Rambler's Top100
Раздел "Персонал"
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Человеческий фактор - угроза благополучию аэрокосмической отрасли

Благодарим редакцию журнала "Авиатранспортное обозрение " 

за предоставленные эпизоды статьи N 21, июль 1999 г.

(с) Aviation Week and Space Technology

https://www.ato.ru/all_m/21/factor1.htm

 

Размещено у нас 21 мая 2004 года

Уильям Скотт (Колорадо-Спрингс).  

Аэрокосмические компании США

Методы руководства в аэрокосмической отрасли сохранились прежними, в то время как окружающий мир сильно изменился

...По утверждению опытных экспертов, проблемы системного характера, возникшие в больших аэрокосмических компаниях в США и Европе, можно сравнить с невидимыми раковыми опухолями, которые могут быстро распространиться по всему организму промышленности, инициируя потерю рентабельности и снижение качества производимых гражданских самолетов, ракет, спутников и бесчисленного множества видов оборудования. Если не предпринимать корректирующих это положение мер, болезненные явления приведут к ослаблению национальной безопасности и в течение продолжительного времени будут отрицательно сказываться на благополучии компаний, производящих важнейшие изделия аэрокосмического назначения.

Хроническая недальновидность, "пожарные" методы руководства, приоритеты трудовых соглашений, зацикленность на курсе акций, диктуемом Уолл-Стрит, и на быстрой финансовой отдаче от вкладываемых средств в ущерб НИОКР, продолжающийся уже 10 лет спад производства и вечная озабоченность необходимостью сокращать расходы неизбежно сказались на состоянии аэрокосмической промышленности.

"В прошлом движущей силой были "романтики" - основатели и ведущие специалисты аэрокосмических компаний, мечтавшие о создании чудо-самолетов, подобных летающему крылу Джека Нортропа в 1939 г. Они создавали атмосферу магии, где рождались новые самолеты, которые мы можем наблюдать сейчас в небе, - говорит Сэм Металис, консультант по административному управлению с более чем 20-летним стажем работы в отрасли. - Многие, кто связал свою судьбу с аэрокосмической промышленностью, рассчитывали принять участие в постройке сверхзвукового пассажирского самолета (CПC), бомбардировщика В-2, истребителя F-22. Они были движимы воображением и магией создания летательных аппаратов. С подобными устремлениями вливались они в большие компании, где их ждала унылая, лишенная осязаемого смысла и неблагодарная работа, что заставляло их в конце концов задаться вопросом: зачем я делаю это?"

"Методы руководства в аэрокосмической отрасли сохранились прежними, в то время как окружающий мир сильно изменился, - утверждает Эдвард Ханна, другой консультант по управлению и одновременно основатель фирмы "ФастерБеттерЧипер" (FasterBetterCheaper). - Свыше 20 лет мне пришлось работать по подрядам всех крупнейших компаний или в самих компаниях. Я думаю, что они стали жертвами собственного успеха. После второй мировой войны, в период холодной войны, отрасль располагала достаточным количеством финансовых средств. В таких условиях трудно сделать что-нибудь никудышное. Сегодня многие ведущие специалисты отрасли обязаны своим положением тем славным временам. Они срослись с методами работы того времени, хотя мир с тех пор изменился".

Взгляды Ханна удивительным образом совпадают с мнением Дэвида Ури, президента компании "Консепт Фьюжин" (Concept Fusion). Г-н Ури до своего ухода в отставку работал руководителем программы Х-33 в знаменитом конструкторском бюро "Сканк Уоркс" компании "Локхид Мартин" (Lokheed Martin).

Дэвид Ури был одним из тех, кто начинал развертывать программу разработки опытного образца одноступенчатого космического корабля многократного использования Х-33. Еще раньше он был руководителем программы постройки самолета-разведчика SR-71, а также занимался инженерной и административной деятельностью, находясь на различных постах в компании, где проработал почти 30 лет.

"Я думаю, что действующие аэрокосмические компании, несмотря на произошедшие в окружающем мире изменения, намерены продолжать сложившуюся практику работы, которая в прошлом приносила успех. Сегодня новые таланты ищут другие области приложения сил. Они больше не идут к нам, в нашу промышленность, поскольку она утратила свою привлекательность. В других областях их ждет большая свобода (для творчества) и большая творческая отдача", - говорит г-н Ури.

