Rambler's Top100
Русская анимация
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Интервью с Александром Боярским

Елена Маркушина

Санкт-Петербург 12.02.02Александр Боярский

 

Справка: Александр Боярский. 45 лет. Под сенью “Леннаучфильма” руководит студией выпускающей произведения анимационного кино. Продюсер и “эксплуататор” творчества Константина Бронзита. Особенности питерской рекламы, реклама и анимация, как управлять творческим коллективом – обо всем этом в интервью от 12.02.02.

 

А.Б. – Александр Боярский, К.Б. – Константин Бронзит, Е.М. – Елена Маркушина.

 

Да, но какой ценой

 

Е.М. Так что там с Оскаром произошло?

 

А.Б. Это Вам Костя потом расскажет. Я вот Вам хочу показать.. Этот плакат после фестиваля, на котором был представлен Костин фильм “На краю земли”, прислал известный режиссер Ян Пинкава (студия “Пиксар”). На нем рукой мастера по-английски написано: “Костя – ты гений”… А это плакат с фестиваля в Риме. Костя там был в качестве председателя национального (!) итальянского жюри. Кто там в составе, смотрим. Пол Макартни… А это часть дипломов, которые получили наши работы на зарубежных фестивалях.

Е.М. В прошлый раз, 2 года назад, мне Костя подарил кассету с фильмами. Там был “Крепкий Орешек” (Гран При во Франции, Aneccy 1999 г.) и фильм “На краю земли”. Пленку заездили совершенно, кто только его не посмотрел. А он, интересно, был удостоен какой-нибудь награды?

А.Б. Фильм “На краю земли” получил 70 международных наград на разных фестивалях. В этом, конечно, заслуга французской студии “Фолимаж”. Они прислали приглашение принять участие в отборе. Претендентов было 200 со всего мира. А взяли одного Бронзита.

Е.М. Насколько я понимаю, чтобы кино сделать, надо прежде деньги на это найти. Вы представляете страну на зарубежных форумах. Государство вам помогает?

А.Б. Раньше было министерство кинематоргафии, а теперь зам министра культуры курирует эти вопросы. Государство выделяет определенные деньги. Существует конкурс, жюри, которое определяет, кому давать деньги на производство. Чаще всего – это 30% от бюджета. Предполагается, что остальные 70%, ты должен найти сам. И эти 30 не дадут, пока ты не предоставишь документы, подтверждающие, что деньги есть. Бывают особо значимые проекты, когда дают всю сумму, но так бывает редко.

Е.М. А что наш мэр?

А.Б. Мы подали заявку в Комитет по Культуре. Заявки принимались до 30 октября. Нам обещали…Ничего не дали нам. Там деньги небольшие, но они бы точно не помешали.

Е.М. Я не могу понять вот чего. Допустим, все уже случилось. Успех, признание. Неужели не нашлось, того, который пришел бы уже на готовое с желанием заработать?

А.Б. Нет. Но может быть со временем появятся.

Е.М. Вы знаете, когда мы купили “Незнайкуна Луне” и посмотрели с дочерью, мы дружно расстроились. Это мое частное мнение обывателя. Но даже обыватель несведущий, посмотрев “На краю земли” задастся вопросом, а в чем дело? Где промоушн, почему по ТВ не показывают? В чем причина, в том, что вы в Питере, а не в Москве.

А.Б. Те инвесторы, которые должны быть и иногда появляются вначале проекта –это, как правило, профессионалы. Вернуть деньги в кинематографе у нас сейчас крайне сложно. Пока он прибыли не приносит. И сейчас снова вот… Отменили “Закон о поддержке кинопроизводителей”, который давал налоговые льготы инвесторам в кинопроизводство. Тем не менее, государство нам помогает и частный бизнес тоже идет в кино.

Е.М. За 2 года, что-то изменилось к лучшему в материальном плане?

А.Б. Да. К.Б. Вот туалет отремонтировали (смеются).

Е.М. Какие люди должны здесь работать, чтобы получилось хорошо?

