Материал о Елене Ханга размещен в
продолжение разговора о
САПёрах. Благодарим главного редактора
журнала "Карьера" Евгения Додолева.
Здесь см. также Портфельные
карьеристы & Причины
успешного лидерства & Очень
краткий курс КЛ & Фонд
роста & Золотая
рыбка и др.
Другая Опра
Дмитрий Быков (журнал "Карьера"
N 12, 2003 н.). Говорю с полной
ответственностью: дайте ей ток-шоу типа
лейдермановского или хотя бы политическую
программу о корректности и терпимости - и
она сможет рулить общественным мнением
гораздо лучше, чем собственным автомобилем.
Потому, что автомобиля у неё нет: она
выучилась, конечно, водить, - но инструктор
взял с неё слово, что за руль она не сядет.
Ханга вообще гораздо свободнее чувствует
себя среди слов и понятий, нежели среди
грубых физических сущностей, - отсюда её
саморазоблачительные заявления: "Я
чудовищно ленива". Ленива, разумеется , во
всем, что касается рутинной домашней работы,
кухни и прочих домохозяйских радостей, -
тогда как в журналистике, на телевидении
или при воспитании собственной дочери, она
готова не спать ночами, трудиться с полным
самозабвением и жалеть, что в сутках не 30
часов. Ей совершенно чужды заботы,
составляющие пунктик всякой нормальной,
пусть даже не деловой женщины: "Зачем мне
покупать вещь в московском бутике, где она
стоит 500 долларов, когда я в Нью-Йорке могу
купить себе джинсовый сарафан не чуть не
хуже за 50?". Её не занимает шопинг. В
юности она славилась пуританским нравом,
замуж никогда не торопилась и впервые
сдалась на уговоры жениха не так давно: все
предыдущие мужчины казались ей
недостаточно значительными, чтобы
связываться с ними всерьёз и надолго. Дело
не в том, что главным интересом в её жизни
является карьера, (хотя и карьера,
естественно, тоже - просто это немного иначе
называется). Хангу распирает переполняющая
её энергия, её способностям тесно в рамках
одной профессии, она всё время должна что-то
делать, компенсируя годы немоты и забитости,
на которые были обречены её далекие предки.
Однокурсница, встретившая Хангу лет через 10
после выпуска, рассказывала мне: "Представляешь,
я думала, она спросит, как дела, как муж, как
дети. А она спрашивает: ну что, ты
реализовала себя? Бзик какой-то, честное
слово." Ничего не бзик. Есть люди,
которые должны себя реализовывать
непрерывно - иначе просто треснут. В них
скрыта невиданная экспансия, причем
позитивная - они завоёвывают мир
исключительно творческими усилиями. К
интригам Ханга в принципе не способна -
потому и ощущает себя в Останкино одиночкой,
принципиально дистанцированной от среды и
по-американски ровной ровной со всеми. Её
действительно трудно представить (что вы
хотите - столько лет в Штатах), что в России
карьеры делаются как-то не совсем так. А
ежели бы она умела делать карьеру по-русски,
то есть не реализуя себя, а напрягая связи,
как то описано в телевизионных романах
Татьяны Устиновой, - она бы уже точно заняла
собой всё свободное пространство, потому,
что целеустремленность у неё та еще, так
сошлись звёзды и составляющие Хангу
национальности. С одной стороны, она
потомок занзибарского премьера. С другой
стороны - дочь известно учёной,
общественницы и вдобавок джазовой певицы.
По одной линии - отпрыск варшавского, а
затем американского раввина. По другую -
правнучка чёрного раба, который (чуть ли не
единственный в своих местах, очень южных и
очень консервативных) после отмены рабства
сделался крупным землевладельцем. В неё
намешано всего, и причем отборного: дед -
коммунист, прабабушка - мусульманка,
советское высшее образование, американская
аспирантура, московский менталитет, нью-йоркский
дом, школа работы под началом Егора Яковлева
и Леонида Парфёнова. Иным словом, всё самое
целеустремленное и пассионарное
скрестилось и в результате дало Хангу.
Немудрено, что Уинфри - её кумир.
