Интервью с Александром Боярским
Елена Маркушина
Санкт-Петербург
12.02.02
Справка: Александр
Боярский. 45 лет. Под сенью “Леннаучфильма”
руководит студией выпускающей произведения анимационного кино. Продюсер
и “эксплуататор” творчества Константина
Бронзита. Особенности питерской рекламы,
реклама и анимация, как управлять
творческим коллективом – обо всем этом в
интервью от 12.02.02.
А.Б. – Александр
Боярский, К.Б. – Константин Бронзит, Е.М.
– Елена Маркушина.
Да, но какой ценой
Е.М. Так что там с
Оскаром произошло?
А.Б.
Это Вам Костя потом
расскажет. Я вот Вам хочу показать.. Этот
плакат после фестиваля, на котором был
представлен Костин фильм “На краю земли”,
прислал известный режиссер Ян Пинкава (студия
“Пиксар”). На нем рукой мастера по-английски
написано: “Костя – ты гений”… А это плакат
с фестиваля в Риме. Костя там был в качестве
председателя национального (!) итальянского
жюри. Кто там в составе, смотрим. Пол
Макартни… А это часть дипломов, которые
получили наши работы на зарубежных
фестивалях.
Е.М. В прошлый раз, 2 года назад,
мне Костя подарил кассету с фильмами. Там
был “Крепкий Орешек” (Гран При во Франции,
Aneccy 1999 г.) и фильм “На краю земли”. Пленку
заездили совершенно, кто только его не
посмотрел. А он, интересно, был удостоен
какой-нибудь награды?
А.Б. Фильм “На краю земли”
получил 70 международных наград на разных
фестивалях. В этом, конечно, заслуга
французской студии “Фолимаж”. Они
прислали приглашение принять участие в
отборе. Претендентов было 200 со всего мира. А
взяли одного Бронзита.
Е.М. Насколько я понимаю, чтобы
кино сделать, надо прежде деньги на это
найти. Вы представляете страну на
зарубежных форумах. Государство вам
помогает?
А.Б. Раньше было министерство
кинематоргафии, а теперь зам министра
культуры курирует эти вопросы. Государство
выделяет определенные деньги. Существует
конкурс, жюри, которое определяет, кому
давать деньги на производство. Чаще всего –
это 30% от бюджета. Предполагается, что
остальные 70%, ты должен найти сам. И эти 30 не
дадут, пока ты не предоставишь документы,
подтверждающие, что деньги есть. Бывают
особо значимые проекты, когда дают всю
сумму, но так бывает редко.
Е.М. А что наш мэр?
А.Б. Мы подали заявку в Комитет
по Культуре. Заявки принимались до 30
октября. Нам обещали…Ничего не дали нам.
Там деньги небольшие, но они бы точно не
помешали.
Е.М. Я не могу понять вот чего.
Допустим, все уже случилось. Успех,
признание. Неужели не нашлось, того, который
пришел бы уже на готовое с желанием
заработать?
А.Б. Нет. Но может быть со
временем появятся.
Е.М. Вы знаете, когда мы купили “Незнайкуна
Луне” и посмотрели с дочерью, мы дружно
расстроились. Это мое частное мнение
обывателя. Но даже обыватель несведущий,
посмотрев “На краю земли” задастся
вопросом, а в чем дело? Где промоушн, почему
по ТВ не показывают? В чем причина, в том, что
вы в Питере, а не в Москве.
А.Б. Те инвесторы, которые
должны быть и иногда появляются вначале
проекта –это, как правило, профессионалы.
Вернуть деньги в кинематографе у нас сейчас
крайне сложно. Пока он прибыли не приносит.
И сейчас снова вот… Отменили “Закон о
поддержке кинопроизводителей”, который
давал налоговые льготы инвесторам в
кинопроизводство. Тем не менее, государство
нам помогает и частный бизнес тоже идет в
кино.
Е.М. За 2 года, что-то изменилось к
лучшему в материальном плане?
А.Б. Да. К.Б. Вот туалет
отремонтировали (смеются).
Е.М. Какие люди должны здесь
работать, чтобы получилось хорошо?
