгляд на мягкую практику
управления и систему подготовки
менеджеров". Пер. с англ. [Е. Левиной и Т. Мамедовой]. —
М.: Олимп-Бизнес.
«Не появилась еще та учебная
аудитория, в которой можно создать
руководителя», — считает автор книги. В школы
бизнеса принимают не тех людей и обучают
их не теми методами. Автор предлагает
свою программу по развитию навыков
управления.
1. «Потони или выплыви!»
Это наиболее распространенная методика
развития менеджеров. Такое ощущение, что
стандартный подход к менеджменту такой же,
как к сексу: «Разберетесь сами по ходу
дела». К сожалению, нередко он ведет на дно,
а еще чаще заканчивается бесполезным «барахтаньем».
Конечно, в чем-то можно положиться на инстинкт,
но все же управлению лучше учиться.
Совершить служебный скачок от инженера
до начальника проекта — все равно что
стать акушером, имея только опыт рождения
собственных детей. Конечно, никто не начинает
с нуля. У неопытных менеджеров есть
старшие коллеги: пусть не как образец для
подражания, но хотя бы для примера:
чтобы увидеть, в чем заключаются твои
обязанности. Однако смотреть со стороны —
не то же, что побывать в шкуре
менеджера. Чаще всего руководители,
вступающие в должность, вынуждены
учиться чему-то, как-то и у кого
придется.
2. Наставничество
Раз уж управление — вопрос опыта,
значит, ключевую роль в овладении этим
искусством должно играть обучение на практике.
Во-первых, преодоление трудностей. Морган
Макколл подчеркивает особую значимость
кадровых перемещений и продвижений
внутри компании. Замечено, что лучший опыт
приобретается в ситуациях, когда у менеджера
есть какой-нибудь «минус». Это может быть
столкновение с незнакомой отраслью,
товаром, технологией, видом деятельности.
Он слишком молод, у него не та квалификация,
или ему вдруг срочно приходится постигать
язык программирования, финансовый или
юридический жаргон. Во всех этих случаях
основной стимул — не позволить этим
недостаткам сломить себя, и человек
растет как менеджер, по мере того как
справляется с трудностями. Трудности нас
закаляют, благодаря им мы ощущаем
пределы своих возможностей.
Во-вторых, обучение на примере.
Руководители, наставники, образцы для
подражания — называйте их, как Вам
больше нравится, — верные помощники
начинающих менеджеров. Научить может лишь
тот, кто умеет сам. Наставничество довольно
долго влачило жалкое существование,
являясь делом исключительно добровольным.
В последнее время место под солнцем
завоевала другая тенденция — проведение
формального инструктажа, или попросту
натаскивание (coaching). «Обучение без отрываот
производства» (оn-the-job training) считается
японским принципом. Согласно ему,
менеджменту можно научиться, только
наблюдая, прислушиваясь и действуя под
руководством более опытных коллег. Поэтому
в Японии курирование сотрудников входит
в обязанности каждого менеджера, и общий
офис вместо индивидуальных кабинетов
позволяет будущим менеджерам видеть, как их начальники
работают, особенно при решении сложных
задач. Но самое главное в японской
системе — тот принцип, что простые
работники дорастают до должности
руководителя. Японские компании берут
людей прямо со школьной скамьи и направляют
их служить в разные отделы и подразделения
по отработанной системе ротации
должностей. Их обучают без отрыва от работы
внутри компании и иногда на специализированных
заочных курсах.
3. Курсы для менеджера
Помимо получения знаний в ходе работы
перед менеджером предстает целый ряд
возможностей формального обучения вне ее. Предложения
сыплются отовсюду: со стороны
консалтинговых фирм, институтов развития,
муниципальных контор, школ бизнеса, наконец,
от самих компаний. Сформирована
гигантская буфетная стойка, из которой в любой
момент извлекается все необходимое:
немного того, немного этого — и Ваша
тарелка наполнена до краев всякой
всячиной. В 1994 году журнал Fortune
подсчитал, что только в США предлагается
до шестисот способов обучения
управлению: от брошюры за 29 долл.
США до семинара за 65 тысяч. Джей
Конджер сделал обзор официальных программ
по управлению, поделив их на четыре
группы.
В общих выводах Конджер рекомендует
совместить все четыре вида обучения:
теоретическую часть для общего понимания,
получение ответной реакции окружающих для
познания своих сильных и слабых сторон,
обретение навыков, а также личностный
рост для эмоциональной встряски. О чем
Конджер забыл сказать (хотя это и следует
из его анализа), это о том, что курсы
как таковые — не самый эффективный
способ воспитания менеджера. Попытка
вырастить менеджера в аудитории (неважно
на каких программах — основательных
или краткосрочных) на самом деле
развивает в нем высокомерие и даже
спесь. Люди начинают верить, что они —
помазанники божьи.