А.Б. Если Вы имеете ввиду фильм “На краю земли”, то в этом полностью Костина заслуга. У меня сегодня, слава Богу, есть возможность его привлекать. Это же кошка, которая гуляет сама по себе. Сегодня он тут, а завтра Голливуд его призовет и все. Нет, я первый пойду на вокзал его провожать, если соберется. Но сегодня я радуюсь тому, что он все-таки нашел деньги и делает этот фильм у нас.

Студия сегодня работает еще и над полнометражным крупным проектом. Это анимационный фильм “Карлик Нос” - коммерческий, кинотеатральный проект.

Реклама – двигатель …

Е.М. Знаете, я как увидела вот это “Лучшая рыба – это колбаса…Угощайтесь, лыжники”, первая мысль была: это точно не Бронзит. Они сделали все для того, чтобы о продукции “Стрельца” я и не помышляла даже.

А.Б. Зато, наверное, заказчику нравится.

Е.М. Скорее всего. Без визы директора в эфир ведь не пойдет... Не могли бы Вы перечислить рекламные ролики, которые Вы делали?

А.Б. Делали ролик по следам “Особенностей национальной рыбалки для пельменей “Равиолло” с Булдаковым, Стругачевым и Кузьмичем (рисованый). “Лаверана”, “Максидом”, “ТЕКС” с такой яркой ползучей змеей. На “Позитиве” снял недавно Костя игровой ролик для “НЕСТЕ”. Там фуры друг друга обгоняют. Каша “Оба-на”.

К.Б. Лучший, по-моему, из клипов Пятерочки – наш. Там Красная Шапочка, бабушка и волк “Продукты из Пятерочки”). Икра “Царская”. Пельмени “Малышок” (где дети, переодетые дикарям на станции). Наш питерский “Пекарь”. Неплохой ролик. Там совмещенка, мишка рисованный ходит по столу, накрытом сладостями настоящими и рассказывает о продукции фабрики “Пекарь”.

Е.М. Вы не в курсе того, каковы были для фирмы последствия проката именно вашего рекламного ролика, увеличились продажи или нет?

А.Б. Лена узнавала у Пекаря. Они говорят, что после эфира им из регионов стали звонить, заказывать.

Е.М. Такой раскрученный форум, как “Ночь пожирателей рекламы” вас касается каким-то образом? Мне думается, что это хороший повод, сообщить сидящим в зале о вашем существовании.

А.Б. Нас этот форум не коснулся. И мы тут думали с Костей, идти или нет.

К.Б. И не пошли.

Е.М. Как же заказчики, которые захотят рекламный ролик снять узнают о том, что вы такие есть?

А.Б. Знаете, в большинстве своем, заказчики, которые к нам приходят не знают, кто такой Бронзит. Но. Они все знают. Точнее, они все знают сами: как лучше сделать, как будет смешнее. В итоге мы или сдается или говорим: извините, мы не будем этого делать. Пускай они не знают, кто такой Бронзит, но есть же работы. В конце концов, к вам пришли профессионалы. Им можно доверять. К сожалению, сегодня вся питерская реклама дышит этим. Нет представления о том, как соотносятся затраты и качество. Часто заказчики думают, что найдут умельцев, которые им на коленке сделают дешево. Мы говорим: делайте. А потом мы с вами включаем телевизор…

Е.М. Сколько стоит у Вас ролик сделать?

А.Б. Мы исходим из средней цифры 250 у.е. за секунду. Если это совмещенная графика, как с “Пекарем”, или трехмерка, то это другие деньги.

Е.М. Так это недорого.

А.Б. По московским меркам. Заказчик-то у нас, в основном, Питерский. Наши занятия рекламой носят нерегулярный характер. И еще есть одно обстоятельство. Сейчас появилось много рекламных агентств и там работают такие креативщики, креейторы. И вот эти креейторы не имеют понятия не о специфике кино. Здесь есть законы.

Е.М. А вы уверены, что они должны это знать?

А.Б. Знать всего нельзя, конечно, но создавая сценарий необходимо, по крайней мере, проконсультироваться.

