О создании Информационно-Консалтингового
Центра
По заказу Константина
Ескина - нач. деп. поддержки малого бизнеса
КЭПП. 10 марта 1999 г.
Перед началом основного
изложения мне бы хотелось отменить
несколько немаловажных моментов.
Во-первых, автор этих
строк на протяжении последних пяти
лет не без интереса наблюдает
популярное русское шоу «Поддержка
малого и среднего бизнеса». Так что
прошу простить мне некоторый скепсис.
По роду деятельности мне приходится
ежедневно работать с этим самым
малым и средним бизнесом на его
территории, смотреть на его проблемы
его глазами и, в тоже время, общаться
с представителями структур, которые
призваны малый бизнес поддерживать.
Не то, чтобы возникает непреодолимое
желание вмешаться – просто,
сказанное Герценым о декабристах
вспоминается чаще, чем хотелось бы.
Во вторых, автор далека
от мысли, что предложенное ниже
окажется новостью. На мой взгляд,
сказано на эту тему предостаточно, а
основную проблему представляет
ответ на вопрос, почему же мы никак не
можем сделать этот шаг к
консолидации. Поэтому цель данного
изложения – наметить такие формы
существования проекта и такой
перечень шагов, при которых система
скорее заработала сама ( как
объективная реальность, данная
городской казне в ощущении).
I. Исходные посылки.
-
Сегодня в городе ведется
огромная работа по привлечению всех
заинтересованных сторон к
результативной работе в сфере
инвестиций в инновационные проекты.
-
Городские власти
проявляют сегодня гораздо большую
политическую зрелость, чем в прежние
годы. Те из законотворцев, кому
посчастливилось побывать зарубежом
воочию смогли убедиться в том, что
малый бизнес является цементирующей
основой любой здравой экономики.
-
Огромные геополитические
и другие потенции Петербурга ставят
нас перед очень простой дилеммой:
либо мы будем быстро догонять Европу,
скажем, в области информационных
технологий, либо…
-
Аналогичный проект г-жи
Хакамады в Москве выполнил свою
миссию первопроходца и оставил в
наследство опыт, который нам –
грамотно отстающим – вполне
доступен.
-
Зарубежные инвесторы т
производители доказали, что никакие (практически)
кризисы не отнимут у России качества
колоссального рынка сбыта и что
российский интеллект остается одним
из самых привлекательных объектов
импорта.
-
Последний из
отечественных кризисов сообщил
ускорение коммуникативным процессам
снизу. Сегодня в городе наблюдается
ажиотажный спрос на услуги
консультантов по бизнес-планированию
и инвестициям. Суммы, предлагаемые
для вложений колеблются от $3-15 (правда,
это данные анализа собственной
клиентуры).
-
Среди предпринимателей,
имеющих пяти- семилетний опыт
свободного плавания имеет место
кризис доверия ни только
Правительству, но и гос. инициативам
вообще. Достучаться до них не так-то
просто. Именно для них мы все это
делаем. Поэтому необходим особый
подход к промоушену проекта.
Запуск проекта «Информационно-консалтинговый
Центр» (ИКЦ) экономически
целесообразен и исторически
оправдан. Он имеет несколько
составляющих: экономическую,
практическую, коммерческую,
политическую и др. Среди моих коллег
не отмечается негодования по поводу
того «как медленно идут процессы».
Некоторые программы, которые сегодня
инициируются при всей их
привлекательности отторгаются
жизнью, так как, на мой взгляд, имеет
место насилие над рынком.
Предприниматель «покупает»
у государства услуги по созданию
единых правил игры, информацию и
права функционирования в едином
экономическом и правовом
пространстве. Если предприниматель «не
покупает» продукцию законодателей (не
исполняет закон, проявляет недоверие
к власти, избегает диалога с ней и т.д),
значит: или закон плохой, или не
вовремя, или его инициаторы
проигнорировали этап формирования
общественного мнения. Это проблема
отсутствия не государственного
мышления, но капиталистического
мировосприятия.
Позитивный результат
августовского кризиса и в том, что
потенциальный «покупатель» услуг
ИКЦ как никогда готов и, что
немаловажно, не только к диалогу, но и
к действию.
II. Форма реализации
проекта.
-
Как показывает практика,
основополагающая идея «люди решают
все» еще не в полной мере осознается
и принимается. Г-н Немцов показал на
своем примере, что чем команда лучше,
тем меньше жалоб на отсутствие
средств и ресурсов, тем меньше шансов
получить результат. Особо отмечу: не
пара-тройка неплохих управленцев,
финансистов или системщиков, а
полный состав, от программиста до
первого руководителя грамотно
подобран, функции четко делегированы,
обратные связи налажены. Что до
психотехнологий подбора такой
команды, то без них тоже нельзя
обойтись.