4. Обучение действием
Обучение действием уже давно
используется как один из основных
принципов воспитания менеджеров. Этот
метод применяется в основном в Европе,
особенно в Англии и Бельгии, среди
людей, знакомых с теориями Реджа Реванса,
английского исследователя и консультанта,
автора этой концепции. В Америке с аналогичными
взглядами выступил Джек Уэлч, запустив в своей
компании программу work-out, целью которой было
ликвидировать бюрократические препоны и создать
атмосферу доверия. В ультрамодном мире
менеджмента каждая уважающая себя
программа включает обучение действием в качестве
обязательного компонента. В результате и без
того занятым менеджерам приходится тратить
время на выполнение общих с коллегами
проектов. Частично с целью обучения,
частично для взаимодействия и общения,
но в основном, очевидно, чтобы
совершить нечто для своих работодателей.
Метод обучения действием Реванса
применялся в некоторых программах MBA.
Например, Лундский институт менеджмента (Швеция)
разработал свой вариант обучения действием.
Небольшие смешанные группы участвуют в «открытой»,
«партнерской» и «внутриорганизационной»
программах. Участников помещают в другие
подразделения их же компаний или
отправляют в организации-партнеры, где
они работают под руководством
преподавателя. Для повышения эффективности
обучения организуются специальные рабочие
группы — в них участники делятся
опытом и обсуждают проведение
презентаций.
Этот подход лежит где-то на границе
между неформальным курированием на рабочем
месте и прохождением официальных курсов
с отрывом от работы. Активная
деятельность с выездом на место, то есть
производственной практикой, в сочетании
с последующим анализом и обсуждениями —
отличная методика обучения. Но при
использовании «для галочки», особенно если
предпочтение отдается действию, а не осмыслению
действия, это вовсе не воспитание
менеджера, а скорее дополнительная
работа для него.
5. Корпоративные институты
Система управленческого развития
достигла своего совершенства в старых
штабных колледжах (staff colleges). В этих
заведениях менеджеры готовилиськ
конкретной работе в определенных
учреждениях, поэтому все обучение
подстраивалось под цели этих организаций.
Наряду с приобретением навыков и приобщением
к понятиям студенты получали дозу
инструкций. Самые известные штабные
колледжи были военными, там формировался
офицерский состав (например, американское
военное училище в Уэст-Пойнте или
английский Сандхерстский военный колледж).
В армии штабные колледжи продолжают
существовать, а применительно к остальным
сферам жизни это понятие стало устаревать.
Напомню, что впервые название «университет»
длякорпоративного учебного заведения
использовалось как шутка. В 1960-х годах
фирма McDonald? s основала «Университет
гамбургеров», где обучала «гамбургерологии».
Восприниматься серьезно название стало
благодаря университету Motorola, который
сегодня практически прекратил свое
существование. Его основатель, Билл
Уиггенхорн, в статье 1990 года искренне
поделился своими сомнениями относительно
целесообразности использования слова «университет»:
«Я считаю, что оно слишком высокопарное.
Ведь это не институт знаний, а тренинговый
и образовательный центр для сотрудников
и менеджеров».
Новый подход — пять типов мышления
Инновационная программа подготовки
менеджеров [предлагаемая Генри Мицбергом,
автором книги. — Примеч. ред.] состоит из пяти
отдельных модулей. Каждый из них призван
развить в студентах определенный «тип
мышления». Модули похожи на двухнедельные
курсы, а занятия можно рассматривать как
тематические заседания, рассчитанные на несколько
часов. Используются обзорные лекции,
тематические семинары, обсуждения,
дискуссии, конференции, организуются
визиты в компании. В каждом модуле
есть полевые исследования — учебно-производственная
практика, но очень специфическая:
участники посещают представительства и филиалы
тех компаний, где работают их коллеги по обучению.
Проходят эти посещения не в виде
экскурсий, а в активной форме: цель
визита — исследовать какой-нибудь
вопрос, имеющий отношение к теме модуля (примеры —
«культурный аудит» в BT на первом
или анализ перемен в Lufthansa на пятом
модуле). Обучение проходит в пяти странах.
Модуль I. Управление собственной
личностью — рефлексивное мышление
Программа начинается в Ланкастерском
университете (Англия). Основная задача
первого модуля — развить в студентах
личностную рефлексию. Среди значений
латинского reflecto есть «перевертывать,
переворачивать», это предполагает и «вывернуть
наизнанку», чтобы взглянуть на незнакомое
с другой стороны или изнутри. Есть старое
китайское высказывание, приписываемое Лао-цзы:
«Знание других говорит об уме, знание
себя — об истинной мудрости». Наша
цель — помочь менеджерам ее обрести.
Мы учим участников концентрировать
внимание на самих себе, на своей
работе и на своем мире. Учебные
занятия тесно переплетаются с занятиями
по приобретению жизненных навыков и знаний.
Это прежде всего обычные физические
упражнения на свежем воздухе,
замечательно раскрепощающие людей. Затем —
театрализованные действа, помогающие
понять природу спонтанных отношений.
