Выпуск
блога Елены Маркушиной от 19.12.2010
Выход через
сувенирную лавку
Иногда о кайдзен и импрувменте говорят,
как о двух различных направлениях в
искусстве менеджмента. Но что интересно,
это рассмотрение развития компании как
искусства управления ограничивается
только возвышенным содержанием слова «искусство».
Весь ассоциативный ряд - от иллюзорности
творческого мотива до монетарной ценности
конкретного произведения - умещается в
образ, призванный недвусмысленно
намекнуть большинству: работа по
совершенствованию бизнес-систем (как и
способность создавать здесь что-либо или
оценить творения) доступна лишь
меньшинству. ОК. Пусть импрувмент это –
искусство. Но - и это принципиально важно, -
это современное
искусство. И это многое меняет и многое
объясняет.
Ценность современного
искусства как деятельности или как
произведения имеет самый высокий индекс
эфемерности. Хорошо или плохо, ценно или нет
– здесь сколько людей, столько и мнений, и
столько же вероятности того, что завтра что-то
сменит свой знак с плюса на минус, а
бессмыслица или пшик станут коллекционными
раритетами.
Самое важное как
для руководителей предприятий, так и для
специалистов по развитию – заметить,
понять, и, желательно, усвоить два ценных
обстоятельства:
1. Люди, для
которых создаются произведения
современного искусства, не имеют портрета,
написанного вашим маркетологом. «Те, для
кого» вообще не существуют. Их нет в голове
производителя (фу, как невозвышенно… -
Творца!), о потребностях или ожиданиях
потребителей никто не думает вообще. У
современного искусства есть зевака,
любопытствующий, развлекающийся – публика,
возможно, покупатель, но Потребителя нет. Но
у него может появиться ценитель. Случайно,
потом или никогда, но вернуть ваши вполне
реальные инвестиции может ценитель. Много
таких в «обыкновенном» искусстве? В
искусстве управления еще меньше. Если вы
считаете, что импрувмент – это не ремесло, а
искусство – не ждите, что ваши произведения
будут продаваться как понятные и простые
услуги.
2. Чтобы добиться
успеха на поприще современного искусства,
можно не иметь ничего, быть никем или даже
негодяем, не догадываться о существовании
души или ТОГО искусства, не нести никакого
послания миру, не иметь собственной
философии или представлений о том, что
хорошо, а что плохо и т.д. … и добиться
грандиозного успеха (в современной системе
координат – известности и миллионов).
Достаточно копировать чужой опыт и
правильно выглядеть; похожесть,
помноженная на масштаб, и «наглость города
берет» (смелость на пенсии) – это всё, что
нужно для имиджа и финансового успеха.
Публика (= толпа) не вникает, не вчитывается,
не вдумывается, а хавает как тот пипл.
Потому в нашем деле, по ходу общения с
интересующимися, не стоит удивляться тому (Сергей
Викторович, это я Вам персонально), что вас
сравнивают с «разными чмошниками, которые
не провели в организации ни одного проекта
улучшений», что перед кабинетом Заказчика
вы сидите в очереди с какими-то «формалистами
из акадЭмии».
Прекрасной
иллюстрацией к сказанному является кейс –
документальный фильм «Выход
через сувенирную лавку». Этот фильм
можно было бы отнести к рубрике «как стать
миллионером», но имеющий уши, глаза и всё
прочее да заметит... В анонсе к фильму
говорится: «Выход через сувенирную лавку –
хороший способ для музея немного
подзаработать. Вдохновленный
произведениями искусства, которыми
любовался в залах галереи, посетитель
обнаруживает их штампованные репродукции
на футболках, кружках, магнитах на
холодильник и с удовольствием запасается
такими «высококультурными» сувенирами. А
что, если бы через сувенирную лавку
осуществлялся бы не выход, а вход? Многие ли
посетители вообще добрались бы до
выставочных залов? Может быть, им вполне
хватило бы сувениров?».
Фильм скачать
или смотреть
Высказаться
|