Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



T R U S T 

Материал связан со страницами:

Доверие, Ф. Фукуяма TRUSTДоверие.(Trust) Издательства: АСТ, Ермак, 2004 г.

Широкая известность к Фрэнсису Фукуяме, одному из наиболее талантливых и оригинальных американских социологов "среднего поколения", пришла в 1989 г., когда в журнале "The National Interest" была опубликована знаменитая статья "Конец истории?". С тех пор профессор Школы углубленных международных исследований при Университете Джона Хопкинса, член президентского Совета по биоэтике и консультант корпорации "RAND" опубликовал четыре книги, каждая из которых неизменно вызывала общественный резонанс. Недавно вышло в свет русское издание классической работы Фукуямы "Конец истории и последний человек", а теперь вниманию отечественного читателя предлагается политико-экономическое исследование "Доверие, социальные добродетели и путь к процветанию".


Концептуальная разработка проблемы доверия, доверительности и веры

Макарова О, 3 курс. Руководитель: Леонов Николай Ильич

Психологов всегда волновала проблема человеческого Я, личности человека. Многие исследователи этого вопроса исходили из того, что личность (психика?) человека структурирована. Всем нам знакомы подход Фрейда, три субстанции: super-ego, ego и id, образующих целостностную структуру личности; структура личности Джорджа Мида (интеракционистская ориентация), который так же выделял три структуры: I (я), me (каким меня должны видеть другие), self ("самость" человека, личность); представление Эрика Берна (трансакционный анализ) о трех эго-состояниях психики: "Ребенок", "Родитель", "Взрослый" и, наконец, Я-концепция, содержащая пять граней человеческого Я: Я-телесное (физическое), Я-социально-ролевое, Я психологическое, Я экзистенциональное, Я самоотношение. Можно вспомнить множество других концепций, но я остановлюсь на уже перечисленных, т.к. структуры личности не являются темой моего доклада.

Вы можете спросить, для чего я перечисляю известные в психологии теории личности. Мой ответ прост: дело в том, что я часто задавала себе вопрос и хочу задать его вам, "Какие факторы влияют на формирование, развитие, структурирование нашей личности?". Чаще всего отвечают, что воздействует система отношений в семье, способы воспитания, природные факторы и т.д. Тогда возникает следующий вопрос: "Для чего человеку необходимо общение, что дает ребенку взаимодействие со взрослым, со сверстниками, почему ребенок вне социума не становится человеком?" "Почему мы зачастую боимся остаться в одиночестве, почему сенсорная, эмоциональная депривация вызывают у младенцев необратимые изменения?" Этот ряд можно продолжать бесконечно, но, как мне кажется, ответ будет довольно прост. Все это нам необходимо для удовлетворения потребностей.

В потребности выделяют три аспекта:

  1. Потребность как переживание нужды.
  2. Потребность - это объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности.
  3. Потребность как фундаментальное свойство личности.

На мой взгляд, хорошее определение потребности дает Л.И.Божович. "Потребность - отраженная в форме переживания (а не только осознания) нужда индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности.Потребность является внутренним стимулом поведения и деятельности". Но несмотря на то, что она является внутренним стимулом, удовлетворяется потребность за счет объекта внешней среды.

Существует несколько классификаций потребностей, самая известная - это иерархия потребностей Абрахама Маслоу, кроме его работ, можно так же выделить работы Гилфорда, Кэттела, среди отечественных психологов интересную классификацию предложил С.Б.Каверин и назвал ее матрицей потребностей. Но нам интересна не сама эта матрица, а то, что Каверин считал, что эта матрица имеет практическое значение. Это программа формирования личности, т.е. постепенно удовлетворяя потребности сначала низшего, затем более высокого уровня мы сможем обеспечить "гармоничное" развитие личности.

