Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



К полилогу о kin- и групповом отборе, внетеософская дискуссия. Верующим, чувства которых оскорбляются от дуновения ветра, просим воздержаться от чтения данного материала. Попытки увести дискуссию из сугубо научного контекста и обвинить редакцию во всех модных грехах, будут посылаться по адресу журнала Skeptik.

Hartung, J.

«Love Thy Neighbor: The evolution of in-group morality».

Skeptic 3(4):86–98, 1995.

Возлюби Ближнего Твоего

Эволюция «внутри-групповой» морали (этики)

Джон Хартунг. Журнал «Скептик», Том 3, Номер 4, 1995. Перевёл Антон Ньюмарк.

Джон ХартунгОсновные религии мира поддерживают моральный кодекс, который включает в себя запреты против убийства, воровства и лжи. По крайней мере так представляет себе это западное общество 19-ого и 20-ого веков. Свидетельства, приведенные в этой статье показывают, что это мнение – по сути, тщеславие, которое не имеет отношения к собственным религиозным основам Запада. В частности, правила против убийства, воровства, и лжи, предписанные десятью заповедями были предназначены, чтобы применяться только в пределах определенной группы, для того чтобы предоставить этой группе возможность успешно конкурировать с другими обществами. Кроме того, эта «внутри-групповая» этика функционировала, и исторически, и по своей сути, как источник враждебных отношений между группами, активно пропагандируя убийство, воровство и ложь как средства соревнования (противоборства). Современные усилия, направленные на то, чтобы представить иудейско-христианскую «внутри-групповую» этику как универсальную, игнорируют простое значение текстов, на которых, собственно, и основаны иудаизм и христианство.

Свет народов

Слава Израиля достигла своего апогея во времена правления Соломона, сына Давида, который унаследовал все царства «от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта» (3Цар.4:21). Соломон проводил большую часть своего времени наслаждаясь добычей отнятой у своих врагов (Втор.20:14), включая «семьсот жен и триста наложниц» (3Цар.11:3), и огромной данью «за охрану» (3Цар.10:14,15):

«В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых, сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников».

Так как 666 талантов — приблизительно 60,000 фунтов золота, то это, конечно, — преувеличение, но все равно, это в три раза больше, чем ежегодно Атилла Хан был способен вымогать у Рима, до того как его орды разграбили этот город за просрочку платежа.

После царствования Соломона Царство Израиля раскололось на две части. Гражданская война между Северной и Южной частью Царства настолько обескровила Иерусалим, что народы, посылавшие ранее дань, начали вместо этого посылать войска. Во время осады этого города Сириянами, внутри-групповая мораль упала до низшей отметки. Все помнят историю о мудрости Соломона, который приказал разрубить пополам младенца, чтобы определить — какая из двух женщин, спорящих из-за ребенка, являлась его настоящей матерью (3Цар.3:16-28), но в отличие от нее, проповедники Библии редко фокусируют внимание своих слушателей на аналогичном споре, который пришлось разрешать одному из преемников Соломона (4Цар.6:26-30):

«Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: «помоги, господин мой царь!»: И сказал ей царь: «что тебе?» И сказала она: «эта женщина говорила мне: «отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра». И сварили мы моего сына, и съели его. И я сказала ей на другой день: «отдай же твоего сына, и съедим его, но она спрятала своего сына». Царь, выслушав слова женщины, разодрал одежды свои; и проходил он по стене, и народ видел, что вретище на самом теле его».

Картина складывалась настолько безрадостной и оставалась такой настолько долго, что в среде преданных начала расти отчаянная надежда. Бог Израиля пошлет Мессию. Этот человек восстановит Царствие, и Израиль будет править над всеми народами на земле. Возможно, самой хорошо замаскированной темой в Библии, наиболее запутанной как Иудейскими, так и Христианскими толкователями Библии является «Свет Народам». Этим светом должен был стать Израиль, и нации вне зоны геноцида должны были увидеть Свет в силу того, что они будут завоеваны Израилем. Эти народы затем должны были понять, что Бог Израиля — сильнее их богов, и что самое важное, после этого они будут поклоняться богу Израиля через Израиль, т.е. опять же, платя Израилю дань.

Эта основная внутри-групповая фантазия проходит «красной нитью» через всю Библию, но особенно четко она приводится в Псалтире и Книге Пророка Исаии:

«проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс.2:8,9). «И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими» (Ис.14:2) «Так говорит Господь: труды (богатство) Египтян и торговля Ефиопян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.» (Ис.45:14) «И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». (Ис.49:6) «И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию: богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе: Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе; И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся». (Ис.60:3-12).

