Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Системы показателей для оценки инноваций

Исследование McKinsey, показывает, что в целом компании удовлетворены системами показателей, которые они используют для оценки эффективности портфелей инноваций — хотя информация, полученная в ходе исследования, позволяет сделать вывод о том, что такая удовлетворенность неоправданна. Компании, получающие наибольшую по выборке долю прибыли от инновационных продуктов, более эффективно используют системы показателей и склонны проводить более подробную и комплексную оценку инноваций, нежели остальные компании. 

The McKinsey Quarterly, ноябрь 2008 г. 

Крис Муссо (Chris Musso) – младший партнер McKinsey, Кливленд
Ванесса Чан (Vanessa Chan) – младший партнер McKinsey, Филадельфия
Венкатеша Шанкара (Venkatesh Shankar) – профессор кафедры маркетинга, спонсируемой фондом Coleman Foundation, в бизнес-школе Mays Business School при Техасском университете агрокультуры и машиностроения.


Даже в сложившейся на сегодняшний день сложной экономической ситуации разработка инновационных продуктов и услуг остается стратегически приоритетной задачей для большинства компаний, и многие из них рассматривают инновации как серьезный фактор роста. Однако зачастую компаниям не вполне удается оценивать эффективность портфеля инноваций. Недавно компания McKinsey провела опрос[1], в ходе которого руководителям высшего звена было предложено рассказать, какого рода инновации внедряют их компании, по каким из них практикуется оценка эффективности, какие показатели для этого используются, каковы цели применения этих показателей и насколько респонденты удовлетворены качеством и информативностью системы показателей, которую использует их компания.

Компании, обеспечивающие наибольшую по выборке долю роста за счет инновационных проектов, гораздо сильнее заинтересованы во внедрении инноваций, а также во всесторонней оценке портфеля инновационных продуктов и услуг. Такие компании оценивают эффективность инноваций на каждом этапе процесса разработки и внедрения, и их руководители в большей степени удовлетворены используемыми системами показателей, чем представители компаний, менее сильно зависящих от инноваций.

По утверждениям руководителей компаний, которые зависят от инноваций, их системы показателей для оценки инноваций помогают управлять всеми аспектами деятельности — от разработки индивидуальных программ поощрения до повышения эффективности портфеля инноваций и взаимодействия с инвесторами.

Шестнадцать респондентов утверждают, что их компании не используют никаких систем показателей для оценки инноваций. Большинство респондентов, чьи компании применяют такие системы показателей, удовлетворены результатами их применения, хотя информация, полученная в ходе исследования, позволяет сделать вывод о том, что эффективность использования показателей может быть существенно выше. Характерно, что компании более склонны полагаться на показатели, применяемые для оценки конечных результатов, нежели на те, которые применяются для оценки ресурсов, используемых в процессе НИОКР. 45% респондентов заявили, что в их компаниях не отслеживается взаимосвязь между затратами на инновационные проекты и динамикой акционерной стоимости. Кроме того, несмотря на удовлетворенность многих компаний используемой системой показателей в целом, лишь немногие респонденты отметили ее эффективность в каких–либо конкретных областях — например при разработке индивидуальных программ поощрения.

Какие показатели измеряются и с какой целью

Инновации имеют важное стратегическое значение для большинства компаний (см. схему 1). Однако настоящее исследование показало, что доля руководителей высшего звена, которые считают внедрение инноваций своей самой приоритетной задачей или хотя бы относят эту задачу к числу трех наиболее важных задач, сократилась по сравнению с предыдущим годом[2]: в 2008 г. на этот вопрос утвердительно ответили 65% респондентов, а на аналогичный вопрос в 2007 г. — 70%. Это сокращение, по всей видимости, связано с тем, что опрос 2008 г. проводился уже во время кризиса кредитно–финансовой системы и паники на фондовых рынках: нестабильность экономической ситуации заставила компании пересмотреть свои приоритеты.

Компании могут внедрять инновации в самых разных областях. Однако независимо от того, какую область затрагивают инновации, компании в гораздо большей степени склонны заниматься их внедрением, чем оценкой их эффективности (см. схему 2).