Изучением потребностей занимается не только общая психология, социальная психология также занимается этой проблемой, рассматривая ее со своей позиции. Чаще всего на вопрос: "Что изучает социальная психология?", мы услышим в ответ: "Общение". Как говорилось выше, именно благодаря общению удовлетворяются потребности человека, т.е. общение выступает, как специфическая форма реализации потребностей. Среди потребностей, удовлетворяемых в общении, выделяют потребность в безопасности, потребность в аффилиации, потребность в престиже, в доминировании , как противоположная ей потребность в подчинении, потребность быть индивидуальностью и познавательная потребность . Я считаю, что сюда же можно отнести потребность в доверии и доверительном общении.

По периодизации психо-социального развития Эриксона в первый период жизни ребенка (от рождения до 18 месяцев), связанного с удовлетворением физиологических потребностей и потребности в безопасности, человек должен приобрести "чувство доверия", которое является основой формирования позитивного самоощущения ребенка и служит опорой для приобретения нового опыта, гарантией перехода на следующую ступень развития. Благоприятным исходом первого кризиса Эриксон считает доверчивость к окружающему миру, в случае неблагоприятного прохождения этого периода у ребенка появляется страх, депрессия, агрессивное поведение, подозрительность. Отечественные психологи (Л.А.Венгер, В.С.Мухина), считают, что доверие формируется в два-два с половиной месяца. "Привязанность младенца к маме, к другому взрослому, младенческая любовь к человеку создают важное образование - бессознательное чувство доверия к людям вообще. В условиях асоциальных, когда мать - алкоголичка или наркоманка, когда она может сделать что-то непредсказуемое, ребенок подвержен опасным неожиданностям. В этих условиях может быть заложена основа для формирования бессознательного чувства недоверия к людям". Таким образом мы пришли к тому, что рассматриваем доверие, как особую потребность, удовлетворение которой обеспечивает полноценное развитие личности; неудовлетворение же ее ведет к появлению фрустрации, страха, агрессии. Кроме того при доверительном общении возможна реализация многих других потребностей: потребность в аффилиации, потребность в безопасности и т.д. В ходе доверительного общения человек получает адекватную обратную связь, которая подтверждает его значимость, ценность, как личности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что доверие необходимо для жизни человека в обществе, а следовательно и для функционирования социума в целом. В последние десятилетия за рубежом изучение доверия вылилось в лавину многочисленных исследований. Доверие в организациях подверглось рассмотрению со стороны ученых разных дисциплин: психологии, экономики, социологии, менеджмента. На фоне зарубежного бума отечественных исследований по этой проблеме практически не наблюдается. Эта проблема только начинает интересовать отечественных ученых.

Чаще всего доверие определяют, как "психологическое состояние, включающее намерение принять собственную уязвимость, основанное на позитивных ожиданиях относительно намерений или поведения другого человека. Условия, при которых оно возникает, включает следующие два момента: существоваение ситуации риска и наличие взаимозависимости, при которой интересы одной стороны не могут быть достигнуты без участия другой стороны" (Д. Руссо, С. Ситкин, Р. Берт, К. Камерер).

Несмотря на то, что доверие определяется, как психологическое состояние, само понятие "доверие" не введено в контекст общей системы психологического знания. К какой категории относится доверие, это эмоциональный или когнитнитивный процесс, установка или чувство - это вопросы, которые ждут своего решения. Я предлагаю считать доверие одной из базовых потребностей, необходимой для формирования и структуирования линости.

Чаще всего в отечественной психологии рассматривают доверительность в отношениях с окружающими, как специфическую характеристику общения в ранней юности (А.А. Бодалев, Р.Л. Кричевский). При этом возникновение доверительности связывают с развитием самосознания. Главными качественными характеристиками доверия, как относительно самостоятельного психологического явления, выступают избирательность и парциальность его проявлений. Таким образом доверие рассматривается, как некая количественая и качественная характеристика общения. Но, в этом возрасте доверительность в общении не может быть новообразовнием, так как доверие формируется в первые годы жизни ребенка. Но в ранней юности доверие вплотную связывается с самосознанием, появлением особого интереса к своей личности.