А.Б. Если Вы имеете ввиду фильм
“На краю земли”, то в этом полностью
Костина заслуга. У меня сегодня, слава Богу,
есть возможность его привлекать. Это же
кошка, которая гуляет сама по себе. Сегодня
он тут, а завтра Голливуд его призовет и все.
Нет, я первый пойду на вокзал его провожать,
если соберется. Но сегодня я радуюсь тому,
что он все-таки нашел деньги и делает этот
фильм у нас.
Студия сегодня работает еще и над
полнометражным крупным проектом. Это
анимационный фильм “Карлик Нос” -
коммерческий, кинотеатральный проект.
Реклама – двигатель …
Е.М. Знаете, я как увидела вот это
“Лучшая рыба – это колбаса…Угощайтесь,
лыжники”, первая мысль была: это точно не
Бронзит. Они сделали все для того, чтобы о
продукции “Стрельца” я и не помышляла даже.
А.Б. Зато, наверное, заказчику
нравится.
Е.М. Скорее всего. Без визы
директора в эфир ведь не пойдет... Не могли
бы Вы перечислить рекламные ролики, которые
Вы делали?
А.Б. Делали ролик по следам “Особенностей
национальной рыбалки для пельменей “Равиолло”
с Булдаковым, Стругачевым и Кузьмичем (рисованый).
“Лаверана”, “Максидом”, “ТЕКС” с такой
яркой ползучей змеей. На “Позитиве” снял
недавно Костя игровой ролик для “НЕСТЕ”.
Там фуры друг друга обгоняют. Каша “Оба-на”.
К.Б. Лучший, по-моему, из клипов
Пятерочки – наш. Там Красная Шапочка,
бабушка и волк “Продукты из Пятерочки”).
Икра “Царская”. Пельмени “Малышок” (где
дети, переодетые дикарям на станции). Наш
питерский “Пекарь”. Неплохой ролик. Там
совмещенка, мишка рисованный ходит по столу,
накрытом сладостями настоящими и
рассказывает о продукции фабрики “Пекарь”.
Е.М. Вы не в курсе того, каковы
были для фирмы последствия проката именно
вашего рекламного ролика, увеличились
продажи или нет?
А.Б. Лена узнавала у Пекаря. Они
говорят, что после эфира им из регионов
стали звонить, заказывать.
Е.М. Такой раскрученный форум, как
“Ночь пожирателей рекламы” вас касается
каким-то образом? Мне думается, что это
хороший повод, сообщить сидящим в зале о
вашем существовании.
А.Б. Нас этот форум не коснулся.
И мы тут думали с Костей, идти или нет.
К.Б. И не пошли.
Е.М. Как же заказчики, которые
захотят рекламный ролик снять узнают о том,
что вы такие есть?
А.Б. Знаете, в большинстве своем,
заказчики, которые к нам приходят не знают,
кто такой Бронзит. Но. Они все знают. Точнее,
они все знают сами: как лучше сделать, как
будет смешнее. В итоге мы или сдается или
говорим: извините, мы не будем этого делать.
Пускай они не знают, кто такой Бронзит, но
есть же работы. В конце концов, к вам пришли
профессионалы. Им можно доверять. К
сожалению, сегодня вся питерская реклама
дышит этим. Нет представления о том, как
соотносятся затраты и качество. Часто
заказчики думают, что найдут умельцев,
которые им на коленке сделают дешево. Мы
говорим: делайте. А потом мы с вами включаем
телевизор…
Е.М. Сколько стоит у Вас ролик
сделать?
А.Б. Мы исходим из средней цифры
250 у.е. за секунду. Если это совмещенная
графика, как с “Пекарем”, или трехмерка, то
это другие деньги.
Е.М. Так это недорого.
А.Б. По московским меркам.
Заказчик-то у нас, в основном, Питерский.
Наши занятия рекламой носят нерегулярный
характер. И еще есть одно обстоятельство.
Сейчас появилось много рекламных агентств
и там работают такие креативщики, креейторы.
И вот эти креейторы не имеют понятия не о
специфике кино. Здесь есть законы.
Е.М. А вы уверены, что они должны
это знать?
А.Б. Знать всего нельзя, конечно,
но создавая сценарий необходимо, по крайней
мере, проконсультироваться.
Е. М. О, а вы бы могли
консультировать руководителей отделов
рекламы, агентства на самом первом этапе.
