Применение СФК для определения потребностей потребителей
Грегг Д. Стоккер ("Курс на качество" 1992 г.).
Размещено 09.10.03.
Структурирование функции качества (СФК=QFD),
применяемое для определения потребностей внешних потребителей, быстро завоевало
признание американских компаний. С помощью матричной диаграммы СФК можно
перенести ту же самую концепцию на определение потребностей внутреннего
потребителя.
Если члены коллектива осознают, как их работа влияет на
потребности их внутренних и внешних потребителей, могут легко появляться проекты
усовершенствования и их приоритеты.
ЭТАП 1. Определение функции трудового коллектива
Во время «мозгового штурма» члены коллектива перечисляют
действия, которые они обычно выполняют и заносят их в левый вертикальный столбец
матрицы (рис. 1). В верхней горизонтальной строчке матрицы перечисляются все
остальные трудовые коллективы, включая столбец «Внешний потребитель», чтобы не
забыть учесть его потребности.
Связь: Сильная (5) - Круг,
Умеренная (3) - Кольцо, Слабая (1) - Треугольник
Рис. 1 Отдел покупательского спроса.
ЭТАП 2. Обследование потребности
покупателя
Про признакам из левого столбца
поводится обследование внутреннего потребителя. Вот три важных вопроса:
-
По
шкале от 1 (слабая связь) до 5 (сильная связь) определить, насколько важно
данное задание для вашей функции.
-
Пользуясь той же шкалой определить, насколько хорошо выполнено это задание.
-
Есть ли
еще какие-то потребности, которые не учтены трудовым коллективом.
-
Результаты обследования можно суммировать и дополнить матрицу весами по
важности и рейтингам успеха.
ЭТАП 3. Определение зависимостей.
Результаты обследования используются для
помещения подходящих символов в соответствующие клетки. Перевод результатов
обследования в символы дает возможность пользователю легко читать
матрицу. Коллектив должен договориться относительно обозначений. В нашем примере
результаты обследования были округлены до середины первого знака после запятой,
то есть до 0,5 и классифицируются следующим образом:
-
Треугольник = 0 -
2
-
Круг = 2,5 - 3,5
-
Кольцо = 4 - 5
Так как многим коллективам трудно выйти на внешнего
потребителя, сами члены коллектива действуют так, чтобы представить для матрицы
голос потребителя.
ЭТАП 4. Вычисление результата по срокам
Сложите результаты в каждой строке для получения
промежуточного итога для каждой функции. Умножьте это число на дробь в столбце
«Насколько хорошо» (среднее результатов обследования по вопросу 2), чтобы
получить окончательную оценку.
Этот последний столбец покажет, какая функция наиболее
важна и какая нуждается в модернизации. Это поможет коллективу установить
приоритеты проектов усовершенствования. Помните, что надо руководствоваться
здравым смыслом (избегайте слепого следования цифрам).
На рисунке ясно видно, что в усовершенствовании более сего
нуждается окончательная приёмка и погрузочно-разгрузочные операции.
Если такой картой пользоваться корректно, то будет не очень
трудно перевести субъективные идеи в объективные данные с помощью более сложных
диаграмм Парето.
Высказаться
|