Влиятельность это афроамериканки в самом
деле фантастична: Ханга мне как-то с
восхищением рассказывала, что Опра по
телевизору призналась в своём
вегетарианстве, и техасские фермеры -
поставщики телятины и свинины - подали на
неё в суд, поскольку продажи мяса по все
стране тут же упали чуть не вдовое. Уинфри
выиграла процесс, но главным аргументом в
её защиту было то, что жены фермеров в это
самое время пошли на её передачу, то есть
оказались на её стороне! Ханга, конечно,
другая опера, другая Опра. В неё гораздо
меньше стервозности и гораздо больше
пуританства; сказывается советское детство. Корни
у Елены Ханги в самом деле такие, что её
книга "Душа в душу", написанная по
заказу американского издательства
закономерно пользовалась успехом (у нас, и в
Штатах. У нас она называлась "Про всё").
Там она прослеживает свою родословную, не
ради геральдической спеси, конечно, а
единственно потому, что желает разобраться
в своих взаимоисключающих стремлениях, в
истоках своего буйного темперамента и
вечной неудовлетворенностью настоящим. Её
черные и белые предки впервые встретились
по её инициативе - эта сцена в книге одна из
самых пронзительных. Как заметил Игорь Сид,
автор лучшей, кажется, рецензии на эту
исповедь, Ханге выпала титаническая задача:
полюбить всех своих предков, понять и
объять взаимоисключающие биографии,
научиться и научить всех терпимости.
Терпимость для неё, в самом деле, не пустой
звук - предки этой добродетелью не
отличались: бабушка и дедушка были
правоверными коммунистами, приехали в СССР
по искренним идейным побуждениям. Семья
дружила с Полем Робсоном. Свадьба Анжелы
Дэвис игралась у них дома. Кстати сказать, к
семье идейного американца в 30-е годы был
представлен персональный энкавэдэшник,
знавший всё по них и про дочку. Уже в Москве,
в ресторане "Узбекистан", он встретил
как-то дочь продвинутого хлопковода Лилю и
чуть не прослезился. Долго ей рассказывал,
как она не хотела носить советскую школьную
форму, как играла в теннис... "Откуда вы
всё этот знаете?!" - "Доченька, я же за
вами следил...". Когда мать Ханги Лили
Голден, она же Лилия Оливеровна, пела джаз в
фойе кинотеатра "Ударник", на неё
обратили внимание занзибарские гости
московского фестиваля молодежи в 1957 года. И
она оказалась достойной кандидаткой на
роль законной спутницы потенциального
занзибарского премьера. Будущего премьера
обязательно надо было женить - для
солидности и народной поддержки. Он приехал
к Лили Голден прямо домой, разыскав её "по
приказу партии". И за 2 года уговорил -
время у Абдулы Кассима Ханги было,
поскольку он учился в легендарной "Лумумбе". Мудрено
Ханге было не вырасти пуританкой! И не
пуританкой, учитывая, что родилась она 1 мая,
да еще и на Красной площади. "Папе
доверили постоять на Мавзолее, он взял с
собою маму, и она во время демонстрации от
восторга родила". Удивительно
стимулирующее зрелище, эти наши массовые
народные шествия! Теннис Ханга
действительно обожает, это наследственное:
мать в Узбекистане считалась лучшей
теннисисткой, там вообще не очень принято
было бегать по корту в короткой юбочке...
Разумеется, она не смогла не отдать дочь в
спортшколу. Её кумиром на всю жизнь стала
Анна Дмитриева, в честь которой она
впоследствии и назвала свою дочку (правда,
муж настаивал на имени "Елизавета" - в
честь бабушки; предков они чтут оба. Нашла
коса на камень, и девочку пришлось назвать
по-аристократически Елизаветой Анной). Сама
Ханга, в отличие от матери, скептически
оценивает свой спортивный потенциал: "Я
никогда не стремилась в чемпионка, играла
для общего развития, и пусть у меня есть
настоящее честолюбие - оно никогда не
распространялось на спорт". А вот то, что
журналистика и психология влекли её с
отрочества, тоже вполне объяснимо: почти
все её предки в разное время занимались
педагогикой, кого-то чему-то учили. Дальше
в её жизни произошла главная удача -
попадание в "Московские новости"
непосредственно после журфака МГУ, в самом
начале перестройки, когда туда внезапно
пришел полуопальный Егор Яковлев... Яковлев
в то время был вынужден заниматься в
основном исторической публицистикой,
писать о Ленине - из актуальной
журналистики его, по сути, вытеснили; после
академичных "Известий" он разгулялся в
"МН" по-настоящему. Ханга работала с
Васильевым, Кабаковым, старшим
Мостовщиковым - монстрами профессии,
кумирами читающей Москвы; достать газету
было невозможно, в провинции за нею
выстаивались километровые очереди. Яковлев
не переставал повторять: "Что общего
между мухой и американским президентом?