Такую консалтинговую услугу не думали
оказывать?
К.Б. Мы могли бы. Им это не нужно.
Е.М. Я знаю одну компанию, которая
сама для себя создала рынок практически на
пустом месте. Вам в этом случае придется
вложиться и в то, чтобы им стало нужно. Еще
никто до этого не додумывался, никто не стал
объяснять креейторам что и как. Догадаться
они не в состоянии.
А.Б. Любопытная идея. Не знаю,
насколько она жизнеспособна.
Е.М. Все равно же потом к вам
придут при таком раскладе. Скорее всего.
А.Б. Ну почему же? У нас в городе
существует еще несколько студий. Не таких
больших, как наша, где работает 2-3 художника.
И они работают, делают ролики вполне
успешно. Просто у нас работает 150 чел.
Е.М. Своей работой, роликом вы
бываете недовольны?
А.Б., К.Б. Да практически каждый
раз!
К.Б. Но так чтобы стыдно, до
такой степени – нет. Как раз мы и отличаемся
тем, что если беремся, то делаем очень
добротно, даже если приходится идти на
поводу у заказчика.
Е.М. Вы боритесь, отстаиваете свое
мнение?
А.Б. Боремся, конечно. Тяжело
бывает.
К.Б. Это самый большой конфликт
художника и заказчика. Мы подходим к делу
как художники, к сожалению. Поэтому
приходится “наступать на горло
собственной песне”.
Е.М. На сколько я поняла, на
сегодняшний день креейтор - это такой
фильтр (суть преграда), через который не
просачивается к заказчикам информация о
том, как вести работы, как с вами
взаимодействовать. Может быть, они как раз
вполне готовы или даже в вашей области
образованы.
А.Б. Да, но помимо креейтора
есть еще и руководители рекламных отделов.
Они же принимают решения.
Е.М. А можно сказать так: я хочу в
таком же стиле, только на мою тему?
К.Б. Совершенно верно! Вот!
Большинство западных рекламных агентств
так и работает в отличие от наших. Наши
агентства не работаю с наемными
режиссерами, у наших свои режиссеры и они их
продают. И показывают они заказчикам их
продукцию. Чаще всего так. Но в их же
интересах, и это бы привлекало гораздо
больше заказчиков, собирать от разных
режиссеров, сделанное в разных стилях, в
разных техниках, в разных творческих
плоскостях и показывать это заказчику.
Агентство всегда будет с работой. Ему не
важно, какого режиссера выберет заказчик,
понимаете в чем дело? Вот правильный подход.
Е.М. А у нас все схвачено.
К.Б. Совершенно верно. Бронзит у
вас делает? Не надо у нас свой есть, больше
денег заработаем, зачем нам это? Вот и все. А
у них должны лежать стопки кассет. Пришел
заказчик, ставь, смотрим. Вот так.
Е.М. А сколько после победы фильма
“На краю земли” заказов у вас появилось?
К.Б. Ну-у-у. Это ни какого
отношения к притоку заказов не имеет.
Е.М. Хорошо. Другой вопрос тогда.
Вот я директор фирмы. В клубе или бане
приятель мне шепнул, что есть такой Бронзит.
И захотел я посмотреть портфолио этого
Бронзита, где бы мне его посмотреть?
А.Б. По идее, Вам бы следовало
обратиться в какое-нибудь известное
рекламное агентство. Но там, кто такой
Бронзит не знают. И руководители школ
рекламы не знают.
Е.М. Им некогда... А почему вот,
делая запрос поисковику в Internet на слово “Бронзит”,
я найду кучу упоминаний, но не найду ни
персонального сайта, ни портфолио? Я вот не
понимаю, объясните мне, почему сайт
модельера Кати Леонович с флэшками и всеми
делами студия Артемия Лебедева делала, а у
Бронзита сайта нет?
К.Б. Ну, как вы помните, мы не в
Москва, но в общем-то это лично мое упущение.
Я просто этим не занимался.
Е.М. А почему?
К.Б. Трудно ответить…
А.Б. Нет, а для чего, собственно?
Ему самому заниматься рекламой?
