Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Экстремальная Тойота:

Радикальные противоречия, обеспечивающие успех лучшего в мире изготовителя

О книге Э. Осоно, Т. Симидзу, Х. Такеути и Д.К. Дортон

Extreme Toyota: radical contradictions that drive success at the world's best manufacturer

Emi Osono, Norihiko Shimizu, Hirotaka Takeuchi; with John Kyle Dorton. – 2008, John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey. – 306 P.

Материал связан со страницами:

Владимир Шпер, обзор от  20.12.10.

При поиске по ключевому слову "Toyota" Google находит 159 миллионов ссылок на английском языке, а при поиске по слову "Тойота" – свыше 3 миллионов ссылок на русском. Другими словами, про Тойоту к сегодняшнему дню написано столько, что никакая новая книга, казалось бы, не должна привлекать к себе нашего внимания. Тем не менее, книга об Экстремальной Тойоте заслуживает быть поставленной на полку любого специалиста, интересующегося бизнесом, менеджментом, проблемами развития человеческого общества и т.д. Дело в том, что несмотря на многочисленные публикации, лекции, семинары, несмотря на усилия многочисленных консультантов, говорящих на самых разных языках, очень мало кому удалось воспроизвести нечто близкое по эффективности к Тойоте.  Число компаний, работающих реально по системе Lean Production (Бережливое производство) ничтожно мало. Большинство публикаций о внедрении там-сям системы а-ля Тойота по сути сводится к внедрению одного или нескольких инструментов из арсенала Тойоты, что на деле имеет лишь незначительное отношение к тому, что называется Производственной Системой Тойоты (ПСТ).

Почему это происходит?

Частично ответ можно найти в книге группы авторов "Экстремальная Тойота: радикальные противоречия, обеспечивающие успех лучшего в мире изготовителя". Книга написана выпускниками Калифорнийского, Джорджа Вашингтона и Стэнфордского университетов, работающими в одной из лучших бизнес-школ Японии Hitotsubashi University, Graduate School of International Corporate Strategy. Один из соавторов – Такеути – работает в тесном контакте с М. Портером (Гарвард), и вместе с И. Нонака – интеллектуальным лидером данной группы - написал хорошо известную книгу "Компания – создатель знания". Что кажется важным мне: эта книга – результат шестилетнего исследования компании Тойота группой японских ученых. Как известно, погоня за Тойотой началась с книги "Машина, которая изменила мир" (Д. Вумек, Д. Джонс, Д. Рус) – книги, написанной по  результатам пятилетнего исследования Тойоты международной исследовательской командой. После этого было ещё несколько книг Вумека и Джонса, книги Лайкера, Джорджа, Кеннеди и др. Все эти книги написаны западными учеными – именно поэтому мне представляется очень важным знакомство с выводами о Тойоте японских специалистов. (Всё последующее – моё личное мнение после прочтения книги).

Итак, главный вывод:

"…рост (производства) зависит не только от операционной эффективности, но и от людей и организационных возможностей. Модель Тойоты представляет собой более гуманистический подход к промышленному производству потому, что ставит в центр всего человека, а не машину" (с. xiii).

Хотя Тойота, безусловно, одна из самых передовых компаний, анализ показал, что она не обладает многими чертами, считающимися нужными для успеха в современном мире. Например (с.5-7):

- менеджмент Тойоты не диверсифицирован, он почти целиком мужской и японский;

- на совещаниях в Тойоте присутствует невероятно большое количество людей, число менеджерских позиций превышает все общепринятые нормы;

- формальная структура Тойоты – бюрократическая и иерархическая, многие высшие руководители недоступны средним менеджерам, и различия в статусе, соответствующие уровню в иерархии, видны и строго соблюдаются;

- в противоположность культуре "вверх-или-за-ворота" Тойота исповедует культуру "вверх-или-внутри", т.е. Тойота старается всеми силами не увольнять своих сотрудников;

- Тойота не имеет явных стратегических целей;

- Тойота платит очень низкие дивиденды, накапливает свободные наличные, вкладывает средства в старую и зрелую отрасль;

- ежегодная компенсация 33 высших руководителей Тойоты составляет одну десятую от того, что платит Форд;

- скорость роста управляющих на Тойоте очень маленькая, самый молодой среди высшего руководства в 2007 году имел возраст 51 год, а средний возраст составлял 61 год;

- собственники-основатели компании имеют очень сильное влияние на принимаемые решения, хотя владеют всего лишь 2% (у Форда – 40%, у BMW – 50%).

Как результат своего анализа авторы книги сформулировали 6 противоречий, которые, на их взгляд, являются движущими силами успеха Тойоты (с.9):

  • Движение постепенное и, одновременно, большими скачками.

  • Культ бережливости и, одновременно, трата огромных сумм.

  • Эффективная операционная  деятельность и, одновременно, избыточность.

  • Культ стабильности и параноидальное мышление.

  • Уважение к бюрократии и допущение свободы выражать несогласие.

  • Поддержка очень простой и сложной системы коммуникаций.

"После шести лет исследований и более 220 интервью мы поняли, что именно способ, каким Тойота соединяет свою твердую и мягкую стороны, и есть то, что позволяет ей постоянно превосходить своих конкурентов" (с.19).

Вот несколько штрихов корпоративной культуры Тойоты, которые могут помочь любой компании понять, насколько она близка или далека от идеала.

Девизы Сакити Тойода (основателя материнской  компании Toyoda Automatic Loom Works) (с.86):

"Давайте попробуем это" и "Не бойтесь делать ошибки"/

Тойота не просто толерантна к провалам – она рассматривает неудачу как механизм обучения (с.87).

Тойота культивирует честность, иначе люди начнут прятать плохие новости и фабриковать хорошие результаты (с.88).

Завтра будет лучше, чем сегодня – общая вера всех работающих в компании (с.124).  

Вклад команды больше суммы вкладов отдельных личностей (с.134).

Кайдзен и уважение к людям – вот два столпа, провозглашенные в "Зеленой Книге" 2001 года.

Титулы и ранги не принимаются во внимание в дискуссиях о качестве. 

Противостояние боссу – приемлемо. Сообщение о плохих новостях поощряется (с.151).

Сотрудники компании участвуют одновременно во многих не формальных группах: вертикальных, горизонтальных, диагональных и т.п. (с.163).

Сотрудников всегда поощряют за более широкое мышление и перспективу, как если бы они работали на два уровня выше в организации (с.173).

Книга снабжена большим числом хорошо сделанных иллюстраций, отражающих фактическую сторону достижений Тойоты.

Наверное, следовало бы обсудить, как обстоят дела у Тойоты сегодня – в разгар мирового кризиса, от которого пострадали все автомобильные компании мира, включая и Тойоту. Тем более, что незадолго до кризиса весь мир ополчился на Тойоту из-за большого числа отзываемых автомобилей. Но я предпочитаю оставить эти вопросы до следующего раза, поскольку полагаю, что к обсуждению и собственно Тойоты, и того, как повлиял на неё кризис, и ко многим сопутствующим вопросам мы ещё вернемся. 

Высказаться

Материал связан со страницами:

Выход в Библиотеку

Перейти на сайт Международной Гильдии Лидеров Перемен

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001