Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



От кризисов, как известно, бывает не только вред, но и польза. Позитивными моментами можно считать принуждение высших руководителей задуматься, например, над тем, как получить толк от обучения персонала; многим приходится признать широко известные зарубежом преимущества SbA-подхода в образовании (обучение действием). Участники процесса поиска решения для корпоративной задачи обучаются многим вещам по ходу Дела, но пока лишь там, где знают о кружках качества, синектике, Деминге, Lean, кайдзен, хосин-канри, ринги и импрувменте.  HR таких компаний не ищет тренеров среди психологов и не считает психфак гарантом профпригодности тренера. Сами тренеры всё чаще являются или становятся частью учебной команды, а если не способны на полное погружение - модераторами.

"Меняйтесь или погибните", - намекнул кризис и традиционным консультантам. Кто-то из них только рад более активно продвигать в России уже известные приёмы вовлечения и "обучения в бою"; кто-то дошел до изменений в практике своим умом; кто-то описывает методы мозгового штурма, ринги и другие, не применяя иностранные слова. Так или иначе, пробуждению здравого смысла мы всегда рады и готовы знакомить коллег и читателей журнала с практическими рекомендациями и примерами улучшений.

Рабочая группа вместо тренинга: как организовать обучение персонала в период кризиса

Александр Сорокоумов - консультант; Минск (Беларусь). Материал предоставлен автором.

Во время кризиса резко падают расходы компаний на все, что не приносит результатов сегодня. Расходы на обучение в большинстве случаев урезаются в первую очередь. А это значит, что большинство компаний не считают семинары и тренинги чем-то, что может принести пользу быстро. Давайте рассмотрим, что заставляет их так думать.

Недостатки привычного тренинга

Во-первых, обычные семинары-тренинги достаточно теоретичны. Если надо обучить новичков, это нормально. Но если надо решать текущие задачи, то потратить два дня на отвлеченные кейсы, чтобы потом все равно остаться с проблемой один на один – это слишком дорогое удовольствие.

Во-вторых, в большинстве семинаров и тренингов от ведущего ожидают экспертной позиции – дескать, расскажи и покажи нам как правильно. И ведущие в эту позицию часто попадают. Но такое распределение ролей оставляет две хороших лазейки, позволяющие участникам ничему не учиться: если эксперт не дает ответов, то он недостаточно хороший эксперт, а если дает, то можно горестно вздыхать: «нет, у нас так не получится, мы уже и не такое пробовали».

В-третьих, многие упражнения, которые присутствуют в тренингах, участниками серьезно не воспринимаются. То, что приносит пользу в сборных психологических группах, в деловом формате воспринимается скорее как развлечение, в лучшем случае – как отвлеченные психологические штучки, имеющие слабое отношение к проблемам компании.

Понятно, что если участники мотивированы и подготовлены, то они из любого тренинга возьмут то, что им надо, и в долгосрочной перспективе окупят расходы на него с лихвой. Но, к сожалению, таких людей всегда мало, да и долгосрочная перспектива наступит еще не скоро. А результаты в кризисе требуются быстро.

Ключевая проблема

Но обучать людей надо. В быстро меняющихся условиях это особенно важно. С другой стороны, гораздо важнее сейчас не ходить на семинары, а заниматься решением наиболее горячих проблем, которых в кризисе предостаточно. Разрешить это кажущееся противоречие очень просто: надо превратить тренинг в рабочую или стратегическую сессию:

Но обучать людей надо. В быстро меняющихся условиях это особенно важно. С другой стороны, гораздо важнее сейчас не ходить на семинары, а заниматься решением наиболее горячих проблем, которых в кризисе предостаточно. Разрешить это кажущееся противоречие очень просто: надо превратить тренинг в рабочую или стратегическую сессию:

  1. Работать только над текущими задачами компании. Результаты такой работы будут сразу вбрасываться в дело, укрепляя позиции компании.

  2. Сделать так, чтобы участники сами работали над этими задачами. Найдя решение, они смогут внедрить его на практике самостоятельно – и руководителям не придется бороться с сопротивлением.

  3. Убрать отвлеченные упражнения и сосредоточиться на рабочем  процессе. А если и давать какое-то упражнение, то лишь тогда, когда оно поможет решить текущую проблему в работе группы.

Таким образом, мы превращаем тренинг в короткий рабочий проект, где люди учатся и развиваются, решая те задачи, которые подбрасывает компании кризис: где взять денег, как сократить лишний персонал, как удержать клиентов, где искать новые возможности, что мы будем делать, если упадет рубль, или доллар, или евро…

Продолжение на сайте Международной Гильдии Лидеров Перемен

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001