Барбара Эренрайх: Улыбайся или умри. Как
позитивное мышление разрушает Америку
Сергей Архипов -Kinsmark.com, 01.08.2018
В связи с обсуждениями пенсионной реформы почему-то вспоминается это
выступление. Журналист и политический активист Барбара Эренрайх
исследует обратную сторону идеологии позитивного мышления. В своей
книге «Улыбайся или умри» она показывает, что
доктрина позитивного мышления используется политиками как средство
контроля над обществом и приводит к кризисам.
Перевод: Ксения Витюк
В последнее
время я стала часто сталкиваться с идеей «позитивного мышления»,
которую применяют по отношению к людям, выставленным вон из
корпоративного мира. Белые воротнички, работники со средним
достатком, отправляются в группы поддержки и группы взаимопомощи,
где до них пытаются донести идею о том, что совсем не так уж плохо
быть уволенным, что это даже хорошо и воспринимать это следует как
благоприятную потенциальную возможность, возможность роста,
благодаря которой они станут только лучше. И если они действительно
хотят избавиться от этой проблемы и преобразиться благодаря ей
только в лучшую сторону, то им нужно поработать лишь над своим
отношением к этой ситуации. И чтобы вновь устроиться на работу и
попасть обратно в мир корпораций, совсем не обязательно знать что-то
или обладать какими-то особенными навыками. Главное — иметь ко всему
происходящему позитивное отношение. Попробуйте сказать кому-нибудь,
кто в самой низшей точке своей жизни и вот-вот потеряет работу: «Ничего
страшного, просто улыбайся, свыкнись с этой мыслью и не жалуйся,
несмотря ни на что».
Затем я стала видеть это шаблонное поведение всюду и находить во
многих аспектах американской жизни — эти принудительные и навязанные
оптимизм и жизнерадостность. Одна из областей, где сегодня, как и в
течение уже нескольких лет, этот шаблон можно обнаружить в наиболее
концентрированном состоянии, — это корпоративный мир, рабочее
пространство, где проповедуется идея, которая выглядит примерно так:
«В самом деле, лучше вам быть позитивным, потому что вы здесь не для
того, чтобы выполнять задание X или задание Y, а для того, чтобы
целыми днями оказывать всем поддержку и делать людей вокруг
довольными и счастливыми».
Теперь вы, наверное, задаетесь вопросом: что же не так со всем этим?
Безусловно, многие люди меня об этом спрашивали. Мой ответ: думать,
что всюду все хорошо, — это иллюзия и самообман. Рассмотрим крайнюю
степень этой иллюзии — идею, что вы можете изменить окружающий мир
своими мыслями. Когда вы четко формулируете свои мысли и желания,
они якобы приобретают силу, которая заставляет произойти то, чего вы
хотите и желаете. То есть, если я правильно понимаю, мы все могли бы
сконцентрироваться на том, чтобы получить миллион долларов, или на
чем-нибудь вроде этого, и в конечном итоге наше желание бы
реализовалось.
Было предпринято множество попыток, чтобы как-то научно доказать эту
теорию. До поры до времени она объяснялась теорией притяжения: мысли
вызывают магнетическое поле, которое заставляет определенные вещи
случаться. Однако, как мы знаем, наши головы не могут притянуть к
себе, к примеру, холодильники, — все потому, что сила этого «теоретического
притяжения» настолько маленькая, что она может быть обнаружена
только на уровне квантовой физики. Вам не кажется забавным, что
квантовая физика по какой-то причине стала оправданием для
жульничества и издевательства над всей наукой?
Итак, считается, что нет ничего настоящего, ничего реального и, что
бы вы ни думали, так все и есть на самом деле. Поэтому, если ваши
мысли позитивны, вы (в соответствии с этим псевдонаучным объяснением)
преображаете мир в лучшую сторону. Но все-таки вернемся к вопросу —
что же не так со всем этим? Почему бы не обольщать себя тем, что
ваши хорошие мысли преображают мир?
Мне кажется, мы здесь сталкиваемся с двумя главными проблемами.
Первая (я буду предельно жестка на этот счет): вера в иллюзию — это
всегда ошибка. Нет безопасных иллюзий, ни одно заблуждение не сойдет
вам с рук, хотя один из главных постулатов позитивной психологии в
Штатах звучит так: «Неплохо немного ошибаться по поводу себя».
Я думаю, что лучшим доказательством этому служит финансовый кризис
2007 года. В нем много всего сошлось: и классовое неравенство, о
котором так много говорят в Штатах, и жадность, и экономика, гораздо
сильнее зависящая от финансового сектора, чем от производственного.
И еще один элемент, сыгравший свою роль в кризисе, — это идеология
позитивного мышления в корпоративном мире. Ведь были люди, которые
пытались говорить о пороках банковской системы в середине прошлой
декады. Но их заставили заткнуться или уволили.
Мне приходилось брать интервью у некоторых работников с Уолл-стрит,
очень успешных специалистов, которые пробовали обратить внимание на
то, что цена на жилье не может расти до бесконечности. В конечном
итоге они были уволены. И это было тотальное намеренное
игнорирование ситуации в соответствии с идеей, что никто не должен
думать ничего плохого и тогда ничего плохого и не случится.