Новые возможности и мотивации оказывают не только разрушительное воздействие на компании отрасли, но и подпитывают корни будущей реорганизации ее. "Сейчас происходят абсолютно революционные изменения, проводимые компаниями, о которых мы раньше ничего не слышали: "Старбакс"(Starbuks), "амазон.ком" (amazon.com) и "Чарльз Шваб" (Charles Shwab), - cчитает г-н Ханна, - эти компании реформировали свою деятельность, отказавшись от прежних схем ведения дел в пользу новых. И это произойдет во всей отрасли, однако застрельщиками изменений не станут нынешние ведущие компании. Более подвижными (и приспособленными к новым условиям) окажутся новые компании. Модель их деятельности будет строиться вокруг привлечения свежих сил и их консолидации. В этих компаниях будут исходить из принципа равенства всех и упор будет делаться на коллегиальной модели с менее выраженной иерархией, меньшей зарегулированностью и большей гуманностью, т. е. со всем тем, чего лишены сегодняшние аэрокосмические компании".

"Я работал со многими небольшими компаниями, делавшими первые шаги в аэрокосмическом бизнесе, - замечает Ури, - и со времен 30-х годов, когда было великое множество мелких самолетостроительных компаний, мне не приходилось видеть такого беспорядка на начальных этапах работы, который приходится наблюдать сейчас. Люди, не удовлетворенные своим трудом в больших организациях, хотят попытать счастья, начав работать в новых условиях. Эти люди имеют сильную мотивацию работать, однако они испытывают чувство неудовлетворенности. Они не хотят видеть незыблемым порядок вещей. Они устали от пустословия".

В результате некоторые наиболее талантливые и опытные инженеры, административные руководители и производственные специалисты покидают большие компании либо в поисках нового вида деятельности, либо чтобы начать работу в небольших компаниях отрасли. "Даже на уровне поставщиков комплектующих изделий мы наблюдаем, как множество людей оставляют свои прежние места работы, чтобы начать работу в собственных компаниях, - говорит г-н Ури. - Из-за чего? Из-за неудовлетворенности и разочарования".

"То, что людей считают товаром потребления, приводит к серьезным проблемам в аэрокосмической отрасли", - говорит Уилл Стэкхауз, эксперт в области наукоемких технологий и специалист по диагностике нештатных ситуаций. До своей отставки в ВВС США г-н Стэкхауз занимал пост помощника начальника штаба ВВС по вопросам наукоемких технологий. "Сегодня даже лучшие работники с самыми светлыми умами предпочитают уходить в отставку или переходить в другие, неаэрокосмические отрасли, чтобы там применить методы, которые в свое время использовал старина Келли Джонсон", - говорит г-н Стэкхауз, имея в виду основателя и главного конструктора КБ "Сканк Уоркс" компании "Локхид". "Однако эти проблемы аэрокосмической отрасли не относятся к разряду новостей. Они просто достигли своего апогея и стали очевидными. Некоторые из нас о них говорят уже десять лет. Я думаю, что часть ведущих специалистов начинают понимать эти проблемы, правда их пока слишком мало", - считает он.

Подобные пессимистические взгляды еще не нашли отзвука в среде управленческого персонала отрасли, но при взгляде на отрасль в целом трудно отрицать наличие трещин в ее фундаменте. В секторе гражданского самолетостроения существуют старые проблемы, связанные с качеством и производительностью, которые, правда, еще не привели к серьезным отказам авиатехники. Однако череда отказов, произошедших в ракетно-космическом секторе, поставила вопросы о надежности и правильности выбранной стратегии там, где ситуация считалась достаточно благополучной.

"В цепи последних неудач с запусками ракет нет сугубо технических предпосылок, а есть причины эндемического и специфического организационного характера, - утверждает г-н Ури. - Эти отказы не случайны. С помощью методического поиска должны быть выявлены фундаментальные факторы, которые могут вывести на уровень принятия общей стратегии. Произошли кое-какие изменения, которые сделали непригодными методы, прежде приносившие успех. Или произошли события, приведшие к методическим изменениям, оказавшимся организационно неадекватными. Таким образом, мы оказываемся фактически с неработоспособными системами, которые изначально могли работать".

Почему они больше не работают? Что изменилось? В поисках основных причин произошедших изменений журналистом "Авиэйшн Уик энд Спейс Текнолоджи" был проведен опрос административных и технических руководителей, а также инженеров, как продолжающих работать в аэрокосмической отрасли, так и работавших в ней ранее. Хотя по ряду частных вопросов мнения разошлись, все опрошенные были единодушны в отношении главных аспектов: использование непродуктивных мотивационных факторов в управлении, отношение к наемным работникам, управление, оторванное от реалий отрасли, устойчивое нежелание идти на какой-либо риск и бесчисленное множество последствий дезинтеграции, большинство которых тесно переплетаются друг с другом и должны рассматриваться в совокупности.

