Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Вступление к разделу 

«Плоды предпринимательства»

Деловой успех. Что это? С тех пор, как я стала интересоваться жизнью бизнес-организаций, это явление вызывает у меня большой интерес. Являясь предметом пристального изучения, успех то приоткрывает завесу таинственности, то предлагает новые загадки. Почему обширные знания в области управления не помогли этому человеку избежать фиаско? Почему тот создал из ничего успешное предприятие, не располагая управленческими или предметными знаниями и опытом вообще? Все списать на везение или Дар Божий было бы слишком просто.

Некоторое время назад я сделала довольно дерзкий вывод, который жизнью пока только подтверждается:

Успех в бизнесе – это не воплощение лучших достижений теории менеджмента, не виртуозное финансовое регулирование, не строгое следование стратегии, замешанной на миссии, и не искусное управление персоналом. Успех – это реализация креативности, обреченная на жизнь идея, плюс знания и способность к ее воплощению, действию без психологического барьера. 

Успешные даже не говорят: «я просто делаю это». Они делают.

Большим открытием для меня было заметить то, что западные управленцы считают простым и даже очевидным. В кресле генерального директора может находиться или Предприниматель или Руководитель. И ЭТО СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА. Коктейль из этих двух компонент в различных пропорциях и дает нам все разнообразие "популяции" практикующих топ-менеджеров.

К моменту выхода в свет этого сайта мне удалось собрать много фактов в пользу того, что хороший руководитель скорее может стать хорошим предпринимателем, в то время, как хороший предприниматель имеет риски не стать хорошим руководителем никогда. Мне посчастливилось наблюдать явление, которое по глубине происходящего метаморфозиса можно сравнить разве что с трансхимией вещества. Это превращение Предпринимателя в Руководителя на этапе расширения/развития бизнеса. Страх потерять личный контроль над происходящими бизнес-процессами (а именно он, по мнению предпринимателей, на сегодня гарант, в том числе, качества продукции), является сдерживающим фактором развития компании. Иногда он так силен, что помогает Конкуренции предприятие уничтожить. 

Я всегда спрашиваю успешного руководителя, оставившего позади этап предпринимательского становления: «Что Вы сделали в первую очередь, когда вопрос «или расширяемся, всеми силами стараясь удержать качество, или закрываемся» встал ребром?» Почему-то когда в ответ слышишь «пошел учиться», хочется произнести громким шепотом «YES!», хотя чего тут, собственно, такого-то? Именно с такими лидерами лично я готова работать. О предпринимателях такого сказать не могу.

Предприниматель делает дело, руководитель принимает решения. Тут можно придираться к словам, говорить, что нельзя сделать дела без решений и т.д. Однако, чем дальше развивается в нашей стране рыночная экономика, тем ярче контраст между профессиональным менеджментом и работой через ж... Упрощения, отрицание глубинных знаний и поверхностность, неразборчивость, ведомость гуру и консультантами, зацикленность на продукте, администрирование вместо управления, эмоциональность оценок и несистемность - все эти и многие другие элементы стиля работы предпринимателей отворачивают от них специалистов, способных на профессиональный подход. Печальная картина - генеральный директор, который от такого подхода невероятно далек, распекает своих управленцев за то, что те недостаточно хороши для него...Он-то считает себя руководителем. 

Вопрос, все ли предприниматели должны стать руководителями, не стоит. Малый бизнес должен быть, и всякому застрельщику своего дела - свой вариант его воплощения. Каждому своё, и в этом залог здоровой, сбалансированной экономики. Просто мы обязаны оговориться: этот сайт и наша работа адресованы руководителям, а не предпринимателям. Нам интересно предпринимательство как компонента менеджмента, а не предпринимательство как этап развития или стиль работы.

Иногда нам самим приходится разбираться, с какого рода интересантом мы имеем дело. Последователи "Школы Своего Дела" Юрия Мороза - не наша аудитория, негоцианты (купил-продал) - не наша, но все, кто сделал (а не собирается сделать) шаг на следующий уровень развития управленческой культуры - наши. Руководители компании, поставившие в ней управление (а не администрирование) и при этом сохранившие в ней предпринимательский подход к стартапам, так вообще наши любимцы.

Каких только сказок не выдумывают предприниматели на посту генеральных директоров, чтобы обойти главное условие: руководитель принимает решения. Последние годы (вероятно вследствие расширения торговых связей с КНДР) участились случаи избирательного применения китайских традиций в российских офисах. Что интересно: вы почти никогда не услышите такой цитаты: 

Случай предоставляется нам лишь раз в день, в месяц, в год, в 10 лет, в сто лет. Вот почему нужно быть готовым не упустить его. Даже если этот случай откроется нам за едой, нужно тотчас бросить свои палочки и выбежать из-за стола. Ибо может статься, что, когда мы закончим трапезу, случай уже ускользнет от нас…Случай – это встреча человека с его судьбой и мгновение, когда решается, быть ли победе или поражению…”

36 стратагем. Китайские секреты успеха” (Перевод с китайского В.В. Малявина. – М. Белые альвы, 2000. – 192 ст.). 

Но зато часто можно увидеть очами (становится очевидным) следование совсем другой установке, которая блестяще отражена в китайской народной пословице (трактуемой русскими весьма фривольно):

"Если достаточно долго сидеть на берегу реки и смотреть на воду, то рано или поздно мимо тебя проплывет труп твоего врага".

Если управляющий не принимает решений, то это его выбор. И тут самое время вспомнить Ницше, Профессиональный Кодекс, пожать руки и пойти своей дорогой.

Повод для ликования, на мой взгляд, есть тогда, когда в компании с продвинутым менеджментом жив и прекрасно себя чувствует дух предпринимательства. Ближайший родственник Творчества, он обеспечит компании успех, о котором мы говорили вначале. Тем более приятно было обнаружить в книге Питера Друкера «Задачи менеджмента в XXI веке» такие слова: 

«С самого начала нужно осознать, что менеджмент и предпринимательство - это два разных аспекта одного и того же процесса. Предприниматель, который не умеет управлять, обречен на поражение. Менеджмент, который не стремится к обновлению – тоже. Предпринимательская деятельность не вписывается в рамки традиционных представлений о сфере деятельности менеджмента. Любая организация, однако, которая исходит из убеждения, что менеджмент и предпринимательская деятельность – вещи несовместимые, очень скоро окажется в аутсайдерах».

Вот почему мы не перестаем предпринимательство изучать. Справедливости ради надо сказать, что быть предпринимателями не всем дано. Все же, сначала Дело, а потом управление им. Те из нас, кто видят свою пенсию активной и предпринимательской, возможно, также находятся в иллюзиях насчет того, что Дело, которое они затеют после стольких-то лет профессионального менеджмента, уж наверняка получится. Как знать... 

И сколько бы общество ни возводило в высшие ранги своей системы ценностей интеллектуальные достижения и ученые степени, его экономическая основа – они, люди Дела. Я преклоняюсь перед их трудом и талантом и питаю надежду на то, что может быть как и управлению (им), так и 47-дан-уровню предпринимательства (нам) можно все-таки научиться.

февраль 2002 г.

Вход в раздел 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001