Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



10 Июня 2009 г.                                                                 зеркало блога Елены Маркушиной

Лидер перемен на фоне Васнецова. Три стереотипа импрувмента

Лидеры и агенты перемен. Эти замечательные люди всегда в центре нашего пристального внимания. Примеры их эволюционного воздействия на организацию особо дороги нам. Здесь и анализ бизнес-модели, диагностика культуры компании, выбор инструментов, результаты их практического применения, прогнозирование и многое другое. Всегда ценно обнаружить пример того, как через воздействие на организацию происходит воздействие на бизнес предприятия. 

Меня искренне удивляет яркий и опасный перекос в понимании работодателями (первыми лицами и их кадровиками) содержания процессов развития. В наши дни вакансия «Директор по развитию бизнеса» уже не редкость. Однако мало кто понимает, что развитие бизнеса – процесс, следующий за развитием организации, а все усилия и инвестиции в создание «сильного брэнда», «мощного девелопера», «динамично развивающейся» и т.п. – лишь попытки создать колосса на глиняных ногах. 

Разъяснения того, что попытка сэкономить на вакансии «Директора по развитию» является как раз растратой и влечет убытки, вызывают у генеральных целую гамму эмоций от недоверчивого удивления до отрицающего возмущения. Если собеседнику никогда прежде не встречался организационный эволюционист, каким является управляющий развитием, практикующий импрувмент, то в лучшем случае до него дойдет, что не все так просто, как ему, работодателю, кажется, не более того.

Сейчас уже немного попритихли, а еще 5 лет назад, не допуская мысли о собственном отставании, «продвинутые» рекрутеры, кадровики и генеральные, узнавая о содержании компетенций импрувера, саркастично допытывались: «Так в какой именно отрасли вы является профессионалом?!» А и правда, если не вникать (вникать – это трудиться, а трудиться лень), то директор по развитию может заменить собой (в случае удачного найма, естественно) отдел маркетинга, отдел персонала, руководителя проектов автоматизации и развития системы продаж. Вот именно так буквально и понималось – «заменить собой». 

При более пристальном рассмотрении заодно с прояснением «феномена многостаночности» импрувера (оказалось он не «по верхам и нигде глубоко», а как раз напротив), рассыпался еще один стереотип: мол, директор по развитию в нашем понимании показан и по карману только крупным предприятиям, а среднему бизнесу судьба – вести управление на коленке. Многие компании убедились, что им как раз очень выгодно иметь в своем штате импрувера. Его высокие компетенции в маркетинге (из которого он, скорее всего, вырос), управлении персоналом и проектами вкупе с сугубо развитийными умениями проектировать, регламентировать, создавать, управлять, улучшать и выдавать результат, помогают обходиться средними исполнителями там, где иначе придется нанимать дорогостоящих специалистов, ставить им задачу и справляться с их обезьянами. Посчитайте затраты.

Один руководитель высказал опасение, что, привлекая импрувера и разрешая ему делать его работу (разбираться с проблемами стыка между HR, процессами, маркетингом и IT), его предприятие попадет в зависимость от импрувера. После ухода последнего в компании могут быть оголены несколько смежных участков работы. Этот аргумент не выдерживает никакой критики, так как любой генеральный, который хотя бы на бегу познакомился с такой предметной областью, как «управление изменениями» и импрувментом, как практикой управления развитием, мог заметить, что сам характер деятельности сводит на нет подобные риски.

Импрувер – профессионал, лишь когда проводит необратимые улучшения. Чтобы построить стабильный развивающий предприятие процесс, необходимо последовательно пройти путь от выстраивания на топ-уровне потребности в высококлассном маркетинге, HR, IT до вывода на устойчивую работу этого функционала под началом автономного, но системно развитого и интегрированного специалиста. Везде, где происходят процессы развития, именно импруверы инициируют и участвуют в создании служб HR, маркетинга, управления проектами, усиливают состав коммерческих служб, отделов логистики и информационных технологий. Иными словами, у импрувера обратно противоположная от эгоцентрации задача. И только в одном случае он не сможет ее выполнить: если «экономный» генеральный директор увлечется экономией на импрувере и откажется развивать маркетинг, продажи, HR и IT в ущерб интересам собственного предприятия. Тогда, потеряв в лице генерального подобие лидера перемен, импрувер - агент перемен – теряет предмет труда и интерес к компании. 

На одной из открытых сессий Kinsmark.com я спросила коллег, как они представляют себе декорации типичной истории из области импрувмента. Абсолютное большинство представило себе офис. Компания производит или торгует, но действие разворачивается в офисе. Вот вам еще один забавный стереотип. Коренится он в уже знакомом смешении развития бизнеса и развития организаций. Почему-то считается, что импрувмент не для общественных организаций, музеев, фондов, библиотек. Ну да, бизнеса там, вроде бы нет. Как же нет? Там есть Организация для начала, и есть Дело. Последнее переводится на английский как «бизнес». То есть бизнес – это дело, а не офис с секретаршей. Декорации вторичны.

К счастью, лидеры и агенты перемен есть не только в ЗАО и ООО, они есть в тех организациях, где думают не о прибавочной стоимости, а о культуре, национальном наследии, порядке на дорогах и во дворах, сохранении исторических знаний и артефактов. 
Для иллюстрации последнего, предлагаю вам познакомиться с эпизодом программы канала НТВ «Школа злословья» с Андреем Ерофеевым – бывшим зав. отделом современного искусства Государственной Третьяковской Галереи.

 

Комментарий Андрея Ерофеева по поводу его увольнения из Третьяковской Галереи

Ключевые слова: HR, improvement, импрувмент, инструменты, лидерство, организационное поведение, портрет должности, менеджмент, управление, персонал, Школа Злословия, музейное дело, Третьяковская Галерея, инновации, лидер перемен, агент перемен

Высказаться 

Перейти на блог

Перейти на сайт Гильдии Лидеров Перемен

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001