Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Русские люди глазами иностранцев

Журнал «Эксперт» N° 18, 14 мая 2001 г.

Иностранцы говорят, что Россия – страна с полноценной экономикой. Здесь сформировались целые масштабные рынки, где нет никаких преград для свободного предпринимательства и конкуренции. Это, скажем, рынки потребительских товаров, производства бытовой техники. Очень существенно то, что в России все больше налаживается корпоративные отношения (corporate governance),предусматривающие эффективное взаимодействие менеджмента с собственниками, соблюдение интересов акционеров, защиту прав миноритарных акционеров. Это – основа для притока в страну иностранного капитала.

 После кризиса 1998 года «нормальность» русских заметно повысилась – они стали реалистами, научились считать деньги, экономить. В стране активно действуют ведущие западные хед – хантинговые агентства, не делая особых скидок на то, русский ты или иностранец.

Впрочем , старший менеджер по стратегии российского «Самсунга» Сынг Сик Чой сказал нам, что русские -  не совсем обычные. Они – корейцы. Почему? Потому что у них души корейские. Кроме того, как показали интервью, у наших бизнесменов, менеджеров и специалистов есть еще целый ряд  специфических национальных черт. Мы разделили их на преимущества и недостатки.

Преимущества. Русские лучше, чем в других областях, чувствуют себя в производстве, сбыте, технике, инженерии и особенно в IT, высоких технологиях. Несколько хуже обстоит дело с финансами, но это скорее  советское  наследие, а не национальное.

Сильное преимущество наших бизнесменов и менеджеров – склонность к инновациям, вкус и риску, игре, новым подходам, выраженная предпринимательская жилка. Русские амбициозны, азартны, не боятся рисковать. Они критичны, не склонны к чинопочитанию – в оценке партнера или начальника ориентируются на конкретные заслуги, а не на регалии и должность.

Русские бизнесмены интуитивны, они психологи, мастера нащупать у своего контрагента слабое место и давят на него. Не привыкшие к этому иностранцы не всегда даже понимают это и проигрывают. Но вместе с тем русские способны к совершенно бескорыстной помощи – даже  малознакомым партнерам и контрагентам. Это моментально подкупает иностранцев, создает атмосферу доверия.

Наши сотрудники – специалисты и менеджеры – очень любят учиться и продвигаться  по служебной лестнице. Лучший способ заинтересовать русских – нарисовать им их образовательную и карьерную программу.

Недостатки

Русские – мастера уничижительного отношения к себе и к своей стране. Это глупо, да к тому же провоцирует иностранцев (тех, которые потупее) на жульничество – всегда ж приятно обвести вокруг пальца недоумков.

Самодержавность – другой порок русского стиля менеджмента, особенно в крупных компаниях с сильным государственным влиянием или наследием. Руководитель чрезмерно концентрирует на себе решения, не склонен делегировать ответственность, нередко впадает в волюнтаризм. Топ – менеджеры здесь – стратеги и производственники, Ане рыночники и финансисты. Впрочем, в компаниях, действующих в конкурентной среде, этого уже нет.

Наша манера ведения дел в большой степени подчинена задаче достижения конечной цели, а не выстраиванию системы, созданию технологии ведения бизнеса. В этом смысле русский стиль менеджмента больше похожа на  американский, а не на европейский.

Русский менеджмент чрезмерно политизирован, слишком большую роль играют личные связи, неформальные отношения, гешефты. С одной стороны, это понятно, общественные институты и механизмы еще недостаточно эффективны. С другой стороны, не все относят это к недостаткам, скажем, итальянцы на этот совершенно спокойны, да и другие хоть и корчат из себя недотрог, но, бывает, пользуются нашим гибким правосознанием.

Транжирство, расточительство – этого после кризиса стало меньше, однако такой ресурс, как время, ценится по-прежнему недостаточно, мы еще не усвоили жесткую связь «время – деньги». Серьезный недостаток – эгоцентризм и алчность. Русский бизнес сильно ориентирован на сиюминутный успех, на удачу за счет партнера. Отсюда недоучет перспективы, проблемы с корпоративной культурой, конфликты между менеджерами и акционерами. Впрочем, некоторые западные топ-менеджеры считают, что русские, напротив, склонны работать в команде и всячески это поощряют.

Русские менеджеры среднего звена, особенно в провинции, нередко слишком привязаны к своей должности. Его пытаются перевести на другую позицию, даже лучшую, более подходящую, а он воспринимает как личную трагедию…

Русские разбрасываются: для энергичных и неглупых людей в стране слишком много возможностей – бизнес такой, сякой, политика. Это нередко ведет к тому, что поставленные цели не достигаются.

Как действовать в России

Прежде всего надо помнить, что Россия – страна динамичная, рынки здесь еще не поделены, поэтому особенно успешные люди с предпринимательской жилкой, антрепренеры. Здесь нельзя не рисковать и не следует бояться.  Здесь придется проявлять инициативу, преодолевать размеренность и неспешность крупных корпораций в принятии решений, брать ответственность – иначе не успеешь, тебя опередят. Но, поскольку ситуация стабилизируется, на повестку дня выходит базовый регулярный менеджмент.

Иностранному менеджеру в России следует отказаться от высокомерия, от мысли, что,  если он босс, значит, все тут будут ходить перед ним на цыпочках. Ничего подобного: чтобы приобрести авторитет среди русского персонала или партнеров, необходимо зарекомендовать себя делом.

Далее. Россия – не дикая страна, люди здесь образованные, знающие и довольно ушлые. Поэтому откровенно мошенничать, скупать «на грош пятаков» не следует – вышвырнут. Не резон и слишком уж доверятся.

В стране пока неважно работают правила и регламенты, недостаточно развита рыночная инфраструктура, плохо с информацией. Поэтому следует налаживать сеть контактов, источников информации, друзей, которые помогут, если система даст сбой. Отсюда – желательно знать английский язык.

Информация – прежде всего. Любой потенциальный партнер, сотрудник должен проверятся с использованием всех возможных каналов, не следует ни времени, ни денег.

Надо идти в провинцию. Там много проблем – народ попроще, логистику наладить трудно, но главной перспективой именно на периферии.

Как можно шире следует использовать бонусы и карьерные перспективы для персонала. Это лучший способ заинтересовать русских сотрудников, особенно менеджеров.

Высказаться

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001