Семинар по истории религий, когда
участники совершают «паломничества» в языческие
места, в буддийский храм и христианскую
церковь. Путешествие в «историю» — на хлопкопрядильную
фабрику — с последующим обсуждением «новой
экономики».
Модуль II. Управление организацией —
аналитическое мышление
От осмысления себя в Ланкастере мы переходим
к анализу в Университете Макгилла (Канада).
С самого начала мы хотим представить
аналитический метод с разных точек
зрения. Например, проводим семинар с известным
философом и обсуждаем роль анализа в науке
или организуем встречу с исследователем
на тему, какое место отводит бизнес
анализу. На другом семинаре сравниваются
аналитический, артистический и ремесленный
подходы к разработке стратегии. Далее мы переходим
к функциональным системам: узнаем, как
применяют умение анализировать в маркетинге,
управлении финансами, в бухучете и информационных
технологиях. На изучение каждой функции
отводится один день. На заключительном
этапе модуля мы стараемся преодолеть
разноплановость функций, делая обзор
организации в целом. Рассматриваем
разные организационные структуры, роль
планирования в менеджменте, изучаем
теорию сложности и выясняем значение
инноваций.
Модуль III. Управление контекстной средой —
«земное» мышление
Обучение проходит в Бангалоре (Индия).
Модуль посвящен среде — тому, что нас
окружает. Мы исходим из предположения,
что открытие нового мира — мира других
людей — приводит человека к лучшему
пониманию собственного мира. По утрам у нас
упражнения йоги (факультативно), по вечерам
мы ходим в театры, на концерты и танцы.
Благодаря таким занятиям, в особенности
с участием коллег-индусов, чужой мир
сразу оживает для иностранцев. Сутью модуля
мы считаем изучение политической,
социальной и экономической сторон жизни
как в развивающихся, так и в развитых
странах. Практические занятия третьего
модуля формируют навыки общения, ведения
переговоров, работы с акционерами,
управления в среде с разными
культурными уровнями. Если Ланкастер учит
заглядывать внутрь себя и другого
человека, а Макгилл — оглядываться
вокруг, то Бангалор учит выглядывать
наружу и всматриваться, чтобы лучше
видеть, что внутри.
Модуль IV. Управление отношениями —
коллективистское мышление
Где развивать коллективистское мышления,
как не в Японии и Корее! Японское
слово ba используют при описании общего
контекста для развивающихся отношений и поддержания
взаимодействия людей, что особенно
способствует выработке знаний. Это стало
основной темой четвертого модуля: мы рассматриваем
проблему ba на лекциях, снабжаем
участников нужной литературой, у нас
проходит множество обсуждений. Япония не принимает
«глобального», то есть универсального,
общепринятого, взгляда на менеджмент.
Разгадкой японского стиля управления может
стать так называемое скрытое знание. Смысл
его в том, что реально мы используем
намного больше знаний, чем можем
формулировать вербально. В программу
модуля входит посещение огромного рыбного
рынка в Токио, офисов Fujitsu, площадок, где
проходит реконструкция после
землетрясения в Кобе. Чтобы понять
истоки коллективизма, участников
обязательно приводят в обычную
начальную школу. Особой популярностью
пользуются семинары, на которых
сотрудники Fujitsu рассказывают, как менеджеры
компании занимаются постоянным
самосовершенствованием (кайдзен). Семинары
посвящены следующим темам: слаженная
работа в команде, создание корпоративной
культуры, наставничество и ученичество,
искусство невербального общения. В конце
модуля проводится длительное занятие (на полдня),
где бразды правления полностью передаются
в руки слушателей. Мы обсуждаем
изученное за две недели, структурируем
материал, подытоживаем его, рассматривая
проблему «Как стимулировать сотрудников
низшего звена на производстве».
Модуль V. Управление переменами —
действенное мышление
После третьего модуля в Индии и четвертого
в Японии группа возвращается к более
традиционному стилю менеджмента, по крайней
мере в европейском и американском
понимании. Мы перемещаемся в университет
INSEAD (Франция), который специализируется на преподавании
такого курса, как осуществление перемен.
Практику перемен студенты постигают на базе
компаний Lufthansa и EDF. Значительная часть
модуля посвящена презентациям разных
начинаний — проектов преобразований в конкретных
компаниях, где работают наши менеджеры. Из дополнительных
занятий в пятом модуле назову посещение
Лувра с лекцией о роли технических
приемов в развитии живописных жанров.
Это очень хитрый модуль: было бы очень
просто учить тому, что преподаватели знают
лучше всего. Они могли бы просто
рассказать слушателям, что такое перемены,
и закрепить теорию примерами и упражнениями.
Но мы постарались выйти за границы
традиционного подхода. Используя
наработанный за шестнадцать месяцев
программы опыт, вызываем к жизни все типы
мышления наших менеджеров — вот
реальные перемены, которые происходят в процессе
обучения.
Источник:
https://www.gd.ru/magazine/article/610.html
Журнал
«Генеральный директор» №3
2008 г
.
Высказаться
|