Е. М. О, а вы бы могли консультировать руководителей отделов рекламы, агентства на самом первом этапе. Такую консалтинговую услугу не думали оказывать?

К.Б. Мы могли бы. Им это не нужно.

Е.М. Я знаю одну компанию, которая сама для себя создала рынок практически на пустом месте. Вам в этом случае придется вложиться и в то, чтобы им стало нужно. Еще никто до этого не додумывался, никто не стал объяснять креейторам что и как. Догадаться они не в состоянии.

А.Б. Любопытная идея. Не знаю, насколько она жизнеспособна.

Е.М. Все равно же потом к вам придут при таком раскладе. Скорее всего.

А.Б. Ну почему же? У нас в городе существует еще несколько студий. Не таких больших, как наша, где работает 2-3 художника. И они работают, делают ролики вполне успешно. Просто у нас работает 150 чел.

Е.М. Своей работой, роликом вы бываете недовольны?

А.Б., К.Б. Да практически каждый раз!

К.Б. Но так чтобы стыдно, до такой степени – нет. Как раз мы и отличаемся тем, что если беремся, то делаем очень добротно, даже если приходится идти на поводу у заказчика.

Е.М. Вы боритесь, отстаиваете свое мнение?

А.Б. Боремся, конечно. Тяжело бывает.

К.Б. Это самый большой конфликт художника и заказчика. Мы подходим к делу как художники, к сожалению. Поэтому приходится “наступать на горло собственной песне”.

Е.М. На сколько я поняла, на сегодняшний день креейтор - это такой фильтр (суть преграда), через который не просачивается к заказчикам информация о том, как вести работы, как с вами взаимодействовать. Может быть, они как раз вполне готовы или даже в вашей области образованы.

А.Б. Да, но помимо креейтора есть еще и руководители рекламных отделов. Они же принимают решения.

Е.М. А можно сказать так: я хочу в таком же стиле, только на мою тему?

К.Б. Совершенно верно! Вот! Большинство западных рекламных агентств так и работает в отличие от наших. Наши агентства не работаю с наемными режиссерами, у наших свои режиссеры и они их продают. И показывают они заказчикам их продукцию. Чаще всего так. Но в их же интересах, и это бы привлекало гораздо больше заказчиков, собирать от разных режиссеров, сделанное в разных стилях, в разных техниках, в разных творческих плоскостях и показывать это заказчику. Агентство всегда будет с работой. Ему не важно, какого режиссера выберет заказчик, понимаете в чем дело? Вот правильный подход.

Е.М. А у нас все схвачено.

К.Б. Совершенно верно. Бронзит у вас делает? Не надо у нас свой есть, больше денег заработаем, зачем нам это? Вот и все. А у них должны лежать стопки кассет. Пришел заказчик, ставь, смотрим. Вот так.

Е.М. А сколько после победы фильма “На краю земли” заказов у вас появилось?

К.Б. Ну-у-у. Это ни какого отношения к притоку заказов не имеет.

Е.М. Хорошо. Другой вопрос тогда. Вот я директор фирмы. В клубе или бане приятель мне шепнул, что есть такой Бронзит. И захотел я посмотреть портфолио этого Бронзита, где бы мне его посмотреть?

А.Б. По идее, Вам бы следовало обратиться в какое-нибудь известное рекламное агентство. Но там, кто такой Бронзит не знают. И руководители школ рекламы не знают.

Е.М. Им некогда... А почему вот, делая запрос поисковику в Internet на слово “Бронзит”, я найду кучу упоминаний, но не найду ни персонального сайта, ни портфолио? Я вот не понимаю, объясните мне, почему сайт модельера Кати Леонович с флэшками и всеми делами студия Артемия Лебедева делала, а у Бронзита сайта нет?

К.Б. Ну, как вы помните, мы не в Москва, но в общем-то это лично мое упущение. Я просто этим не занимался.

Е.М. А почему?

К.Б. Трудно ответить…

А.Б. Нет, а для чего, собственно? Ему самому заниматься рекламой?