И когда же это должно было произойти? Сразу же, как только Израиль прекратит междоусобную борьбу, и как только он сможет восстановить утраченную внутри-групповую мораль. Тогда придет Мессия (Спаситель) и вернет Царство Божие на землю. Цель была не в том, чтобы покидать землю ради рая на небесах, а в том, чтобы рай пришел на землю, когда будет восстановлено царство Давида.

Наступление Христианских Солдат

У нонкомформистской евангелической секты Иудаизма, которая носит название Христианство, есть тенденция считать пересмотренный контракт с Богом — Новый Завет (или в некоторых дословных переводах — Новое Соглашение), нравственно более высшим по отношению к оригинальному Завету (Соглашению). Две тысячи лет истории показывают насколько хорошо это заблуждение работало на пользу различным колониальным и военным амбициям. Томас Пейн (Thomas Paine) так писал об этом «неуклюжем приспособлении» (1794, pp. 12,180,183):

«Некоторые Христиане притворяются, что Христианство не было насаждено мечом; но о каком периоде времени они говорят? Для группы из двенадцати человек было невозможно начинать с меча; но как только исповедующие эту религию стали достаточно сильны, чтобы пускать в дело меч — они не замедлили этого сделать, вместе с дыбой и кострами. «Те, кто проповедует любовь к своим врагам, являются обычно самыми большими гонителями, и действуют они последовательно, потому что вся эта доктрина — суть лицемерие, а для лицемерия вполне естественно действовать наоборот, вразрез с тем что оно проповедует».

В самом деле, для религии, которая гордится своими противоречиями и непостижимыми загадками, такими как Святой Дух, который неопределим по определению, являясь в то же время одновременно и богом Израильтян, и сыном этого же самого бога, Христианство могло бы предусмотреть что-нибудь и получше, чтобы замаскировать антипатию своего Спасителя по отношению к членам других групп, особенно если учесть тот факт, что значительная часть Христиан, попала бы как раз в разряд не-членов группы, с точки зрения Христа. Стоит обратить внимание на его отношение в этом вопросе, рассмотрев историю о его неожиданной встрече с представительницей остатков Хананеян (Матф.15:21-28):

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».

Журнал "Скептик". Выпуски 3 и 4 за 2005 г.Выводы, которые лежат за этим чудом достаточно откровенны. Они предполагают, что местные обитатели терпели все, если они могли допустить, что их считали собаками, по сравнению с «членами группы». Это, конечно, было обоснованным, потому что Иисус непременно хотел восстановить Царство Давида, а когда тысячи фунтов золота потекут в него от всех иноземных народов, то было бы неправильно, если бы «члены группы» сами мели улицы и выносили свои ночные горшки. Потребуется каждодневный труд и обслуга, а для импорта Румын, Тайцев и Филипинцев, к сожалению, пока еще не было предпосылок. (Гоелл (Goell), 1994). Местные жители из ближайших окрестностей, довольные падением крошек со стола своих хозяев, были как раз тем что надо. В целом такая же история приводится и в Евангелии от Марка (7:24-30), в ней лишь Хананеянка заменена на сирофиникиянку (т.е. гречанку), предполагая что Иисус дескриминировал любых не-членов группы исходя из известного принципа равных возможностей.

Новый «внутри-групповой» Иудаизм

Согласно Евангелиям, объявленная миссия Иисуса состояла в том, чтобы преобразовать Иудаизм и вернуть «внутри-групповой» дух морали (этики), который, казалось, уступил место ханжеству, несоблюдению ритуалов, и презрению к твердому различию между классами перед лицом Римского владычества. Он заявлял это неоднократно, даже когда инструктировал своих учеников избегать «не-членов группы» при несении его послания «членам группы» (например, Матф. 10:5-6; ):

«на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева»

Иисус часто использовал слова ближний и брат без четкого разъяснения того, что он имел ввиду именно Евреев, когда хотел их всех объединить. (для сочувствующего и особенно хорошо информированного обзора Иисуса и его миссии в историческом контексте Израиля 1-ого столетия, см. Vermes, 1973).

