В сценарном прогнозировании есть такой подраздел "футурология личности". Суть задачи - составить прогноз по весьма (чаще всего) скромному объему информации: добьется ли объект анализа успеха или нет, сможет ли найти себя, самореализоваться, достичь каких-либо вершин на выбранном поприще.
Со стороны это выглядит обычной угадайкой, а в случае высокой частоты "попадания в цель", начинает попахивать экстрасенсорикой.
Как бы оно ни выглядело и чем бы ни казалось, для Развивающего такой навык - дело совершенно нормальное, а иногда даже необходимое. Не всегда для
определения потенциала команды (группы людей) или индивида достаточно сведений для
установления точного векторного кода (ВК) и
затем составления на его основе прогноза поведения
в период изменений. Не всегда достаточно даже точного
ВК, если речь идет, скажем, о выборе одного из
нескольких кандидатов на позицию CEO, особенно когда все они неплохо справляются с испытательным заданием в конкурсный период.
Как в период преобразований, так и
в момент выбора первого лица предприятия
нам нужны люди, способные... на поступок. Как
сказал Анатолий Мартынов в недавнем
интервью нам: "Отдайте себя своему Назначению, Искре божьей, человечности своей отдайте!".
Но далеко не все способны "просто сделать
это". Что нужно для решения этого "вопроса
жизни и смерти"? Вера в свою звезду,
внутреннее лидерство, неуспокоенность,
готовность переживать ошибки на пути к цели,
ориентация на успех и внутреннее неприятие
никакого иного эпилога своей жизни, кроме
счастливого.
Начинать перемены без ясного
осознания того, на что способны люди - не
просто опрометчиво, а преступно. Недаром
все успешные из описанных западными
консультантами корпоративные инноваторы
начинали с вопроса "с кем", а не "куда".
В своей книге «Good to
Great: Why Some Companies Make the Leap ... And Others Don't» (Harper
Business, 2001) Джим Коллинз заметил: «Многие думают, что выдающиеся водители автобусов (читай, лидеры компаний) объявляют
пассажирам, куда они едут, и немедленно отправляются в путь. Для этого они избирают новое направление или четко формулируют новое видение компании. На самом деле выдающиеся лидеры ставят вопрос: не «куда», а «кто». Первым делом они решают, кого взять с собой, а кого оставить за бортом. Затем надо правильно распределить места. И они придерживаются строгого порядка: сначала люди, потом направление. В любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах».
Можно ли развить в себе "навык
распознавания будущего" в человеке?
Думаю да. Удобно тренироваться на "звездах".
Публичные люди творческих профессий не
уходят из поля зрения помногу лет. Так можно
проследить их карьеру и точность прогноза.
Замечу, что тут важно не то, что человек
оправдал и не оправдал чьи-то надежды. Важно,
что он пришел к себе, и в результате симбиоза
труда и таланта пришел к счастью в его
понимании.
Подобные статьи трудны для
восприятия без ассоциаций и примеров.
Понимаю. Что ж, приведу лишь два различных
примера из
собственной практики.
Пример
первый. В 2001 году мы случайно увидели
мультфильм "На
краю земли". Имя Константина Бронзита
тогда мало кому что говорило. Нам же оно
заявило однозначно: "Когда-нибудь я
получу Оскар". Мы разыскали Константина
на студии (тогда еще не "Мельнице") в
начале 2002 года и записали с ним интервью
(помню, Костя тогда смущался и не понимал,
почему к его персоне такой интерес).
Внимательно наблюдая со стороны за
дальнейшими работами Бронзита и его коллег,
мы нисколько не удивились узнав, что в 2009 он
был номинирован на Оскар. Наконец-то! Первый
подход - успешно. Со второго - надо брать!
Пример второй. Далеко
не все поклонники таланта наших земляков-юмористов
Стоянова и Олейникова знают, как
складывалась их актерская судьба до
появления программы "Городок".
Собственно, подойдут оба определения: "непросто"
и "как у
многих". На недавней
встрече со зрителями в питерском джаз-кафе
Юрий Стоянов исполнял свои песни и
вспоминал годы работы в Большом
Драматическом Театре им. Горького (теперь
им. Товстоногова).
О некоторых эпизодах
гастрольной жизни можно было говорить
только стоя, причем, как в прямом, так и в
переносном смысле. А песни... да вот не
довольно одной, что б только о доме в ней
пелось. Песен Стоянов не сочинял давно и то
ли извинялся, то ли сам сожалел об этом.
Песни хорошие, а потому они - достойный
повод для встречи со зрителями.
И особо заметил Юрий Николаевич,
что его актерской жизни "пошло", что
называется, только тогда, когда пришли у
него к согласию внутреннее состояние и
внешний облик. Хотя, на мой взгляд,
стройному, как кипарис, и искрометному
блондину Юрию Стоянову в самый раз была
роль, которую с таким блеском сегодня в "Табакерке"
исполняет Сергей Безруков. Я не видела в
роли Моцарта ни Иннокентия Смоктуновского,
ни Юрия Демича, но тогда, в 1988 году, я видела
Стоянова в паре с фантастическим
Владиславом Стржельчиком (Сальери).
Программки я не собираю, но эту сохранила на
долгие годы.
Потряс не только спектакль в
целом и не только знаменитое обращение "Сальери"
к освещенному залу. Запомнился именно такой,
немного скромничающий в игре Моцарт. После
таких звезд, какими были Смоктуновский или
Демич, играть непросто. Но тут нужно было и
играть, и не играть. Спектакль не о Моцарте и
не о Сальери. И на поклон Стоянов вышел
тогда уставшим и, по всему было видно,
недовольный собой. Но он сделал свою работу
лучше, чем думал, и проявил себя, кроме
прочего, как прекрасный "спарринг-партнер"
(чего нет в игре Табаков-Безруков). Он
оставил впечатление позитивного, ищущего,
неакадемичного артиста, которому
обязательно повезет, и мы о нем еще услышим.
P.S. Редакция журнала
выражает благодарность Юрию Николаевичу
Стоянову за автограф и возможность общения.