Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



02.07.2009                                                                     Зеркало блога Елены Маркушиной 

Говорите громче. В компании спящего вы все равно ничего не измените

Материал связан со страницами:

Елена Маркушина, июнь 2009 г .

Допустим ли повышенный тон в офисе?

Не то, что в офисе, он в принципе недопустим в отношениях между людьми! Так-то оно так. Да только иногда выбор в пользу приличий для Агента перемен не является столь уж очевидным. И тут открывается интереснейшая тема.

Считается, что для того, чтобы реализовать перемены, нужно вывести систему из состояния равновесия, покоя, в котором она застряла с не лучшими последствиями для себя. Но до перемен еще дожить надо. Прежде необходимо, чтобы тебя услышали. Иногда в прямом смысле.

Глухота – самый распространенный метод сопротивления переменам. Иногда неизвестно, что лучше: чтобы не услышали по-своему или чтобы не услышали вовсе? Когда агент перемен вполне конкретен, а мысль, которую он старается донести, вовсе не из разряда проходных, не столь важных или демагогических, глухота может проявиться внезапно, как обострение давно спящего недуга, и поразить именно тех, кого дело касается напрямую.

Но давайте отойдем от служебной ситуации и выйдем на улицу. Возможно, вам встречались на прогулке в парке, на пляже, в купе поезда или где-то еще мамаши, гневно комментирующие поступки своих отпрысков: «Ну вот пока не наорешь на него, никакой реакции!». Однажды я наблюдала, как маленькая девочка, ковыряясь в песочнице, упорно игнорировала спокойные просьбы матери. Одна и та же фраза была сказана матерью доброжелательно, тихо и уверенно раз десять, даже предостережения о последствиях прозвучали спокойно. Девочка смотрела на мать, слушала ее, но… не слышала. И только когда то же самое прозвучало почти криком – девочка стала, наконец, орудовать совочком осторожнее. У меня есть подозрение, что не все люди вырастают и не всегда можно применить знаменитый театральный принцип "чем громче, тем тише".

У Карли Фиорины я прочла, что она предпочитает высокий тон шепчущему лицемерию. Но я была удивлена еще больше, узнав, что темпераментная речь вовсе не считается ею признаком слабости руководителя. Я нечасто встречаю согласие с моей личной позицией, поэтому порадовалась тому, что мы с Карой Клейтон в этом похожи. Речь не идет о грубости, ненормативной лексике, переходе на личности или что-то в этом роде, но цену крепкому слову я знаю и оттачиваю технику его применения.

В своей книге «Трудный выбор» Фиорина вспоминает о периоде работы в компании, где, как ей показалось сначала, всем заправляли неотесанные грубияны. Вскоре Карли заметила, что в такой манере общения менеджеров не было злости, недоброжелательства, яда, желания в чем-то ущемить собеседника. Многие вещи были и решались проще. Работать там было и просто, и непросто одновременно, стрессам там не давали накапливаться. Затем Карли перешла в другую компанию, где культура была иной, и главной ценностью было «уважительное отношение к товарищу». Реверансы, улыбки, намеки, умалчивания, подозрительность, мнимая дипломатичность и бог знает что еще скоро составили портрет компании-лицемера. Карли пишет, что не думала, что когда-нибудь будет скучать по тем временам, где общение было пусть громким, но честным.

На самом деле предтечей больших проблем компании, связанных с сопротивлением переменам, является тишина. Представьте себе.

Я часто наблюдаю, как ревностно директора по персоналу охраняют среду обитания от лишних рычащих, шипящих, гремящих, топающих, хохочущих и прочих звуков. Когда я прихожу в новую компанию, то первое, что стараюсь отметить – уровень тишины. У каждой организации понятия о «тихо» и «громко» свои, однако, если вокруг слишком тихо – будьте уверены: первое, что компании удаётся лучше всего, это – сон.