Обоих можно убить газетой!". Ханга и
сейчас свято верить в эту фундаментальную
заповедь. По рассказам тогдашних яковлевских подчиненных, на каждой летучке
он неутомимо твердил: недостаточно остро!
Мало сенсаций! Вообще пищите так, чтобы меня
сняли! ". Это было моё лучшее время -
вспоминает Ханга. - Как мы все друг друга
любили! Как ездили по стране и тогдашние
первые коммерсанты, жулики, конечно,
устраивали нам публичные выступления!
Набрались полные залы... Да, я понимаю, что
это было время наивное и во многих
отношениях деструктивное. Но ты не
представляешь, как тогда хорошо пахло". На
волне своего первого успеха Ханга попала
даже в телевизор. Её позвал рассказать о
стажировки в Штатах сам Влад Листьев. На
счастье Ханги, в том же "Взгляде"
начинал тогда работать молодой уроженец
Череповца, эстет и нонконформист Леонид
Парфенов, журналист огромного таланта и
столь же огромной скрытой гордыни. Он
увидел Хангу и, что называется, запал. Не
лично, а профессионально. Понял, что
опираться на Хангу стоит. Они одной крови:
даром, что она дочь занзибарского премьера,
а он сын череповецкого передовика
производства. Но до их личной встречи
осталось тогда еще около десяти лет. И почти
всё это время Ханга прожила в Штатах, где
решила продолжать образование. Надо
заметить, в американскую жизнь она
вписалась идеально. И она вовсе не
планировала возвращаться в Россию, когда
Парфёнов предложил ей стать ведущей на НТВ.
Она училась на психотерапевта, писала книгу
и общалась с новыми соотечественниками.
Парфёнов позвонил ей раз, другой - и, не
добившись встречного энтузиазма, стал
буквально бомбардировать звонками. Ханга
отвечала уклончиво. "Ладно, - сказал он
наконец, - пора приехать и поговорить с вами
лично. Завтра я буду у вас". Ханга,
разумеется, не поверила: назавтра было
Рождество, и вообще она привыкла, что
русские не отличаются обязательностью.
Ровно сутки спустя мужчина в роскошном
зимнем пальто позвонил в её дверь. В
ресторане он рассказал ей замысел передачи
"Про это" - ошеломляюще неожиданной:
откровенного разговора о сексе на
российском телевидении. У такого
экзотического проекта могла быть только
экзотическая ведущая. И никого, кроме Ханги
(да еще в светлом парике), он на этом месте не
мыслил. Забегая вперед скажу, что
экзотичность этого имиджа в самом деле
превзошла все парфеновские ожидания. От
Ханги постоянно ждали эксцентрики. Помню,
как моя жена отправилась к ней на интервью и
вернулась потрясенная: "Она совершенно
нормальна и умная!" Парфёнов
фокуснически вынул из нагрудного кармана
билет в Москву на её имя и предложил на один
день слетать в город, где она не была восемь
лет. "Поговоришь с людьми, познакомишься
и решишь". - Я стала исповедницей
половины Останкина - не только зрители, но и
коллеги были уверены в том, что я
профессиональный сексопатолог и вдобавок
психоаналитик. - А ты не изучала сексологию
ради этой программы? - Да нет, конечно! Это
не входило в мои задачи... Выслушать, задать
вопрос... ну, в крайнем случае, дать совет
чисто человеческий... Программу смотрели
все, только признаваться в этом было не
принято. То ли дело "Принцип домино" -
респектабельная программа, мечта
домохозяйки. А "Про это" включали
втайне даже от себя... Тем
не менее, Ханга стала одной из самых
заметных ведущих в России. Если канал
ругали, то непременно приплетали её.