Е.М. Просто, когда вы говорите руководителю рекламного агентства “у меня есть Бронзит”, а он говорит “у меня есть свой”, то вы могли бы ему ответить “вот портфолио, посмотри, потом принимай решение, не понравится – нет вопросов”. А так вы ему не даете даже шанса узнать что вы можете, не предоставили случая ему посмотреть и устыдиться, что работая в рекламе, он не знает, кто такой Бронзит. По-моему в продвижении и узнавании у каждой из сторон есть своя доля усилий и своей не стоит пренебрегать.

А.Б. Я все же не уверен в том, что, портфолио нужно создавать. В анимационном мире Константина как режиссера знают все. Постепенно и в рекламном бизнесе произойдут преобразования, которые позволят заказчику и режиссеру рекламных фильмов находить друг друга. Сегодняшний рекламный рынок уже принял цивилизованные формы, в каком смысле? Задачами компаний все чаще занимаются агентства, они осваивают бюджеты, выстраивают концепцию рекламы. Не только ролик нужен, еще и плакаты, эфиры радийные и телевизионные и т.д. Разрабатывается образ товара, который необходимо оживить на экране. В каком-то случае этот образ лучше обыграть с помощью мультипликации, в другом нет.

Е.М. Я вот тут в ДП прочла о достижениях рекламы с аэрогрилями… Участники процесса о существовании Бронзита знают, но почему-то появляются ролики, где на пышной тетеньке платье разъезжается.

А.Б. Ну вот это как раз тот случай, когда агентству выгодно оставить у себя весь бюджет. Зачем делиться, когда можно надавить авторитетом и убедить заказчика, что вот так будет лучше всего. Когда заказов недостаточно много и агентство, скажем так, не разрывается между ними, бюджеты естественно, стараются удержать внутри.

Коллектив и Художник

Е.М. У меня, как человека несведущего сложилось такое впечатление, что все производство рекламного фильма – это собственно один Бронзит. Он берет творческое задание, садится и все рисует один. Исправляйте.

К.Б. На самом деле это идеальная ситуация.

Е.М. Что тогда командная работа в творческом процессе?

А.Б. В идеале есть режиссер, игровой ли это ролик мультипликационный ли. У него есть инструменты: актеры живые или нарисованные, есть дизайн. Который он утверждает и передает художнику-постановщику фильма, режиссер придумывает режиссерский сценарий, у нас называется “раскадровка” - изложение в виде комикса истории. Дальше люди все это делают под его присмотром, как сказал актер, хорошо ли плохо ли.

Е.М. Какие люди?

А.Б. Аниматоры.

Е.М. У вас есть предпочтения работать именно с этим человеком, например или “мы сплоченная команда, нам и горы по плечу”.

А.Б. Каждый раз режиссер опирается на какую-то индивидуальность

Е.М. Как ими управлять, если они все такие, в чем специфика управления творческими людьми?.. Ну, там они могут вовремя не ходить на работу, напиться и не прийти вовсе.

А.Б. Как-то у нас с этим нормально все, справляемся в общем-то. Есть, правда, пара пьяниц, которые попадаются иногда по коридору.

К.Б. Но талантливые! (Смеются)

Е.М. Мне один творческий человек сказал, что когда задание интересное, то он всех увлекает и люди работают. Но когда что-то приходится делать из-под палки, начинаются разброд и шатания. А у вас как?

А.Б. На самом деле это очень непрофессиональный подход. У нас фабрика. Фабрика грез. Да, в чем отличие хорошего режиссера от плохого. Хороший задачу поставит правильно и добьется, чтобы ее выполнили, чтобы было так как он хочет даже от плохого аниматора. А плохой, соответственно, ни того ни другого. Чтобы режиссер как лидер творческого коллектива был успешен, он должен обладать режиссерской харизмой. Я это так называю. Он говоря, вашим языком, и управленцем должен быть и представлять технологию. Что касается Константина, например, то он блестящий технолог и управленец.

Е.М. Харизмы хватает?

А.Б. О-о-о! С избытком.

Е.М. Что такое для вас кризисная ситуация?

