Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Самооценка организаций

Владимир Шпер, новости ММК июня 2008 г., размещено у нас 12.05.2009.

Некоторые материалы могут сменить место размещения, 

ссылки имеют обыкновение пустеть. 

Увы, за всеми переменами в интернете не угнаться.

Сегодняшний выпуск Вестей посвящен теме, которая каким-то образом до сих пор ускользала из сферы наших поисков. Поиск в русскоязычном "Google" по ключевым словам "Самооценка организаций" дал всего 107 ссылок при поиске с кавычками, и 313000 ссылок при убранных кавычках. Как обычно я привожу самые интересные из нескольких первых десятков.

Опубликована статья О.С. Щукина "Методологические и практические аспекты самооценки организации по центрированной модели" (Вестник ВГУ, 2004). Автор предлагает свою модификацию самооценки, основанную, как и большинство прочих, на модели премии в области качества.

Тут находится анонс книги Д.В. Маслова "От качества к совершенству. Полезная модель EFQM", изданной РИА "Стандарты и Качество".  В книге подробно рассмотрена методика самооценки по модели Европейской премии качества.

На сайте Ассоциации Деминга на страничке https://deming.ru/TehnUpr/SravnAnalizPrem.htm размещена статья Д. Маслова, Э. Белокоровина, в которой авторы провели сравнительный анализ премий по качеству, используемых, в том числе, и для самооценки организаций. В статье обсуждаются такие модели, как премия Деминга, национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа (США), Европейская и Японская премии по качеству, а также премия Правительства Российской Федерации в области качества. На том же сайте можно прочесть ещё одну статью на тему самооценки, написанную группой российских и зарубежных авторов - www.deming.nm.ru/TehnUpr/SamSisUprOrg.htm . Эта модель основана на функциональной модели оценки менеджмента, разработанной теми же авторами - www.deming.nm.ru/TehnUpr/FunkModOcen.htm.

Проблемы самооценки в ВУЗах рассматриваются в статье Е.Ю. Игнатьевой "Самооценка в обучающейся организации" - www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/18/0000309698/32-39.pdf . Той же теме посвящена публикация на страничке www.quality.edu.ru/quality/skou/518/ . В ней группа авторов на примере экономического факультета Мордовского госуниверситета рассматривает особенности применения самооценки как инструмента совершенствования ВУЗа.

В материале, расположенном на страничке www.unece.org/indust/sme/alu.pdf, главный инженер ОАО "Ижевский радиозавод" Юрков А.Ф., делится опытом применения модели делового совершенства на своем предприятии, включая самооценку дочерних компаний и подразделений.

О применении модели делового совершенства, а также методики самооценки для анализа работы "Межрегионального агентства подписки" рассказывается в материале на страничке www.logosgroup.ru/content/view/3652/.

Наконец, следует отметить книгу Тито Конти "Качество: Упущенная возможность" - www.stq.ru/riasite/?page=48&id=15&issue_id=406&article_id=1930 . Его предыдущая книга "Самооценка в организациях", опубликованная во многих странах, включая РФ, была целиком посвящена обсуждаемой нами проблеме, а в новой книге этому вопросу посвящена 10-я глава.

Поиск в англоязычном Интернете по ключевым словам "Organization Self-assessment" дал около 2230000 ссылок для ключевых слов без кавычек, и около 1160 с кавычками.

На страничке www.tacs.org/qa/TACS_OrganizationSelfAssessment.pdf размещен опросник, предлагаемый для самооценки неприбыльных организаций. Опросник представляет собой таблицу в формате .pdf  на 10 страничках с вопросами, сгруппированными в семь разделов: управление центральным офисом, планирование и оценивание, управление финансами, управление персоналом, взаимодействие с СМИ и обществом, финансовая ситуация и финансирование стратегии. Варианты ответов представлены двумя возможностями: в некоторых разделах просто "Да" или "Нет", а в некоторых – "Не знаю", "Достигается не адекватно", "Достигается частично", "Достигается полностью".

