Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Отзыв о  книге

Фила Розенцвейга «Эффект Гало … и восемь других бизнес-иллюзий, которые обманывают менеджеров».

Материал связан со страницами

Владимир Шпер

Издательство “Free Press” только что выпустило книгу Фила Розенцвейга «Эффект Гало[1] … и восемь других бизнес-иллюзий, которые обманывают менеджеров» [1]. Мне эта книга понравилась, и представляется весьма важной, а т.к. далеко не все наши читатели смогут её купить и прочесть, я решил рассказать о ней на страницах журнала.

Фил Розенцвейг (Ф.Р.) проанализировал очень большое число статей и книг о менеджменте, уделив особое внимание бестселлерам последних лет, рекламирующим рецепты создания успешного бизнеса. Вот сухой остаток анализа, проделанного автором.

Существует 9 типичных иллюзий, которые часто встречаются в литературе по менеджменту, и которые ведут читателя к выводам, не соответствующим реальности.

            Иллюзия 1: Эффект Гало.

Заключается в тенденции делать выводы о культуре, стиле лидерства, ценностях и т.п. компаний на основании данных о результативности этих компаний. На самом деле, то, что в этих работах считается источником высоких результатов, часто оказывается их следствием. Попросту говоря, персонал успешных компаний склонен хвалить свою культуру, лидеров и т.д., а неуспешных – описывает их в отрицательных терминах.

            Иллюзия 2: Корреляция и причинность.

Наличие корреляции может ещё не означать причинную связь. Ведет ли удовлетворенность работников к высоким результатам? Множество данных подтверждают, что скорее наоборот: в успешной компании работники удовлетворены.  

            Иллюзия 3: Единственное объяснение.

Многие исследования показывают, что некоторые конкретные факторы – например, культура компании, лидерство, ориентация на потребителя – сильно влияют на результаты. Главное «но» состоит в том, что эти факторы сильно коррелированны между собой, следовательно, влияние каждого из них в отдельности существенно меньше, чем предполагают многие авторы.

            Иллюзия 4: Соединение только победных точек.

Если мы выберем ряд успешных компаний, и проанализируем, что у них общего, мы никогда не найдем причины их успеха, поскольку не сможем сравнить их с менее успешными.

            Иллюзия 5: Видимость строгого исследования.

Если исходные данные недостаточно хороши (например, искажены эффектом Гало), то не имеет значения, как много данных мы обработали, и как сложны были наши методы анализа.

            Иллюзия 6: Видимость длительного успеха.

Почти все высоко успешные компании со временем испытывают регресс. Обещание дать схему достижения длительного успеха весьма привлекательно, но не реалистично.

            Иллюзия 7: Видимость абсолютной результативности.

Результативность компании всегда относительна, а не абсолютна. Компания может улучшать свои показатели, и, одновременно, отставать от своих конкурентов. Другими словами, компании, не добившиеся успеха могут делать всё точно так же, как и победители, но чуть медленнее, чуть позже, чем надо и т.д.

            Иллюзия 8: Заход не с той стороны.

Может быть, верно то, что успешные компании часто следуют сильно сфокусированной стратегии, но это не означает, что сильно сфокусированная стратегия часто ведет к успеху.

            Иллюзия 9: Существование организационной физики.

Деятельность компаний не подчиняется незыблемым законам природы, и её результаты не могут быть предсказаны с научной точностью – как бы нам этого не хотелось.

В качестве доказательств своих утверждений Ф.Р. приводит большое количество фактических данных по самым разным компаниям, в том числе и по компаниям, рассматривавшимся в ряде бестселлеров.

В частности, отдача акционерного капитала для 35 компаний, описанных в книге Т. Питерса, Р. Уотермена «В поисках совершенства» [2] за пять лет и десять лет после окончания их исследования оказалась ниже, чем тот же показатель для 500 компаний Standard & Poor’s (т.е. эти эффективные компании оказались в последующем вовсе не столь эффективны, и во всяком случае не превосходят показатели средних компаний).

Выручка (как процент от активов) за пять лет после окончания исследования Питерса, Уотермана для 30 компаний из 35 оказалась меньше, чем за пять лет до окончания их работы (см. на рисунке только пять точек лежат выше нуля). Т.е. никакого длительного успеха опять-таки не наблюдается.



[1] Эффект Гало – светящиеся кольца, кресты, лучи, ложные светила, видимые вокруг диска Солнца или Луны. Вот как описывает гало Р. Пири в своей книге «Северный полюс»: «Мы наблюдали гало – два отчетливых кольца и восемь ложных лун в южной части неба. Это явление, объясняемое наличием в воздухе ледяных кристалликов, нередко можно наблюдать в Арктике. На этот раз внутреннее кольцо имело одну ложную луну в зените, одну в надире, и по одной справа и слева. Четыре другие ложные луны размещались на внешнем кольце» (Цит. По книге Л.В. Тарасова «Физика в природе» - М.: Просвещение, 1988).

 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001