Чайка-менеджемент и чайка-менеджер
Владимир Шпер (сентябрь
2015 г.), рубрика "Вести из Интернета" для журнала
"Методы Менеджмента Качества", Москва.
В этом выпуске Вестей мы поговорим о таком
понятии, которое по-английски называется “seagull management”
и на русский переводится – не очень удачно, на мой взгляд – как
«чайка-менеджмент» (аналогичные термины на обоих языках есть и со словом
менеджер). Поиск в русскоязычном Интернете дал всего около 700 ссылок, тогда как
в англоязычном обнаружилось примерно 12900 ссылок. Вот самые интересные из
просмотренных мною.
В русскоязычной Википедии есть
соответствующая статья. Определение из неё: «Чайка-менеджмент (от англ.
Seagull management) — стиль управления, при котором
руководитель начинает общаться с подчиненными, только когда они считают, что
возникла проблема. Данному стилю управления характерно принятие руководителем
поспешных решений касательно вопросов, в которых он недостаточно хорошо
осведомлен и компетентен, что в результате приводит к путанице, с которой должны
разбираться другие. Термин стал популярен благодаря шутке из книги Кена Бланшера
1985-го года: "Лидерство и одноминутный менеджер": "Менеджеры-чайки прилетают,
создают много шума, гадят на всех и улетают». Этот текст есть просто перевод
соответствующего определения в
англоязычной Википедии.
Журнал «Esquire»
опубликовал этот термин в подборке новых терминов, которые «обозначают ещё не
описанные, но уже существующие в России явления»
Гугл предлагает
подборку картинок на тему чайка-менеджмента. Одна из них приведена ниже,
хотя она не столько про менеджеров-чаек, сколько про разницу между боссом и
лидером.

На сайте «меняя_мозги»
дано относительно более подробное описание стиля менеджмента и поведения
менеджеров, попадающих под классификацию «чайка». В подразделе «Почему это
происходит» объясняется: они хотят чувствовать себя важными, но знают, что их
знаний недостаточно и боятся вопросов, поэтому стараются непрерывно говорить и
потом убежать… В подразделе «Что с этим делать?» приведены рекомендации, как
противодействовать чайка-менеджерам.
Другая
классификация типов дурного менеджмента. Третьим из восьми идет
чайка-менеджер.
В статье Т. Бредбери «Сколько
стоит чайка-менеджмент» приводятся некоторые данные относительно потерь
американских компаний из-за плохого менеджмента. К сожалению, из текста статьи
не вполне ясно, в какой степени эти потери вызваны именно чайка-менеджментом.
В
другой статье обсуждается связь между чайка-менеджментом и распространенной
практикой менеджеров экспатов (экспатриантов), которые в силу особенностей этого
типа управления часто ведут себя похожим образом: приезжают, критикуют, и
уезжают.
В заключение приведу недавно изданные на
русском книги К. Бланчарда, которые собственно придумал и популяризировал термин
чайка-менеджер.
www.ozon.ru/context/detail/id/31674218/
(издана в 2015) и
www.ozon.ru/context/detail/id/28725082/
(издана в 2014).
Другие новости
В мае 2015 газета «Ведомости» опубликовала
статью под названием «Почему
система сопротивляется переходу на электронный документооборот?» В ней
обсуждается проблема бессмысленности большого числа действий в сфере кадровой
отчетности, унаследованных нами от СССР. «Чиновники стремятся сохранить
устаревшую отчетность, нужную только для бюрократического контроля и давления.
Недавно федеральные ведомства, РСПП и Федерация независимых профсоюзов выступили
против проекта Агентства стратегических инициатив по переходу на электронный
кадровый документооборот». В качестве примера приведен список бумажек,
требующихся для правильного оформления отпуска: «1) письменное уведомление
работника под расписку не менее чем за две недели до отпуска; 2) его регистрация
в журнале уведомлений; 3) приказ о предоставлении отпуска; 4) его регистрация;
5) ознакомление работника с приказом под расписку; 6) оформление записки-расчета
об отпуске; 6) выплата отпускных не менее чем за три дня до отпуска; 7) отметка
об отпуске в табеле учета рабочего времени; 8) занесение сведений об отпуске в
личную карточку работника; 9) занесение в график отпусков сведений о фактически
использованных днях отпуска». Вот итоговые выводы статьи: «Контроль и надзор
стоят экономике от 1,5 до 7,5% ВВП в год, говорится в докладе НИУ ВШЭ
«Модернизация системы контрольно-надзорных полномочий в РФ». По сути, объектом
контроля и надзора являются документы, а не процессы в реальном мире, заняты им
около 30% федеральных госслужащих, а с учетом выдающих разрешения и согласования
– до 80%».
Другие подборки
Перейти
в раздел статей по теме ДиректоRU
Перейти
на страницу Центра Инновационных Учебных
Программ
Управление изменениями,
нацеленное на развитие
|