Я уже отмечала, что доверие имеет меру. Эту меру можно назвать доверительностью. В таком случае, когда доверительность имеет высокий уровень, то она переходит в доверие; если же доверительность на низком уровне, то это можно считать недоверием. Степень выраженности этого качества можно представить в виде двухполюсной модели, на одном полюсе которой находится доверие, а на другом - недоверие. При высокой степени доверительности в общении удовлетворяются почти все потребности человека, а следовательно, фомируется нормальная структура его личности. Когда же степень доверительности низкая, неудовлетворяются многие, в том числе базовые поребности и личность оказывается неструктурированной, дефектной.

Нарушение структуры личности может появиться также при высокой степени доверительности, но когда исчезает объект удовлетворения потребности. Что же делает человек, когда нарушена его внутренняя структура ? Он достраивает себя за счет объектов внешнего мира. Или пытается найти свое место в четко структурированной организации. Это объясняет такую популярность религиозных сект и культов, имеющих четкую иерархию. Тогда вера выступает в качестве структурирующего фактора, способного удовлетворить потребности, а при удовлетворении протребностей идет достройка человеческого "Я" и формируется его целостность.

Таким образом лидеры и организаторы сект через удовлетворение потребностей становятся частью структуры личности человека. Этим можно обьяснить такое тотальное влияние секты на человека, который в нее попал. Попадая в религиозную организаццию человек удовлетворяет свою потребность в доверительном общении, но не привычным нам способом (разговоры с близкими людьми о нас самих, о наших достоинствах и недостатках, когда мы получаем обратную связь, подтверждающую нашу значимость, ценность, даже если мы считаем, что были неправы и поступили плохо). Секты предлагают некий "суррагат" доверительности, когда центром общения становимся не мы как таковые, а некий бог, пророк, правила, законы данной организации, чтение Библии и ее вольное толкование, т.е. мы как последователи религиозной идеологии. Человеку свойственно быть хорошим, он всячески добивается похвал и одобрения, и он получает их, когда строго придерживается предписаний данной организации.

Став неотьемлемой частью структуры личности человека секта (в лице ее лидеров) обладает неоспоримым и мало подверженным противодействию влиянием. Выход из деструктивного культа очень труден, зачастую человек возвращается обратно, даже если знает какое наказание его ожидает, он готов перенести любые страдания лишь бы вновь оказаться с теми, кого он считает своими братьями. Он знает что можно ожидать от сектантов, как они поступят в конкретном случае, ведь почти все поведение расписано и разложено по полочкам, вплоть до того, когда есть, с кем спать, что читать, о чем говорить. Тем самым снижается мера неопределенности и повышается мера доверия. Где еще сможет найти этот человек столь доверительные отношения? Те группы, в которых он находился раньше: семья, класс, студенческая группа, профессиональный коллектив, не могли удовлетворить потребность в доверительности до того, как человек попал в секту и вряд ли пересмотрят свое отношение, даже если их попросить об этом. Попадая из религиозной группы в мир обыденных отношений, у приверженца секты вновь возрастает уровень неопределенности, а значит и желание уменьшить ее, возвратившись туда, где все понятно и конкретно. Вот так, удовлетворяя потребность человека в доверии, доверительном общении вновь появляющиеся религии становятся властителями душ.

Вывод: доверие не просто некий призрачный фактор нашей жизни, это первейшая потребность, формирующаяся и требующая удовлетворения в ходе общения. Благодаря удовлетворению этой потребности создаются благоприятные условия для нормального формирования личности. Человек, личность которого структурирована, отличается высоким уровнем доверительности, если личность носит деструктивный характер, то уровень доверительности низкий, приближается к полюсу недоверия. Во- втором случае человек начинает искать систему во внешнем мире, дабы завершить свою целостность. Примером одной из внешних систем могут стать секты, религиозные культы. Тем самым недоверие трансформируется в веру, способную удовлетворить многие потребности человека, в том числе потребность в доверии.

Источники: https://www.ozon.ru/context/detail/id/1711490/

https://ppf.uni.udm.ru/imago-fact/imago-fact-2001/soc/makarova.html

Материал связан со страницами:

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001