Программы уже не было, а слова "Про это"
и фамилия Ханги по прежнему шли в
нерасторжимой паре. Уже вышла по-русски её
книга, уже в бесчисленных интервью она
успела доказать свой высокий интеллект - и
все равно для большинства населения Ханга
осталась Африканкой, говорящей про
африканские страсти... Правда к этому
времени в личной жизни Ханги произошли два
поворотных события. Во-первых, она вышла
замуж: аналитик и политтехнолог, выпускники
МГУ, старше её на 4 года. Вторым событием
стало рождение дочери - с двойным
аристократическим именем и объяснимой
смуглотой; няне этой девочки часто
приходится отвечать на вопрос других мамаш,
выгуливающих своих детей рядом: "А ваш
муж, он что, лицо кавказской национальности?"
Это словосочетание, кстати, Хангу взрывает.
Она сама ни разу не успела столкнуться с
расовой нетерпимостью. Только читала об
этом, в частности об убийствах африканских
студентов всё той же "Лумумбы". Её
долго хотелось поговорить с живым скинхедом, поспорить с ним, в чем-то
переубедить... И лишь после появления
скинхедов на одной из передач "Принцип
домино", как раз посвященной
нетерпимости во всех её проявлениях, она
поняла: спорить нельзя. Бессмысленно. Тут не
работают рациональные аргументы. Есть
война, и она в эту войну вовлечена с
рождения, без всякой своей воли. А публично
полемизировать со скинхедами - значит
только предоставлять им трибуну. Она и
дальше намерена учить общество терпимости.
Расширению границ терпимости должен быть
посвящен и следующий её проект, в котором
она намерена давать слово нарочито и
подчеркнуто неполиткорректным силам.
Высказывать нестандартные мнения в
сегодняшней, стремительно
стандартизирующейся России - великое дело. -
Слушай, ты сама-то реализовалась? - Нет, кто
же о себе при жизни может такое сказать? Я
уверена только в одном: величайший грех
внушать женщине, что о неё ничего не зависит.
Что в нашем обществе всё определяют мужчины.
Женщина должна доказывать своё право на
реализацию ежедневно, беспрерывно. И не
только у нас: в Штатах тоже полно
предубеждений на этот счёт. Недавно я в
большом американском магазине вроде "Детского
мира" выбирала дочери подарок, и рядом
девочка канючила: купи это, купи то! Мать не
выдержала и говорит ей: "Ну когда же
наконец ты вырастешь, выйдешь замуж,
разбогатеешь и сможешь купить себе всё, что
захочешь!" Я оглянулась в недоумении: "I
can't believe you've said this!" Она тут же поправилась:
"Вырастешь, сделаешь карьеру, реализуешь
себя и сможешь купить себе всё". Ханга
немного похожа на эту девочку, которая
хочет все и сразу. Теперь она может пойти в
"Детский мир" и купить себе что угодно -
зарабатывает много, считается "лицом
канала", живет на две страны. Проблема в
том, что девочкам этого типа очень быстро
перестаёт нравится возможность
что-то покупать. То, что было средством,
становится самоцелью: они целиком уходят в
работу и в изобретение социальных ролей для
себя. Взаимоисключающие противоположности
буквально рвут их на части, требуя новых и
новых проектов и знаний. И если бы Хангу
когда-нибудь выбрали бы президентом -
честное слово, это был бы не худший
президент. Не зря же её занзибарская
фамилия по-английски звучит как Hunger - голод,
ненасытность. В стране людей, ненасытно
жаждущих халявы, она выглядит черной белой
вороной. Но это и есть главный залог того,
что когда-нибудь именно Ханга обозначит
прорыв из скучного и расслабленного
телевидения - в телевидение дискуссионное,
насыщенное и заслуживающее внимания. Главное,
чтобы ей никто не мешал. А поможет себе она
сама. В материале
размещены интернет-фото Высказаться
|