"Мы обсуждали эту ситуацию с многими людьми (из большой аэрокосмической фирмы), которые озабочены поиском выхода из нее, - говорит Патриция Эймс, вице-президент компании по развитию предпринимательской деятельности. - Эти люди, занимающие ответственные посты, признают то, что наемные работники рассматриваются как товары потребления. Все меньше и меньше остается людей с богатым опытом работы, но в промышленности, кажется, не отдают в этом отчета. Не столь уж многие в отрасли работают до "гробовой доски", а достижения тех немногих, кто посвятил ей всю трудовую жизнь, остаются недооцененными". Г-жа Эймс ушла в отставку, работая в "Сканк Уоркс" в качестве инженера по системам самолета SR-71, а также руководителя НИОКР по этой программе...

Устойчивое мнение о глубинных причинах неблагополучия отрасли, носящих системный характер, побудило развернуть пятилетнюю программу изучения сложившихся практики управления и условий, в которых приходится действовать аэрокосмическим компаниям, управленцам и специалистам. Четыре управленца, имеющие опыт работы с техническими программами разного профиля, провели системтизированное исследование проводимых программ и крупных компаний (или отделений крупных компаний), имевших одно общее свойство: все они испытывали трудности системного характера. Причем исследованию подлежали лишь те базовые компании отрасли, доход которых составлял не менее 5 млрд долл. Все рассмотренные компании имеют свои отделения в Калифорнии. Углубленному изучению подвергались лишь общие для всех рассмотренных компаний вопросы. Результаты исследования проблем методологии управления были сведены в серию отчетов.

Некоторым может показаться, что отчеты перенасыщены критикой методов управления, однако один из участников исследования, г-н Металис, утверждает, что это не входило в их изначальную установку. "Нет злонамеренных руководителей, - говорит он. - Они толковые, грамотные люди, исполненные добрых намерений, которые оказались в условиях настолько быстро меняющегося мира вокруг них, что им очень трудно строить планы на будущее. Управленцы делают свою работу так, как их учили в управленческих вузах, однако характерные масштабы времени процесса постройки и сдачи в эксплуатацию самолетов и процессов изготовления вычислительной техники или подготовки программного обеспечения отличаются на порядки величин. Методы управления, эффективные при создании новых персональных компьютеров, абсолютно непригодны при разработке сверхзвуковых самолетов. Где побудительные факторы, которые заставляли бы административное руководство и членов совета директоров изыскивать средства для развития новых идей постройки самолетов? В этом кроется главная проблема, порождаемая тем, что основными движущими силами мира являются спекулянты ценными бумагами, от действий которых, построенных на сиюминутной выгоде, зависят судьбы корпораций, составляющих планы на десятилетие вперед".

 

Многопрофильное исследование, которому трудно было рассчитывать на благословение управленцев отрасли, не может претендовать и на статус строгой научной работы. Однако не вызывает сомнений то, что оно предоставляет ценную возможность взглянуть на ряд характерных тенденций и особенностей, проявляющихся в аэрокосмической отрасли, и одновременно задевает довольно чувствительные струны. Первые результаты исследования были изложены в трех технических статьях, а последняя редакция результатов будет представлена на конгрессе "Уорлд Авиэйшн", который состоится в Сан-Франциско в октябре этого года.

После того как в "Авиэйшн Уик" (от 3 мая 1999 г.) было опубликовано интервью, в котором один из участников исследования и один из авторов статей Пол Пенсиковский коснулся проблемы надежности ракет-носителей, в редакцию стали обращаться десятки читателей с просьбой выслать им копии результатов исследования. В статье под названием "Быстрее, лучше, дешевле (FBC): как этого достичь" Пенсиковский показывает, как в аэрокосмических компаниях опошленный лозунг FBC может стать плодотворным принципом. Важные заключения, к которым пришел автор статьи и те, кто получил использованные им результаты, следующие:

  • Нужно быть исключительно внимательным, чтобы реализовать триаду "быстрее, лучше, дешевле" в экспериментальной и производственной деятельности. Иначе один из компонентов триады может возобладать и подавить остальные. В аэрокосмических программах FBC часто приводит к образованию скромного по своим возможностям коллектива разработчиков (дешевле), минимального резервирования систем (дешевле) и значительной доли объема вычислительных работ, связанных с математическим моделированием процесса испытания (дешевле). Компоненты "быстрее" и "лучше" редко наделяются такими же приоритетами.
  • В комплексных группах, объединяющих разработчиков изделия и инженеров-технологов (IPT), должен быть свой полноценный лидер. Сами по себе управленцы-менеджеры не в состоянии обеспечить творческую свободу для IPT и требовать достижения высоких целей. Неадекватное управление приводит к тому, что в работе IPT начинают проявляться те же недостатки, от которых годами страдают коллективы аэрокосмических предприятий при "матричных" методах управления: нет места для чувства гордости авторов проекта, отсутствуют прямые поощрения за высокие характеристики изделия и существует хроническое опасение остаться без работы. "Без личной заинтересованности не будет ответственности за безотказную работу изделия, - считает Пол Пенсиковский, - и самоотверженных героев-работников больше нет".
  • Успех или неудача определяются наличием или отсутствием опыта. Десятилетнее падение объемов производства в отрасли привело к сокращению почти вдвое рабочей силы, занятой в ней. В отделах кадров предприятий должны всячески препятствовать обезличенному подходу, подразумевающему равные способности и возможности. В отрасли совершенно непреднамеренно избавились от высококлассных разработчиков математического обеспечения. "Я не думаю, что в компаниях отдают себе отчет в том, куда они зашли", - говорит Майкл Дэвис, консультант фирмы "Антем" (Antem), специализирующейся на страховании людей. Участвуя в изучении проблемы FBC, будучи экспертом в области математического обеспечения, г-н Дэвис работал в свое время в IBM, в компании "Форд Мотор" (Ford Motor), в академии наук, а также в большой аэрокосмической компании. "Они часто отказываются от действительно толкового парня, умеющего мыслить комплексно, просто потому, что он зарабатывает на 20% больше того, кто работает рядом с ним. Однако они предпочитают потерять 40% в общем произведенном продукте, сэкономив эти 20%, - поясняет г-н Дэвис. - И это продолжается уже 10 лет. Вот почему взрываются ракеты".
  • Восстановить специализированные опытно-конструкторские организации и подключать их как можно раньше к работе по программе, предоставив им все полномочия, необходимые для того, чтобы изделие функционировало должным образом.
  • Обеспечить преемственность и сохранение накопленного опыта в период между программами. Это неизбежно вступает в противоречие с диктуемой бухгалтерией политикой сокращения "лишнего" персонала до развертывания новой программы, но зато позволяет сохранить до следующей программы инженерные кадры, владеющие секретами мастерства разработки надежных систем аэрокосмического профиля.
  • Вести личные дела персонала так, чтобы можно было получить исчерпывающее представление об опыте, квалификации, то есть о тех деловых качествах и способностях сотрудников, без которых невозможно ни развитие, ни выживание компании. "Управленцы и работники отделов кадров должны понимать, что формирование таких досье должно быть абсолютно свободно от всяких предвзятостей и субъективизма, - говорит г-н Дэвис. - Вы не можете себе позволить содержать 100 человек и платить им по 200 тыс. долл. в год. Благодаря досье вы можете отобрать 10 по-настоящему хороших людей. Причем вам не нужны политиканы и демагоги. Вам нужны 10 по-настоящему технически компетентных специалистов, которые решат поставленные вами задачи".
  • Будьте открыты для восприятия новых, более эффективных способов мотивации специалистов отрасли и для организации созидательной атмосферы вокруг них. "Сейчас специалисты аэрокосмической отрасли в большинстве своем борются за выживание, - говорит г-н Ханна. - Сокращение отрасли - не лучший фон для создания новых коллективов. Людей больше всего заботит вопрос: что же лучше всего для меня? Чтобы выжить, аэрокосмическим компаниям нужно начать работать с большей изобретательностью, а не с большими затратами усилий. В последнем случае люди очень утомляются и делают ошибки. Управленцам следует покинуть свои башни из слоновой кости и засучить рукава, чтобы начать работать со своими сотрудниками как с равными себе".
  • Сможет ли отрасль исправить свои ошибки, сделанные в попытках возродить былое могущество после холодной войны? По мнению старшего вице-президента одной из европейских фирм, "самим компаниям это не под силу". Они должны все разойтись, чтобы потом каждый работник пришел на новое место и снова все начал. Возможно, это то, что нужно для изменения больших американских аэрокосмических компаний", - считает он. С другой стороны, в небольших, начинающих свою деятельность компаниях царит воодушевление. "Это захватывающее время, - говорит г-н Ури. - Множество млекопитающих засуетилось сейчас у ног динозавров".

Вы можете ознакомиться еще с двумя статьями: "Управление - главный ключ к изменениям" и "Парадигма нанял - уволил устарела" из цикла "Аэрокосмическая отрасль в кризисе" на страничке "Авиэйшн Уик энд Спейс Текнолоджи" в мировой сети по адресу: www.aviationweek.com/aviation.

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001