Семен Енушкевич из Волгограда в отклике
на спот "Эгоистичный
лидер" спрашивает: "Я правильно
понимаю, что у вас в сообществе, созданном,
замечу, с профессиональными исходными,
все сплошь делают друг другу приятно
актами альтруизма? Или я не так понимаю?
Как же можно выжить и выиграть
конкуренцию с тупо ИЧП "Консалтинговая
фирма"? Почитав ваши ресурсы побольше,
я думаю, что что-то упустил, чувствую - что-то
не так, а что - не пойму".
Это сообщение вернуло
мне воспоминание об одном выпуске
программы НТВ "Школа Злословия",
гостем которой стал этолог
Анатолий Ильич Протопопов*. Смотрела я
выпуск трижды и каждый раз, располагаясь
к гостю все больше и больше, досадовала:
как может образованный и умный человек (в
данном случае Авдотья Смирнова) так
панически-активно уклоняться от мысли,
что начисто свят в какой-то области.
Говорю себе: "Смотри, и никогда так не
делай". Хотя, если заподозрить ведущую
в блестящей журналистской игре (это не я,
это массовый зритель таков, а я говорю от
его имени), то все становится на свои
места. А если и не так, все равно за урок
спасибо. Еще с 1997 года, когда отшумели
кухонные дебаты о книге Протопопова "Трактат
о любви или как ее понимает жуткий зануда",
мне хотелось увидеть автора,
познакомиться с ним лично. Программа НТВ
помогла воплотить первую часть мечты.
Заочный портрет подтвердился и стал в
моей голове прирастать понемногу
позитивными чертами. Для меня Анатолий
Ильич (после чтения его работ и
телепередачи)... священник. Ну вот такой
вот ход поколений от "теолог" к "этолог".
Отвечая на вопрос
Семена Енушкевича, можно сказать, что увы:
и в этом вопросе придется разбираться. Не
получится по-быстрому, как и с
маркетингом, импрувментом или
управленческим учетом. Одного Докинза
("Эгоистичный ген") или трех ("Слепой
часовщик", "Расширенный
фенотип") недостаточно. Трудов
конкурирующей с этологами
бихевиористической школы тоже. На все это
нужно время, но оно стоит того.
Грешна: стараясь
ускорить ознакомление управляющих хотя
бы с основами оргповедения, я часто
предлагаю им "упрощенные
схемы". Когда отвергается и это - у
тебя в руках не просто умозаключение, а
вещдок в пользу высокой вероятности
рисков провала организационных
изменений. Лучше с таким априори знатоком
человеческих душ дел не затевать. Когда
отклоняется очная форма в
пользу вебинара - это хоть какая-то
надежда, что зерно импрувмента найдет
свой оазис.
Что касается сообщества
Kinsmark Group, то его
организационный базис станет понятнее
после просмотра той самой передачи НТВ,
ролик которой я привожу ниже. Напомню. -
Эгоистические сообщества обречены на
умирание.
- Альтруизм бывает:
родственный (родители детям),
реципрокальный (ты мне, я тебе) и
жертвенный (Данко у М. Горького).
- Kinsmark
свободен от инстинкта создания
иерархий. Ставка сделана на партнерство,
основанное на реципрокальном альтруизме,
при котором сторона, совершающая
альтруистический шаг в отношении
партнера, ожидает от него ответного шага.
- Цементом,
закрепляющим такие отношения, является
то самое, что отличает человека от
животного - совесть. Если вы располагаете
опытом работы в горизонтальных командах (а
у меня он немалый), то вас не придется
убеждать в том, что именно такой "кин-отбор"
(по степени лидерства, профпригодности и
совести) и способен дать невероятные
результаты. Как верно заметил Анатолий
Протопопов: "Совесть как массовый
феномен служит горизонтальной
интеграции".
Я не люблю разговоров о
конкурентных преимуществах компаний. Как
маркетолог я понимаю, что он необходим
как акт уважения к правилам рыночной Игры.
Но в представлении этих преимуществ
много приходится принимать на веру,
многое сложно проверить и выяснить, во
всех ли условиях оно работает. А вот
индикаторы отличий - штука хорошая. Как
лакмус. В иерархических, непартнерских
организациях не бывает ни развития, ни
уважения к клиенту. Поэтому иногда, когда
я узнаю о какой-либо компании, "специализирующейся
на вопросах развития", я всегда
интересуюсь этими "поведенческими
факторами сообщества", делаю первый
шаг и т.п. И обнаруженные ответы снимают
для меня все остальные вопросы.
*- Анатолий Протопопов, популяризатор
этологии, науки о влиянии эволюционной
теории на поведение человека, одним из
основных положений которой является
принадлежность человека к животному миру
и общие с животными инстинкты и мотивы
поведения. Организация иерархических
структур с вожаком и его приближенными во
главе стаи, отъем ресурсов у рядовых
членов группы и их перераспределение. Но
где та грань, которая отличает людей от
животного мира инстинктов? Ведь даже в
мире зверей наблюдались случаи
самопожертвования.
Ключевые слова: HR,
improvement, импрувмент, инструменты, лидерство,
организационное поведение, портрет
должности, менеджмент, управление,
персонал, инновации, лидер перемен,
агент перемен