Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Выпуск десятый (10)

Праздник социальной безответственности затянулся

Елена Маркушина, 12.02.2010. 

В середине мая 2009 года журнал "Русский Newsweek" опубликовал статью "Оборотни с дипломом". В августе она была проанонсирована в журнале "Методы менеджмента качества" (ММК) и к концу года получила дискуссионный отклик со стороны участников сообщества Kinsmark.com. 

Владимир Шпер в журнале "ММК" заметил: "Речь идет о компаниях, которых называли лучшими работодателями страны, и которые получали премии и другие награды за "высокую социальную ответственность". Сейчас от этой социальной ответственности остались лишь воспоминания. В материале упомянуты такие компании, как Сургутнефтегаз, АЛРОСА, Якутуголь, Мечел, Архангельский ЦБК и ОАО РЖД, а самой солидной премией считался диплом "Росконкурса", проводившийся при поддержке Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. Интересно, что американский политолог Т. Фрай считает, что "социальными инвестициями российские компании искупали «первородный грех» нечестной приватизации".  

Кризис стал моментом истины для многих компаний. Добытые по крупицам успехи позитивных перемен зачастую лихо перечеркнуты руководителями, стремящимися к минимизации издержек. Ранее мы писали о том, как кризис выявляет несовершенства в построении отделов продаж и их работе, как почти радостно используется кризисная конъюнктура в "решении вопроса по неудобным сотрудникам". Сегодня мы хотим обратиться к теме, которая с точки зрения предмета "управление изменениями" выглядит почти безнадежной.

Мы говорим о привычке (опасной тенденции) определенным образом понимать, толковать и отправлять такую вещь как "социальная ответственность"...  Многие вопросы из тех, на которые ищут ответы современные предприниматели, стояли еще в дореволюционной России. Поэтому в противление кризису мы посовещались и решили провести ряд мероприятий, объединенных одной идеей и проектом "Старорусское дело". 

Какие заветы оставили нам Морозовы, Поляковы, Половцевы, Солодовниковы, Коншины, Терещенко, Стахеевы, Путиловы, Смирновы, Солдатенковы, Коноваловы, Прохоровы и другие. Что нам важного в этих примерах? Ориентиры, стойкость, выбор, содержание понятия "социальная ответственность", иное мышление. Последнее особенно ценно для становления среднего класса в нашей стране. Мы не утверждаем того, что до Октябрьской революции мышление российских купцов и промышленников было сплошь свободным от наследия крепостного права, мы не склонны идеализировать. Но мы считаем, что ни 1913 год, ни лидирующее по ряду позиций место России в мировой экономике того времени не были бы возможны без мощного наследия (системы мемов, как сказали бы сегодня последователи Р. Докинза), на котором базировался и развивался российский капитализм. 

Сегодня бизнесмен, взращивая корпоративное дерево, часто озадачен крепостью ствола (миссией), размахом кроны (оргструктурой), яркостью зелени на побегах (финансовой стратегией), но не здоровьем корневой системы (базовыми ценностями "что хорошо, а что плохо") и не чистотой подземных вод (исторической памятью), эти корни питающих. Стоит ли удивляться тому, что предприниматели хотят (и не могут) вырастить крепкое, гордо стоящее дерево, если его корни уходят вглубь феодальной культуры и омываются страхом вырастить дерево, слишком привлекательное для дровосека.

Но феодальное мышление проявляется не только в страхе в одночасье все потерять. В феодальной системе отношений главное - договориться с сюзереном. Он поймет и:

- прикажет то, что нужно тому, кто обязан;

- поверит и станет во главе;

- нас не тронет, а возьмет свое в другом месте;

и т.п.

Договор с властью (персональный и групповой) все еще видится гарантом безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Многие силы тратятся не на то, чтобы "лично сделать", а на то, чтобы взывать к власти (обвинениями, призывами, письмами). 

Мы хотим привлечь внимание читателей к статье в журнале "Русский Newsweek" и к видео-материалу не столько из-за показательности самого факта происходящих событий, а из-за того, как именно продолжает трактоваться в нашем обществе понятие "социальная ответственность",  и как это связано с формированием среднего класса.

Запись передачи НТВ "Школа злословия" с социологом Даниилом Дондуреем, которая имеет подзаголовок "Есть ли в России средний класс".

Написать автору

Перейти к анонсу проекта "Старорусское дело"

Статья "Проект прошел процедуру одобрения"

Перейти на сайт проф. сообщества менеджеров по развитию организаций

 

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001