Если в планы Комитета
формирование под задачу такой единой
Команды не входит, дальнейшее чтение
материала считаю нецелесообразным.
Допустим, такая команда
организована. Вторая задача – ее
удержать. Люди успешно работающие и
зарабатывающие в другом месте должны
полностью переключиться на решение
новой задачи. Эффективность их
работы будет зависеть и от того, как
часто они будут вспоминать о
стоимости проезда в общественном
транспорте.
Первый этап работы команды
подразумевает внешнее
финансирование и выработку
основополагающей идеологической
документации, создание физической
оболочки (открытие офисных помещений
штабного назначения) и ее
технического насыщения (компьютеры,
телефония, Internet и т.п.)проведению
рекламных и промо-мероприятий.
Предлагаемые в будущем государству
или клиенту услуги также
дифференцируются на коммерческие и
некоммерческие.
В течение второго этапа
эти работы осуществляются. Например,
для предпринимателя знакомство с
банком бизнес-идей в Internet бесплатно,
консалтинг – платно; размещение
общей рекламной информации на сайтах
бесплатно , целевой информации –
платно и т.д.
Таким образом, поэтапно
снижаются издержки города на
содержание всего хозяйства. Понятно,
что деньги это целевые, подотчетные,
переданные согласно календарного
плана и т.д.
Если команда не
локализована, а разобщена по
кулуарам и имеют место задержки
финансирования по первому этапу, то
она обречена на неудачу. Как избежать
этого? Выбрать верную форму
существования:
А) создание юридического
лица в форме ЗАО, если таковое еще не
создано. Учредители: Комитет +
зарубежный инвестор.
Б) Вычистить от наносного
ныне существующее учреждение с
соответствующим задаче именем.
Осуществить перестановки, насытить
его новой начинкой, провести
реорганизацию.
В) Организация «особого
отдела» при Комитете (ИКЦ по штабной
системе). При некоторых очевидных
удобствах такое решение спорно.
Отдаляясь о бизнеса под своды
властных кабинетов, команда теряет
свою привлекательность в глазах
предпринимательства даже при
хорошей информационной поддержке.
ИКЦ сам должен стать субъектом
налогообложения и на собственном
опыте осознать все «прелести»
присутствия в налогово-правовом поле.
Это создаст предпосылки для
налаживания канала обратной связи в
большей степени по инициативе «потребителей».
После решения кадровых и
орг. вопросов, Команде публично, с
отражением в СМИ, должны быть
переданы полномочия и поручения, а
также объявлены вопросы и сроки
отчетности.
2. Информационная поддержка.
При освещении проекта в СМИ
должны преследоваться следующие цели:
-
Формирование общественного
мнения
-
Формирование позитивного имиджа
команды
-
Информирование широких (прежде
всего деловых) слоев населения
-
Демонстрация решимости
нынешнего состава депутатского корпуса
развивать востребованные городом
инновации.
-
Концентрация интересов
заинтересованных сторон. Создание единого
информационного узла.
-
Прекращение процесса
дублирования начинаний.
Пункт 6 определяет весьма
злободневную проблему. Кто только не
организует ИКЦ! Имеют место и беспорядок
конкуренция. Хотя, это явление имеет и
положительные стороны. Так лишний раз
власть замечает – пора участвовать в этом
процессе самой. Во время как открытого, так
и конкурентного диалога проявляются
истинные мотивации участников игры и их
возможности (интеллектуальные, технические,
политические).
Отдельно разрабатывается план
рекламных и промо-мероприятий на весь цикл
жизни ИКЦ. Эти мероприятия преследуют уже
другие цели, но в продолжении шести
вышесказанных.
Взаимодействие и работа членов
команды регламентируются как обычно
должностными инструкциями. Но важно
отметить, что команда предполагает скорее
партнерство, нежели подчиненность.
Внутренние и внешние взаимоотношения
регламентируются как Уставом, так и
Положением об ИКЦ, орг. структура
функциональная. Разделение функций между
членами команды за рамками данного
документа. Для примера можно рассмотреть
такой вариант.
Менеджер 1. Несет обязанности
пресс-секретаря и промоутера )общение с
прессой, реклама, выпуск презентационных
материалов, разработка и регулирование
информационной политики).
Менеджер 2. Тесное общение с
деловыми кругами, предпринимателями,
частными лицами, инвесторами, фондами,
банками. Он разрабатывает планы круглых
столов, выставок и конференций в Internet. Его
задача – наладить работу во входном
информационном потоке. Он также поставляет
заказчиков Менеджеру 3.