Согласно информации, полученной от респондентов, в среднем компании используют для оценки инноваций восемь показателей. Руководители компаний объясняют такой подход тремя причинами: необходимостью выбора стратегического направления для инновационных разработок, необходимостью разумного распределения ресурсов на инновационные проекты и важностью анализа и повышения эффективности инновационных процессов.

Использование показателей

Несмотря на то что стратегические цели компаний предполагают необходимость уделять инновациям особое внимание, этот аспект крайне редко является ключевым в корпоративной системе показателей. В ответ на вопрос, какой показатель является самым важным из всех используемых компанией, руководители, как правило, называют простые показатели, отражающие результаты работы, а не количество ресурсов, используемых в процессе НИОКР, и не показатели эффективности, такие как продолжительность работы над продуктом до его выпуска на рынок или до достижения точки безубыточности (см. схему 3). Если предложить респондентам назвать три наиболее важных показателя, используемых компанией, то они перечислят одни и те же показатели, и даже в одинаковом порядке. Различия между компаниями, действующими в разных регионах и отраслях, на удивление незначительны.

В компаниях, которые отслеживают взаимосвязь между динамикой акционерной стоимости и объемом затрат на разработку инноваций, все три важнейших показателя относятся к внешним факторам: рост доходов в результате внедрения новых продуктов или услуг, затраты на НИОКР и объем продаж новых продуктов или услуг в процентах от общего объема продаж. В компаниях, для которых внедрение инноваций является наиболее приоритетной стратегической задачей, три важнейших показателя представляют собой более комплексную систему: такие компании в первую очередь оценивают удовлетворенность клиентов новыми товарами и услугами, количество предложений и концепций, ожидающих рассмотрения, и затраты на НИОКР в процентах от объема продаж.

Как правило, для оценки эффективности своей деятельности в самых разных областях компании используют относительные показатели, сравнивая результаты своей деятельности с аналогичными показателями других компаний, сопоставимых с ними по размеру и сфере деятельности. Но именно в области оценки инноваций многие компании оказываются от этого подхода. Одна из причин такого отказа заключается в том, данные о конкурентах именно по тем показателям, которыми чаще всего пользуются компании для оценки собственных инноваций, не всегда оказываются доступными. 49% респондентов заявили, что при оценке собственных инноваций они не пользуются сравнительными данными конкурентов ни по одному показателю, в то время как 43% респондентов ответили, что практикуют такой подход.

Независимо от набора показателей, которые компании используют для анализа инноваций, и от причин, по которым они выбрали именно эти показатели, более 70% респондентов утверждают, что они удовлетворены целесообразностью показателей, используемых компанией — по меньшей мере, в какой–то степени (см. схему 4). Следует отметить, что хотя руководители компаний удовлетворены применяемой системой показателей в целом, лишь менее чем треть из них согласны или полностью согласны с тем, что она эффективна в каких–либо конкретных областях. Иногда компании отслеживают динамику большего количества показателей, чем это необходимо для адекватной оценки эффективности.

Контроль финансирования

Лишь немногим более половины респондентов сообщили, что их компании учитывают стратегическую важность инноваций и инвестируют в их разработку оптимальный объем средств (интересно отметить, что, по мнению 7% респондентов, их компании тратят на инновации слишком много). На вопрос, каким же образом в компаниях определяется размер годового бюджета на финансирование инноваций, респонденты чаще всего отвечали, что это происходит на основе имеющихся возможностей (см. схему 5)[3].

Менее трети респондентов ответили, что их компании отслеживают взаимосвязь между динамикой акционерной стоимости и объемом затрат на инновации (а приблизительно четверть респондентов затруднились ответить на этот вопрос). Тем не менее инновации обычно рассматриваются как один из важнейших факторов органического роста (см. схему 6). Возможно, эта точка зрения отражает тот факт, что компании считают собственные инновации в целом оправданными и результативными. Это наблюдение совпадает с результатами другого аналогичного исследования McKinsey, в ходе которого 58% респондентов на вопрос о результативности отдельного крупного инновационного проекта, реализованного их компанией, отвечали, что проект оказался очень успешным или чрезвычайно успешным.

