Компетенция и компетентность
Материал связан
со страницами:
Владимир Шпер (опубликовано
в феврале 2008 г. в рубрике "Вести из
Интернет" журнала "Методы Менеджмента
Качества", Москва). Вышло у нас 04.05.08.
После предыдущего выпуска "Вестей",
посвященного "грейдингу", мне
показалось довольно естественным
посмотреть, что есть в Интернете по таким
вопросам, как компетенция и компетентность.
Поиск по слову " компетенция " в
русскоязычном Google
дал примерно 390000 ссылок. Как обычно,
рассмотрим наиболее интересные из первой
сотни.
В самой первой найденной Google ссылке на Википедию
- обнаружилось определение этих двух
терминов:
"Компетенция
(от лат. competentio от соmpeto добиваюсь,
соответствую, подхожу) — это личная
способность специалиста решать
определенный класс профессиональных задач.
Также под компетенцией понимают формально
описанные требования к личностным,
профессиональным и т. п. качествам
сотрудников компании (или к какой-то группе
сотрудников). В данном понимании
компетенции используются при оценке
персонала.
Cовокупность компетенций;
наличие знаний и опыта, необходимых для
эффективной деятельности в заданной
предметной области называют Компетентностью
(от англ.
competence)."
Ряд полезных
статей, разъясняющих смысл этих понятий, а
также их отличие от, например, знаний и
навыков, и т.п. можно найти на странице www.hr-zone.net/index.php?mod=articles&go=list&id=35, содержащей
подборку материалов по теме "компетенции".
На страничке www.greenst.ru/personnel_cons/motiv/
со ссылкой на международный стандарт
оценки компетентности специалистов и
руководителей в области Управления
Проектами ("ICB IPMA Competence Baseline", Version
3,0, 2006 г.), перечислены технические и
поведенческие компетенции, а также
компетенции в области корпоративной
системы управления проектами. Этот
стандарт можно посмотреть на странице www.pmguruonline.com/Download/ICB_V.3.0.pdf
, стоит только иметь в виду, что это - текст
на английском на 212 страницах. Из введения
выясняется, что такая система сертификации
специалистов существует с начала 90-х годов
и активно поддерживается международной
ассоциацией управления проектами (IPMA).
Излагаемая в этом документе методология
позволяет оценивать и сертифицировать
менеджеров проектов по 4 уровням. Ряд
интересных деталей и подробностей можно
посмотреть на сайте www.12manage.com/methods_ipma_competence_baseline.html
. В частности там же приведена легко
запоминающаяся формула:
Компетенция = Знания + Опыт + Поведение
На страничке https://msk.treko.ru/show_dict_347
приведено определение термина "ключевые
компетенции" из междисциплинарного
словаря по менеджменту (Дело, 2005).
Основоположниками
модели ключевых компетенций считаются
известные авторы Г. Хамел и К. Прохалад,
упоминание о которых можно найти, например,
на сайте www.12manage.com/methods_corecompetence_ru.html
. Большая статья с многочисленными ссылками,
посвященная модели
Хэмела, Прохалада, находится на страничке
англоязычной Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/Core_competency
.
На страничке https://msk.treko.ru/show_dict_387
можно ознакомиться с основными тезисами
теории компетентности, согласно которой
человек в процессе обучения
последовательно проходит следующие стадии:
бессознательная некомпетентность (я не
знаю, чего я не знаю) – сознательная
некомпетентность (я знаю, чего я не знаю) –
сознательная компетентность (я знаю, что
я знаю) – бессознательная компетентность (я
не знаю, что я знаю).
В заключение
приведу адрес очень симпатичного сайта, где
есть много интересной информации о
культурной компетентности и связанных с
нею проблемах - www.cecsi.ru/coach/cultural_intelligence.html
.
Высказаться Перейти
в библиотеку
|