Е.М. Просто, когда вы говорите
руководителю рекламного агентства “у меня
есть Бронзит”, а он говорит “у меня есть
свой”, то вы могли бы ему ответить “вот
портфолио, посмотри, потом принимай решение,
не понравится – нет вопросов”. А так вы ему
не даете даже шанса узнать что вы можете, не
предоставили случая ему посмотреть и
устыдиться, что работая в рекламе, он не
знает, кто такой Бронзит. По-моему в
продвижении и узнавании у каждой из сторон
есть своя доля усилий и своей не стоит
пренебрегать.
А.Б. Я все же не уверен в том, что,
портфолио нужно создавать. В анимационном
мире Константина как режиссера знают все.
Постепенно и в рекламном бизнесе
произойдут преобразования, которые
позволят заказчику и режиссеру рекламных
фильмов находить друг друга. Сегодняшний
рекламный рынок уже принял цивилизованные
формы, в каком смысле? Задачами компаний все
чаще занимаются агентства, они осваивают
бюджеты, выстраивают концепцию рекламы. Не
только ролик нужен, еще и плакаты, эфиры
радийные и телевизионные и т.д.
Разрабатывается образ товара, который
необходимо оживить на экране. В каком-то
случае этот образ лучше обыграть с помощью
мультипликации, в другом нет.
Е.М. Я вот тут в ДП прочла о
достижениях рекламы с аэрогрилями…
Участники процесса о существовании
Бронзита знают, но почему-то появляются
ролики, где на пышной тетеньке платье
разъезжается.
А.Б. Ну вот это как раз тот
случай, когда агентству выгодно оставить у
себя весь бюджет. Зачем делиться, когда
можно надавить авторитетом и убедить
заказчика, что вот так будет лучше всего.
Когда заказов недостаточно много и
агентство, скажем так, не разрывается между
ними, бюджеты естественно, стараются
удержать внутри.
Коллектив и Художник
Е.М. У меня, как человека
несведущего сложилось такое впечатление,
что все производство рекламного фильма –
это собственно один Бронзит. Он берет
творческое задание, садится и все рисует
один. Исправляйте.
К.Б. На самом деле это идеальная
ситуация.
Е.М. Что тогда командная работа в
творческом процессе?
А.Б. В идеале есть режиссер,
игровой ли это ролик мультипликационный ли.
У него есть инструменты: актеры живые или
нарисованные, есть дизайн. Который он
утверждает и передает художнику-постановщику
фильма, режиссер придумывает режиссерский
сценарий, у нас называется “раскадровка” -
изложение в виде комикса истории. Дальше
люди все это делают под его присмотром, как
сказал актер, хорошо ли плохо ли.
Е.М. Какие люди?
А.Б. Аниматоры.
Е.М. У вас есть предпочтения
работать именно с этим человеком, например
или “мы сплоченная команда, нам и горы по
плечу”.
А.Б. Каждый раз режиссер
опирается на какую-то индивидуальность
Е.М. Как ими управлять, если они
все такие, в чем специфика управления
творческими людьми?.. Ну, там они могут
вовремя не ходить на работу, напиться и не
прийти вовсе.
А.Б. Как-то у нас с этим
нормально все, справляемся в общем-то. Есть,
правда, пара пьяниц, которые попадаются
иногда по коридору.
К.Б. Но талантливые! (Смеются)
Е.М. Мне один творческий человек
сказал, что когда задание интересное, то он
всех увлекает и люди работают. Но когда что-то
приходится делать из-под палки, начинаются
разброд и шатания. А у вас как?
А.Б. На самом деле это очень
непрофессиональный подход. У нас фабрика.
Фабрика грез. Да, в чем отличие хорошего
режиссера от плохого. Хороший задачу
поставит правильно и добьется, чтобы ее
выполнили, чтобы было так как он хочет даже
от плохого аниматора. А плохой,
соответственно, ни того ни другого. Чтобы
режиссер как лидер творческого коллектива
был успешен, он должен обладать
режиссерской харизмой. Я это так называю. Он
говоря, вашим языком, и управленцем должен
быть и представлять технологию. Что
касается Константина, например, то он
блестящий технолог и управленец.
Е.М. Харизмы хватает?
А.Б. О-о-о! С избытком.
Е.М. Что такое для вас кризисная
ситуация?
А.Б. Наша беда в том, что мы
постоянно живем в кризисной ситуации.