Менеджер 3. Бизнес-консультант,
разработчик и эксперт по бизнес-планированию.
Он создает комплекс тестов и портфель
критериев оценки бизнес-идеи. Он встречает
«прихожан», стремясь к конструктивному и
длительному сотрудничеству с каждым..
Выходящий из дверей ИКЦ становится живой
рекламой либо антирекламой. По этой причине,
эту задачу должен решать психологически
грамотный человек.. Совмещение п.п. 2 и 3
возможно.
Менеджер 4. Отвечает за
автоматизацию обоих потоков, за разработку
п/о, сопровождение техники. Он курирует
Internet-конференции, обновляет базы.
Менеджер 5. Отвечает за
маркетинговые исследования. Состояние
рынка, настроения, взаимодействие с
консалтинговыми фирмами. Его задача –
вовремя подать информацию об изменениях
конъюктуры для решения задач
стратегического менеджмента. Совместно с 4
разрабатывает ТЗ новых п/п.
Менеджер 6. Финансист. Оценка
бизнес-идей, написание планов, формирование
схем. Ведет подпроект по созданию целевого
фонда поддержки защищенных бизнес-проектов.
Менеджер 7. Бухгалтер.
Как несложно заметить, основная
идея – получение прозрачной и эффективной
схемы ответственности.
Предпринимателю, особенно
опытному, сегодня не столь важно получить
одобрение его бизнес-идеи, сколько быстро
получить кредит в банке. Наша банковская
система к этому не готова и причины тому
известны.
Мое предложение в том, чтобы с
каким-либо банком или самостоятельно
разработать и осуществить проект «Фонд
независимого кредитования», который может
быть создан предпринимателями для
поддержки самих себя (подпроект N1).
Иностранные организации, как мне стало
известно, выходили с предложением создать
проект кредитования повышенных рисков.
ИКЦ должен непременно
сопровождать свои начинания и осуществлять
менеджмент-консалтинг (подпроект N2),
рекрутинг (подпроект N3), реализовать
обучающие программы совместно с учебными
центрами города (подпроект N4), организовать
центр международных контактов (подпроект
N5). Здесь проявляется регулирующая функция
ИКЦ, призванного решать задачу создания
единого экономического, политического и
правового пространства в широком секторе
городской экономики.
Особо выделим подпроект N6 “правовая
защита бизнес-идей”. Произнести первым и
быть первым услышанным - не одно и то же.
Важно другое – помочь держателю идеи и
желающему вложить деньги в нечто подобное
найти друг друга.
Нежелание держателей идей
объединить их в одном банке данных кажется
мне вполне естественным. Но грамотно
написанная программа-база БИ уже решает эту
задачу. Достаточно добавить «флажок»,
указывающий на то, что держатель идеи ищет
партнера. Разместить там же именной
почтовый ящик для обращений и учета
рыночного интереса. В случае, когда к идее
проявлен интерес «выше среднего»,
держатель идеи совместно с ИКЦ может
проводить тендер, конкурс, грант.
Аналогичную работу
необходимо проводит и с другой стороны,
организовать оперативные стенды, например.
ИКЦ должен стать любимым из проходных
дворов питерского предпринимательства.
Те проекты, под которыми ИКЦ
воздержится подписаться, но на которые
пойдут держатель идеи и его партнеры, будут
протестированы самой жизнью. Рынок
разберется.
III. Техническое
оснащение
Телефонные линии. Особенно те,
которые будут заявлены в рекламе, должны
быть защищены от перегрузок. На период
работы канала обратной связи один телефон
работает только на вход. Автор отдает себе
отчет в том, что организационная и полевая
работа в той или иной степени уже выполнена.
Если допустить вероятность создания ИКЦ «с
чистого листа», то оптимальные тех. Затраты
очевидны. Это.
-
Компьютеры в сети и один
независимый
-
Сервер
-
UPS
-
Начинка, п/о, оболочки.
-
Расходные (дискеты, картриджи,
канцелярия и т.п.)
-
Принтер
-
Выход на лучшего провайдера
-
Библиотека коммерческих БД на
лазерных дисках
-
Библиотека справочников
-
E-mail
-
Ксерокс
И еще. По всей видимости, ИКЦ
одной из своих целей должен считать
противодействие утечке мозгов …
Итог. Неразрешимых проблем на
пути создания ИКЦ я не вижу. Задач много и
они впечатляют масштабностью. Команда +
поддержка Администрации = такой результат,
какой захотите. Чем мы хуже нижегородцев,
новгородцев или казанцев? За последние годы
ни одного серьезного экономического
проекта, достойного нашего города! Может
это тот самый случай.
Написать
автору
Перейти на
сайт проф. сообщества менеджеров по развитию организаций
|