Инновации, системы показателей и рост

По результатам исследования можно выделить группу респондентов, которые ответили положительно сразу на два вопроса: они заявили, что их компании достигли более высоких темпов органического роста, чем компании–конкуренты, и что этот рост не менее чем на 31% обусловлен внедрением инноваций. Компании, представленные этими респондентами, практикуют особый подход к использованию систем показателей для оценки инноваций. В целом они гораздо сильнее заинтересованы во внедрении инноваций, а также во всесторонней оценке портфеля инновационных продуктов и услуг. Руководители таких компаний в большей степени, чем другие респонденты, склонны внедрять и оценивать различные виды инноваций, и почти четвертьиз них (что существенно превышает показатель по другим группам респондентов) утверждают, что основной причиной применения систем показателей в их компаниях является необходимость сформировать хорошо сбалансированный портфель инноваций. Руководители компаний, успешно внедряющих инновации, также гораздо реже (27% по сравнению с 37% по другим группам респондентов) при распределении бюджета на инновации исходят из относительной привлекательности отдельных проектов.

В среднем компании, успешно внедряющие инновации, в системе показателей для оценки инноваций имеют на один показатель больше, чем остальные компании. Вместе с тем они сильнее, чем остальные, стремятся оценивать все аспекты процесса разработки инноваций — количество сотрудников, активно занятых в этом процессе, количество новых идей, поступивших из сторонних источников, долю инноваций, разработка которых ведется точно по графику. При этом, как и многие другие компании, они отслеживают рост доходов в результате внедрения инноваций и уровень удовлетворенности клиентов новыми продуктами или услугами.

И наконец, респонденты, чьи компании успешно внедряют инновации, удовлетворены используемыми системами показателей и полагают, что эти системы помогают управлять самыми разными аспектами деятельности, включая распределение ресурсов, разработку индивидуальных программ поощрения и взаимодействие с инвесторами (см. схему 7). Эта удовлетворенность может быть обоснована тем, что их компании действительно используют системы показателей более эффективно, чем остальные, и могут проводить комплексную оценку всего портфеля инноваций.

Рекомендации на будущее

  • Компании, использующие системы показателей для оценки инноваций, в целом удовлетворены их информативностью. Компании, которые не используют системы показателей для оценки инноваций, могут составить более полное представление об эффективности своих инновационных разработок посредством внедрения ряда таких показателей. 
  • Многие компании могли бы более точно оценить эффективность собственных инновационных разработок, если бы уделяли больше внимания показателям, отражающим необходимые объемы ресурсов и достигнутые результаты, проводили сравнительный анализ своих достижений с аналогичными показателями конкурентов, а также отслеживали взаимосвязь между объемом финансирования инноваций и динамикой акционерной стоимости. 
  • Несмотря на общую удовлетворенность многих респондентов системой показателей, применяемой в их компаниях, в ходе исследования был выявлен потенциал оптимизации в конкретных областях применения показателей — особенно для разработки индивидуальных программ поощрения и для эффективного взаимодействия с инвесторами

Ссылки
[1] Исследование McKinsey Global Survey, проведенное в октябре 2008 г. В опросе приняли участие 1075 респондентов, занимающих должности руководителей высшего звена в компаниях из всех значимых регионов и отраслей.

[2] В сентябре 2007 г. в рамках исследования McKinsey Global Survey респондентам был задан вопрос: «Насколько важная роль отводится инновациям как фактору роста в стратегическом плане развития вашей компании на ближайшие три года?». См. How companies approach nnovation: A McKinsey Global Survey // mckinseyquarterly.com, октябрь 2007 г.

[3] Аналогичные результаты получены в результате исследования, проведенного в 2007 г. Только 27% руководителей заявили, что в их компаниях процессы планирования бюджета, корпоративной стратегии и дальнейшего развития компании (включая внедрение инноваций) полностью интегрированы. См. How companies approach innovation: A McKinsey Global Survey // mckinseyquarterly.com, октябрь 2007 г.

Авторы благодарят за содействие Джорджа Дэя ,профессора Бойсе, Wharton School при Пенсильванском университете, и Дэвида Дж. Рейбстейна, профессора Вудсайд, Wharton School. 

Источник: https://www.mckinsey.com/russianquarterly/articles/issue21/12_0210.aspx?tid=24

Высказаться 

Перейти в раздел Статьи

Перейти в раздел Книги

Перейти на сайт Гильдии Лидеров Перемен

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001