Очень многие люди внутри и вне наших офисов живут, как будто спят. Не всем удается проснуться, некоторые спят до пенсии. Они не могут ответить на вопрос, почему ходят на эту работу, какую жизнь они могли бы прожить, и какую выбрали, всячески дорожат своим сном и тщательно избегают «курсов по пробуждению». Перемены эти люди переживают в своих фантазиях, перемешивая их с играми в решимость, с долгими разговорами о планах, которым не суждено сбыться… Очень может быть, что люди, к которым вы обращаетесь, тщательно подбирая выражения, вас не слышат потому, что спят. И чтобы быть услышанным, их нужно прежде разбудить. Повысить тон не в стремлении обидеть, а с намерением разбудить. Ну не щипать же!

Часто ли мы пробуждаемся утром оттого, что увидели во сне нечто приятное, спокойное, милое? Гораздо проще припомнить как раз обратное, не так ли? Пробуждение от кошмара, звука, страха, вторгшегося в сновидение и ставшего источником дискомфорта, переживал едва ли не каждый. Иногда уже после пробуждения мы помним, что именно этот дискомфорт вызвало.

Повысить тон, чтобы привлечь внимание, вызвать реакцию, растормошить, может даже кого-то по-дружески щелкнуть по носу – все это дело весьма полезное для Агента перемен. А иначе сонное царство просто оцепенеет в ожидании того, когда не самый лучший эпизод сна останется позади. Главное, не злоупотреблять.

Повышенный тон, когда он – метод, исключительное поведение, когда это из ряда вон, должен применяться крайне редко. Если вы прибегли к этому методу, то пауза между первым и следующим случаями должна быть весьма значительной. По моему мнению, повышенный тон можно применять лишь будучи на грани фола, когда на карту поставлено будущее – или-или. Агент перемен должен понимать, что после первого же демарша обратной дороги «к образу интеллигентного человека» уже не будет. Всем станет очевидно, что вы способны вот так разговаривать. Первый-второй приемы могут дать больший, и в перспективе – максимальный эффект. Потом все меньше. Снова задремавших придётся будить какими-то иными способами, например «дружественными уколами» в корпоративной прессе. Поймите, тут не помогут игры в волейбол, корпоративные праздники или что-то в этом роде. Как только вы приблизитесь к границе зоны изменений – всё, снова глубокий сон и «абонент временно недоступен».

Но если шуметь на совещаниях и в рабочих группах вы вздумаете часто, то, мало того, что быстро сведёте на нет эффект от первого случая, вас просто с радостью запишут в истерики. Хорошо, если тактично предложат сходить на недельку в отпуск. В худшем случае произойдет адаптация к вашему новому образу уже с новыми ярлыками, и всё – полный провал. Исчерпав последние инструменты пробуждения спящих, вы останетесь в безоговорочном проигрыше. Знаете, какие будильники будят хуже всего? Те, которые с жутким звоном врываются в сон. Хлоп по выключателю – и дальше спим крепко и сладко. Лучше всего работает на пробуждение звук приятной колоратуры нарастающей громкости.

Повысить тон, как вы понимаете, можно по-разному. В моей непосредственной работе я применяю повышенный тон максимально допустимой для меня громкости лишь тогда, когда просчитан самый худший вариант, и допускается исход, при котором компанию мне придется покинуть. Иными словами – нечего терять. В более простых случаях иногда получается результат сродни выигрышу ва-банк, когда собеседник или группа товарищей откликается благодарно и переходит в активную стадию соучастия в переменах. Однажды после одного совещания ко мне подошел президент компании и сказал: «А ты молодец, давно нам было жару задать, а то как спящие красавцы да невесты на выданье. Я вот сейчас в Ростовский филиал поеду, я им там задам! Рабочая группа тут сложилась отличная, и там пора создать».

Здравые профессионалы поймут ваши мотивы. И не бойтесь стражей культуры тишины и лицемерия из отделов кадров. Как бы вы ни говорили – тихо или громко, люди чувствуют, что движет вами. Ну а в выборе «французского» вас непременно обвинят (а как же! злой вы человек, грубый). А вот и нет. Попросите коллег не путать мексиканский темперамент с кухонной полемикой. Агенты перемен люди любящие. Любящие страстно.

Перейти в рубрикатор материалов блога

Перейти в архив статей

Перейти на блог

Высказаться 

 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001