И вторая вещь, которая меня тревожит в теории «позитивного мышления»,
состоит в том, что я думаю, что оно жестоко и бесчеловечно. Я имею в
виду, что это жестоко — говорить людям, у которых действительно
много жизненных трудностей, что все эти трудности всего лишь у них в
голове и что единственное, что им следовало бы поменять, — это их к
ним отношение.
Мой любимый пример подобной аморальной бессердечности и грубости:
слова автора книги-бестселлера «Секрет» (книга, в которой
рассказывается о том, как иметь все, что хочешь, и как притягивать
что угодно силой мысли). Автора как-то спросили о цунами 2006 года и
попросили объяснить природу этого явления. Если немного
перефразировать ответ автора, то он звучал примерно следующим
образом: «Те люди, что стали жертвами цунами, должно быть, посылали
в космос «цунамиобразные» вибрации, чем и накликали на себя эту беду,
потому что с нами не происходит ничего из того, что мы сами к себе
не притягиваем». Как мне кажется, это за пределами человеческого
понимания и любой морали. Я даже не знаю, как это назвать.
Выступая против идеологии позитивного мышления, я вовсе не
заступаюсь за уныние, пессимизм, негатив или депрессию — они точно
так же могут быть иллюзорными. Вы вполне можете придумать для самих
себя историю о том, как все, за что вы беретесь, проваливается, —
несмотря на то, что объективные причины для этого отсутствуют. Я
предлагаю вместо обеих иллюзий радикальное решение — реализм. Просто
попробуйте понять, что в действительности происходит в мире и что
можно сделать с тем, что вам мешает или пагубно влияет на вашу жизнь.
Мое прошлое связано с наукой, и я думаю, что в мире не существует
одной фиксированной реальности, но мы пытаемся создать для себя ее
примерное единое подобие. Создав его, мы думаем: «Реальность
настолько хороша, насколько может быть хороша сейчас, и мы будем
действовать в соответствии с нашими о ней представлениями ровно до
того момента, пока мы не получим новой информации о реальности». И в
этой реальности мы все абсолютно точно жестко запрограммированы
только на одну вещь — на бдительность и осмотрительность. Да,
безусловно, у нас много функциональных возможностей: быть
общительными и оживленными, ощущать товарищескую общность и единение
— и все подобные замечательные вещи, но запрограммированы мы именно
на бдительность и осмотрительность. Потому что это то, благодаря
чему наши далекие предки выжили. Они не говорили: «Все, вероятно,
будет хорошо, не беспокойтесь из-за того, что вон та высокая трава
шевелится». Люди, которые в результате выжили, говорили: «Двигайтесь!
Это леопард! Бежим! Нет времени объяснять!»
Джордж Буш-младший был чирлидером в колледже, не атлетом, а именно
чирлидером. И, как я думаю, он все свое дальнейшее президентство
выстроил как продолжение этой роли. Он один из тех людей, что
заточили самих себя в пузыри позитивных чувств. Кондолиза Райс
говорила (правда, чересчур поздно), что у нее были сомнения насчет
вторжения в Ирак, но она не решилась озвучить их, так как президент
ненавидел, когда его окружали «пессимисты». В этом случае
высказанное сомнение было бы расценено как «пессимизм», поэтому
никто так и не поднял вопроса об этой войне. А те, кто сделал так,
как один генерал, который сказал, что Америка посылает в Ирак лишь
половину необходимых войск, которые нужны для того, чтобы завершить
войну, в конечном счете потеряли свою работу.
Да и вообще, что может быть неразумнее того, чтобы пытаться подавить
несогласие в людях, которые попали в беду, и говорить им, что им
необходимо поменять только свое отношение к проблеме, что они должны
просто свыкнуться с ней, улыбаться и не жаловаться?
Теория «позитивного мышления», доктрина оптимизма — это всего лишь
великолепная форма социального контроля, который, кстати говоря,
активно использовался в Советском Союзе, а потом распространился по
всему миру и, как мне кажется, неплохо прижился в Америке. Возьмем,
к примеру, больную тему — классовое деление общества и неравенство.
Считалась бы эта тема проблемной, если бы любой мог стать богатым,
просто подумав об этом? Если бы каждый из нас мог самостоятельно
привлечь к себе благополучие, ничего для этого не делая? К
позитивному мышлению можно провести параллель с тем, что мы называем
«рыночным фундаментализмом». Его идея состоит в том, что лидеры
рынка сами расставляют все на свои места, и государству не
приходится вмешиваться, планировать и приводить что-то в порядок,
потому что все это делает удивительная сверхъестественная сила,
которая сглаживает все трудности и разногласия, — та самая невидимая
рука. Я думаю, что это частично совпадает с идеологией позитивного
мышления — вам ничего не нужно делать, так как всем управляет
великодушное невидимое божество.
А если вы действительно хотите совершить кардинальное изменение в
своей жизни, то надо уяснить себе, что мы можем менять ситуацию. И
бессильному позитивному мышлению будет нечего возразить вам на это,
потому что оно всегда будет только рисовать вас в своем воображении
как одинокого несчастного индивида, который не меняет мир и не
приводит его в соответствие со своим мировосприятием. Но я
совершенно уверена, что у нас есть сила, у нас есть коллективная
сила, которую мы можем использовать для того, чтобы совершать те
изменения, которые прекратят череду наших нецелесообразных лишений в
этом мире.