Импрувмент и импруверы
Елена Маркушина,
сентябрь 2006 г., доступ к странице
открыт 30.03.2009.
Материал связан со
страницами:
Термин «импрувмент» применительно
к развитию бизнес-организации
появился в 2004 году. После выхода в
свет книги Шина «Искусство
развивать компании: управление изменениями, нацеленное на развитие», появилось еще и слово
«импрувер» (специалист по
организационному развитию,
работающий в штате предприятия,
развивающий компанию изнутри).
Попытки подобрать русский аналог
иссякли на слове «улучшенец»,
которое в лексикон специалистов по
управлению развитием не вошло, да и
не могло войти, так как развитие не
всегда улучшение (или ухудшение).
Меня иногда в служебных коридорах
называли «развитийщиком», но и это
слово, к счастью, тоже осталось в
упрощенном лексиконе менеджеров.
С импрувментом, как с дисциплиной,
получилось, как с логистикой, которая
начиналась с управления доставкой
боеприпасов к местам сражений, а
стала целой отраслью управленческих
знаний. Теперь нельзя сказать «я
логист», не уточнив, какой именно.
«Совершенствование» (а именно так
переводится с английского improvement) как
осознанная деятельность началась с
Деминга, Шухарта и Таичи на Toyota в
послевоенной Японии и касалась
совершенствования процессов
производства, потом процессов
управления маркетингом, потом
процессов в целом, пока не возникла
философия непрерывных улучшений.
Слово Кайдзен русские заимствовали
не просто так и не потому, что не
нашли равноценной замены. Кайдзен
как термин имеет совершенно
конкретное содержание, и это не «поумнение
организации», чем по семантике
является Импрувмент. Кайзен является
технологией достижения
операционного совершенства бизнеса,
импрувмент - культурного
совершенства организации. Различия
дисциплин ярче всего проявляются в
лицах: поставьте рядом двух
директоров по развитию, но один
занимается развитием бизнеса (продажи,
продукты, магазины, пятна под
застройку, инвестиции и т.д. и т.п.),
другой развитием организации (процессы,
системы, культура, инновации,
управление изменениями и т.д. и т.п.) и
они не поймут друг друга абсолютно и
не сразу найдут общий знаменатель в
диалоге.
В 1966 году Друкер ввел понятие «работник
умственного труда». До этого
непроизводственники и не art-исты
считались попросту тунеядцами. Не
было такой работы - «управлять». С
развитием науки об управлении и
практики менеджмента происходило
естественное дифференцирование как
объектов управления, так и тех, кто
выбирал для себя именно эту
деятельность. Совсем недавно
появился, например, такой объект
управления, как "взаимоотношения с
покупателем", вместе с этим
идеология CRM и специалисты, которые
прежде никак не выделялись из среды
менеджеров по продажам. С появлением
финансового менеджмента появилась
профессия "финансовый директор",
который, как оказалось, весьма
значительно отличается от главного
бухгалтера.
Сегодня с появлением дисциплины "Организационное развитие"
предпринимаются попытки сделать ее
сферой занятости классического HRM.
Это следствие перекоса в высшей
школе, которой по какой-то непонятной
причине:
- было разрешено едва ли не
официально похоронить (по крайне
мере официально игнорировать)
достижения великой русской школы
Научной Организации Труда и, в
частности, организационную науку
Богданова (Тектология);
- исключать из умов управленцев
образ организации, как системы,
игнорировать Теорию Систем;
- организационную науку втиснуть
исключительно в рамки психологии;
- официально вводить в заблуждение
управленцев (да и своих собственных
учащихся - будущих психологов),
которые выходят из стен ВУЗа
убежденными, что имеют право
называться консультантами по
организационному развитию; не нюхая
пороху и только по книжкам,
формировать предложения для
реального бизнеса, заигрывать с ним,
проводя тренинги и игрища, убеждая
всех окружающих в том, что это и есть
развитие организации;
- насаждать менеджерам через
высшую экономическую школу и МВА
мысль о том, что организационное
развитие - сфера деятельности
сотрудников отдела персонала;
- калечить молодёжь, которая
искренне желая развивать
организации, по окончании школы
ошиблась дверью, попав не в
технический ВУЗ, а на психфак, и
только спустя лет 8-10 с потрясением
обнаружила, что училась совсем не
тому, что нужно;
- оставлять за рамками официальных
учебных планов имена: Гастев,
Богданов, Щедровицкий, Альтшуллер,
Анохин и т.д.
Этот тупиковый путь во многом
копирует ситуацию с главными
бухгалтерами, которых невозможно
превратить в финансовых директоров,
каким простым на первый взгляд это
превращение не казалось бы.
Бухгалтеры и финдиректора - люди не
только разных профессий, но и
психотипа, способностей и
личностного потенциала.
То же самое и с импрувментом, который
НЕ равно организационное развитие.
Худшее, что можно сделать, это отдать
заботы по развитию организации в
руки чистых психологов. Организационным
консультантам нет числа, но к
практике управления развитием это не
имеет ни малейшего касательства.
Бурный интерес к этой теме со стороны
психологов вполне объясним, и здесь,
по моему мнению, не стоит торопиться
раскрывать глаза неразборчивым
руководителям, опыт все расставит на
свои места. Тем более, что
составляющие импрувмента понемногу
приобретает очертания, а такой его
компонент, как организационное
поведение, обращается к базе знаний
психологии, нейроэкономики и других
когнитивных наук.
Если кайзен заботится об
эффективности операционной
деятельности, то импрувмент
заботится об эффективности
управленческих процессов, стратегии
и культуры. Борьбу за эффективность в
России начали с того, что в
зарубежной управленческой традиции
называется упорядочением.
Некоторым директорам удалось пройти
путь от наведения порядка на рабочем
столе до порядка в личном расписании.
Совершенствуя свои способности
выделять главное, расслабляться и
концентрироваться, перераспределять
ресурсы, линейно и матрично
планировать, они погрузились в одну
из подсистем импрувмента
– «научение расходовать рабочее
время наилучшим образом». Так,
конечно, говорить не стали. Стали
говорить «управление временем», а
когда поняли, что это очень далеко от
управления самим временем (см.
теорию пространства-времени Николая
Козырева), стали говорить - time-менеджмент.
Поэтому, когда мне говорят, что
импрувмент – это time-менеджмент, я
соглашаюсь лишь при условии, что тогда и
медицина – это только педиатрия.
Речь об авторстве в термине «импрувмент»
не идет - слово заимствовано, но его
семантика применительно к
управлению значительно расширена.
Нельзя не пожелать нашей стране как
можно более скорого увлечения
теорией, практикой и искусством
импрувмента как управления
изменениями, нацеленного на развитие.
P.S. Директор издательства, продающего
книгу Импрувмент по адресным заказам,
заметил: «Вы только подумайте: книга
недавно вышла, но интернет уже кишит
резюме с указанием этого слова в
графе «профессия». У нас импруверами
себя кто только ни называет!». Я нашла
один такой профайл и написала
девушке письмо с вопросом, где же она
успела получить столь редкую
специальность? А в ответ? Тишина.
Источник: https://markushina.blogspot.com/2009/03/blog-post_20.html
Высказаться
М. Шин. "Дао Белой
Вороны: Управление изменениями, нацеленное на развитие" Перейти к рубрике
статей Управление
изменениями Перейти на профессиональный
блог Импрувмент Перейти на сайт Международной
Гильдии Лидеров Перемен
|