А.Б. Наша беда в том, что мы постоянно живем в кризисной ситуации. Обстоятельства у нас такие, что времени, как правило, очень мало и соответствие плану требует большого напряжения сил. У нас всегда есть работа, но нет времени. Костя сейчас занят своим следующим фильмом. Короткий фильм, 4 минуты. На первый взгляд – это не полтора часа, но он делает его уже полтора года.

Е.М. Допустим, вы делаете “На краю земли” и вдруг что-то происходит. Закончилась пленка, краска. Мне важно понять, в чем роль лидера в такой ситуации. Чтобы потом говорили “А знаете, между прочим, когда у них такое бывало, как у нас сегодня, Боярский делал вот так. Потому они и берут Гран При на Западе, что у них правильное все поставлено”.

А.Б. Тяжелый вопрос… У нас не бывает форс-мажоров, потому, что мы не можем этого допустить. Сейчас мы делаем титры для фильма “Война” Балабанова. По времени ситуация просто катастрофическая. Люди вчера ушли в 7 утра, чтобы успеть отправить материал в Финляндию. Здесь нельзя не заболеть, ничего.

У нас нет такого, как на Западе. В холле студии Уолта Диснея висит объявление: “требуется художник, который хорошо рисует зайчиков”. Даже если вот он рисует обалденных белочек, его не возьмут. Там строго разделение труда. Мы же, к сожалению, многостаночники и те задачи, которые мы ставим перед собой трудные. Но я сейчас имею ввиду большое кино

Е.М. Вы сейчас важную вещь задели с взаимозаменяемостью. Я помню, как у Котеночкина тот художник, кто волка рисовал, ушел и появились новые серии “Ну погоди” с другим волком. Это так резануло по глазам, как будто вот… “какая подделка, как посмеялись над моими самыми теплыми чувствами к этому кино из детства”. Вот эта диверсификация труда она не спроста у Диснея, она оправдана?

К.Б. Для целостности одного проекта, безусловно, это хорошо. Когда взаимозаменяемость есть, то это конечно идеальный вариант, но это очень редко бывает.

Е.М. Чего нельзя делать по отношению к творческому человеку?

А.Б. Художники очень ранимые люди…

Е.М. Что и поорать нельзя? У вас же харизма?

К.Б. Я иногда только этим и занимаюсь.

А.Б. Может орать-то и можно как раз. Нельзя ни в коем случае задевать его творческое самолюбие. Человеческое задевать – это свинство просто, а вот творческое задевать нельзя никогда.

Е.М. Внутренняя конкуренция показана творческому коллективу?

А.Б. Нет. Может быть она и есть, но она не поощряется. С одной стороны это плохо. Конкуренция могла бы людей подстегивать, заставлять шевелиться и т.д. С другой стороны, существует естественный отбор и все знают, кто сильнее в какой области.Попасть к нам непросто. А попав уже, человек уже сможет удержаться если будет достаточно профессионален, если наши художественные требования окажутся в соответствии с его уровнем. Но это не значит, что монополия на видение “как надо”, идею у руководства. Если кто-то предложил и оказалось удачно, то к нему прислушиваются. А если человек бегает постоянно и брызжет идеями… Вот вчера, буквально, предложили. Да, неплохо! Но и то, что было уже устраивало. Времени нет совсем.

Е.М. Вопрос из прожитого... Бывает ли у вас так, что ты говоришь, как надо делать, а человек говорит “ага” … и делает по-своему. Знает хорошо, что от него зависит исход дела и …

А.Б. Да сплошь и рядом! Большая беда творческого коллектива, когда художник которому что-то поручили, решает для себя “давай-ка я сделаю лучше”. Он режиссера очень уважает, он хочет ему приятное сделать, удивить. Он как лучше хочет. А это не надо никому. Ты сделай, как тебя просят. Потому, что повторюсь, вопрос времени. Может быть и выйдет лучше. Но какой ценой! У аниматоров от этой беды мы избавились, но в той или иной форме этой болезнью страдают все. Так что … выжигаем каленым железом (смеется).

Вернуться в раздел "Эксперты"

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001