Обстоятельства у нас такие, что времени, как
правило, очень мало и соответствие плану
требует большого напряжения сил. У нас
всегда есть работа, но нет времени. Костя
сейчас занят своим следующим фильмом.
Короткий фильм, 4 минуты. На первый взгляд –
это не полтора часа, но он делает его уже
полтора года.
Е.М. Допустим, вы делаете “На краю
земли” и вдруг что-то происходит.
Закончилась пленка, краска. Мне важно
понять, в чем роль лидера в такой ситуации.
Чтобы потом говорили “А знаете, между
прочим, когда у них такое бывало, как у нас
сегодня, Боярский делал вот так. Потому они
и берут Гран При на Западе, что у них
правильное все поставлено”.
А.Б. Тяжелый вопрос… У нас не
бывает форс-мажоров, потому, что мы не можем
этого допустить. Сейчас мы делаем титры для
фильма “Война” Балабанова. По времени
ситуация просто катастрофическая. Люди
вчера ушли в 7 утра, чтобы успеть отправить
материал в Финляндию. Здесь нельзя не
заболеть, ничего.
У нас нет такого, как на Западе. В
холле студии Уолта Диснея висит объявление:
“требуется художник, который хорошо рисует
зайчиков”. Даже если вот он рисует
обалденных белочек, его не возьмут. Там
строго разделение труда. Мы же, к сожалению,
многостаночники и те задачи, которые мы
ставим перед собой трудные. Но я сейчас имею
ввиду большое кино
Е.М. Вы сейчас важную вещь задели
с взаимозаменяемостью. Я помню, как у
Котеночкина тот художник, кто волка рисовал,
ушел и появились новые серии “Ну погоди” с
другим волком. Это так резануло по глазам,
как будто вот… “какая подделка, как
посмеялись над моими самыми теплыми
чувствами к этому кино из детства”. Вот эта
диверсификация труда она не спроста у
Диснея, она оправдана?
К.Б. Для целостности одного
проекта, безусловно, это хорошо. Когда
взаимозаменяемость есть, то это конечно
идеальный вариант, но это очень редко
бывает.
Е.М. Чего нельзя делать по
отношению к творческому человеку?
А.Б. Художники очень ранимые
люди…
Е.М. Что и поорать нельзя? У вас же
харизма?
К.Б. Я иногда только этим и
занимаюсь.
А.Б. Может орать-то и можно как
раз. Нельзя ни в коем случае задевать его
творческое самолюбие. Человеческое
задевать – это свинство просто, а вот
творческое задевать нельзя никогда.
Е.М. Внутренняя конкуренция
показана творческому коллективу?
А.Б. Нет. Может быть она и есть,
но она не поощряется. С одной стороны это
плохо. Конкуренция могла бы людей
подстегивать, заставлять шевелиться и т.д. С
другой стороны, существует естественный
отбор и все знают, кто сильнее в какой
области.Попасть к нам непросто. А попав уже,
человек уже сможет удержаться если будет
достаточно профессионален, если наши
художественные требования окажутся в
соответствии с его уровнем. Но это не значит,
что монополия на видение “как надо”, идею у
руководства. Если кто-то предложил и
оказалось удачно, то к нему прислушиваются.
А если человек бегает постоянно и брызжет
идеями… Вот вчера, буквально, предложили.
Да, неплохо! Но и то, что было уже устраивало.
Времени нет совсем.
Е.М. Вопрос из прожитого...
Бывает ли у вас так, что ты говоришь, как
надо делать, а человек говорит “ага” … и
делает по-своему. Знает хорошо, что от него
зависит исход дела и …
А.Б. Да сплошь и рядом! Большая
беда творческого коллектива, когда
художник которому что-то поручили, решает
для себя “давай-ка я сделаю лучше”. Он
режиссера очень уважает, он хочет ему
приятное сделать, удивить. Он как лучше
хочет. А это не надо никому. Ты сделай, как
тебя просят. Потому, что повторюсь, вопрос
времени. Может быть и выйдет лучше. Но какой
ценой! У аниматоров от этой беды мы
избавились, но в той или иной форме этой
болезнью страдают все. Так что … выжигаем
каленым железом (смеется).
Вернуться в раздел "Эксперты"
Высказаться
|