На страничке https://findarticles.com/p/articles/mi_qa5427/is_/ai_n21402839 Ливерпульского университета воспроизведена статья В. Пеллетьере (Vincent Pellettiere) из журнала "Organization Development Journal" (Winter, 2006) под названием "Самооценка организации с целью определения её готовности и рисков при планируемых изменениях". В статье, в частности, приведена интересная статистика, согласно которой медианные показатели при организационных изменениях выглядят так, как это показано на приведенной ниже диаграмме.

Тут можно ознакомиться с одностраничным опросником, предназначенным для оценки результатов обучения ( в нем всего 14 вопросов).

На страничке www.drjohnlatham.com/Self_Assessment_1995.html есть гиперссылка к материалу под названием "Систематический подход к самооценке: 24 шага к отчету". В этом материале изложен подход, использовавшийся в американских военно-воздушных частях, и основанный на критериях премии Болдриджа. Материал хорошо структурирован, и, как мне кажется, может быть полезен для практиков.

В заключение замечу, что поиск книг в магазине Амазон по ключевым словам "Organization Self-assessment" дал около 500 книг. Аналогичный поиск по русскоязычным интернет магазинам по ключевым словам "Самооценка организаций" результатов не дал.

Немного новостей

  В апрельском номере журнала "Quality Digest" опубликована статья издателя М. Ричмана, посвященная памяти скончавшегося 28 февраля 2008 года в возрасте 103 лет Джозефа Джурана -  www.qualitydigest.com/currentmag/articles/01_article.shtml . В статье кратко изложена биография Джурана и его основные достижения, повлиявшие на весь мир. В том же номере один из редакторов журнала С. Патон пишет о том примере, какой дает нам жизнь последнего из блестящей плеяды гуру в области качества - www.qualitydigest.com/currentmag/columnists/lastword.shtml .

На сайте "Неограниченных обучающих ресурсов" (ULR)  приведены гиперссылки на множество видео- и аудио-материалов, посвященных Демингу, или содержащих его выступления/записи. Аналогичные ссылки, посвященные Джурану, расположены на страничке www.jmjuran.com/ .

На сайте E-xecutive на страничке www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/703110/ размещен материал, посвященный массовым неврозам на работе в российских компаниях. Вот несколько ключевых моментов из этого материала.

"Массовые неврозы в российских офисах вызваны агрессивным климатом на работе, недостатком отдыха и постоянными переработками. На расстройство психики персонала также влияет незащищенность людей от широко применяемых истерических методов руководства... Вне зависимости от масштабов рентабельности бизнеса люди рассматриваются в нем не как «человеческий капитал» – главная составляющая успеха. В сотрудниках видят материал, из которого нужно побольше выжать. Всюду умышленно создается аврал, объемы работы превосходят физические и психические возможности людей. В результате перенапряжения невроз охватывает все звенья офисной цепи, в меньшей мере поражая только наиболее равномерно трудящихся служащих."

Отвечая ан вопрос, какие потери несут фирмы от подобной обстановки, заместитель директора ИГСО В. Колташов сказал:"Если психика сотрудников непрерывно перегружена, то любимое дело превращается в навязчивое проклятье. Люди теряют интерес к работе, все делают через силу, вопреки себе, без внимания к отработке качественных сторон продукта. Одновременно, особенно под воздействием истерик начальства, снижается самооценка персонала. Теряя веру в себя, служащие пытаются убежать от проблем, замыкаются. Они становятся агрессивны, чаще срываются на подчиненных, коллегах, потребителях и близких. … Семейная и сексуальная жизнь разлаживаются, приятельские отношения портятся. В свою очередь общая неудовлетворенность собой, постоянное внутреннее напряжение отражается на работе. На ошибки руководство отвечает истерически. В итоге офисы затоплены шквалом плохо выполненной работы. Осуществляемый менеджментом контроль на стадии выполнения, фактически означающий недоверие к собственным кадрам, не дает ожидаемых результатов. Наоборот – только усугубляет положение, сбивая процесс и резко понижая скорость выполнения заданий. Нагрузки на руководство растут, все много и быстро работают, при этом постоянно допуская множество больших и малых ошибок."

Перейти в библиотеку

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001