Как ни странно, Христиане-не-евреи обычно считают, что они как раз подпадают под эти категории, не смотря на то, что множество отрывков свидетельствуют как раз об обратном. Например, возьмем Евангелие от Матфея 18:15-18, в котором Иисус объясняет своим ученикам, что Евреи, которые согрешили перед братьями-Евреями и которых не удается убедить в том, что они неправы, должны рассматриваться как не-евреи (язычники), потому что как и не-евреи и как сборщики налогов (евреи, которые собирали дань для не-еврейского правительства), они не попадут на небеса. (см. также Матф. 5:47; 6:7; 6:32; 10:16-21):

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф.18:15-18)

Иисус заявлял о цели преобразований Иудаизма снова и снова. Цель состояла в том, чтобы установить Царство Божие на земле и либо быть там Мессией самому, или предвосхитить его приход. (относительно силы прежнего завета и двойственного характера второго см. Vermes, 1973,). После стольких лет иностранного владычества Иисус хотел снова организовать свою группу, выковать из нее общество еще более сплоченное чем это сделал Моисей, при этом прежде всего подчеркивая необходимость активной «внутри-групповой» морали, в отличие от более раннего акцента на пассивной морали. Эта активная «внутри-групповая» мораль простиралась от девяти повторений «возлюби ближнего твоего», до Золотого Правила (дважды использованная Иисусом перефразированная заповедь «возлюби ближнего твоего» — «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»), и даже до «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Подставив другую щеку другим братьям-Евреям последователь Иисуса мог убедить и их присоединиться к Великому делу. (Матф.5:39)

Это Дело было Планом, или Словом, и это Слово было святым. Иисус был очень озабочен тем, чтобы этот святой план не стал доступен «не-членам группы», и он опять инструктировал своих учеников: (Матф.7:6)

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

В этом случае «собаки» употребляется в отношении остатков Хананеян и Самаритян (например Матф. 15:21-28 выше) а «свиньи» относительно людей едящих свинину, то есть - язычников (не-евреев). Жемчуг был жемчугом мудрости и знанием того как надо относиться к членам своей группы. Выражение приведенное Матфеем 7:6 в I веке нашей эры было эквивалентным сегодняшнему: «Идите и расскажите о плане всем Белым людям, но что бы вы ни делали, не рассказывайте о нем ниг...ам и кос...ым». Конечно, это достаточно грубые и отвратительные слова, но их обычно продают и покупают среди Христиан как своего рода поэзию, и в не меньшей степени теми, кто обеспокоен разгулом расизма и насилия в рэп-музыке.

Хорошие перспективы Иисуса на выполнение плана поддерживали его заявления о том, что он является прямым потомком Царя Давида «от семени Давидова по плоти» (Рим.1:3), который расширил границы Израиля на весь Ближний Восток (Лук.1:31-33):

«И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Призыв Иисуса был чрезвычайно эффективен среди потерявших надежду, потому что он затрагивал самую большую мечту — высшее внутри-групповое желание. (Деян.1:6-8, см. также Лук.2:32, 24:21; 24:44; 24:49; и Откр. 1:5-7; 11:17-18):

«Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Он хотел, чтобы мечта Исаака стала реальностью (см. Матф. 3:3; 4:4; 8:17; 12:17; 13:14; Мар. 1:2; Лук. 3:4-6; Иоан 1:23; 12:38-41), он хотел установить Царство Божие на земле, выполнить обещание, которое дал Аврааму его бог, причем менее безобидное обещание, чем его обычно интерпретируют, потому что слово «благословятся» в книге Бытие 26:4 переводится эвфеминистически. Переведенное же буквально слово «барак» на Иврите означает в первую очередь «преклонять колени» (см. слово «барак» в смысле «преклоняться» или «вставать на колени»: Бытие 24:11; 2-я Книга Паралипоменон 6:13; Псал. 95:9; слово «барак» переведенное как проклятие или проклятый в: Иов 1:5; 1:11; 2:5; 2:9).

Человек, или нация благословляется последовательно признавая подчинение, становясь на колени перед богом, человеком, или нацией которая совершает благословление (курсив и скобки добавлены, также см. Бытие 12:2-3; 18:18; 22:18; 28:14 и 26:4):

«умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся (встанут на колени) в семени твоем все народы земные» (Быт.26:4)

Но в тот момент когда вся нация должна была стоять на коленях перед Римской империей, идея возвращения Царствия Божия была не очень практичной для евреев I века. Также это не было хорошей идеей в любом моральном смысле. В самом деле, это была достаточно опасная идея для собственной внутренней группы Иисуса. Она представляла особенную угрозу для тех, кто в тот момент уже пошел на сделку с Римлянами — для тех, кто уже преклонился перед Римом и получал все дивиденды от такого благословления, поэтому они и распяли Иисуса за ее пропаганду и агитацию.

Переделка Оригинала

Так откуда же появилась Христианская универсальность? Ее автором можно признать израильтянина по имени Савел, который изменил свое имя на Павел, и объявил себя апостолом своего Мессии (Спасителя) у язычников (не-евреев). Как и изменение Павлом своего имени, его универсализация послания Иисуса была в тот момент более чем удобной, потому что Павел был выдворен из Израиля и он безвыездно оказался среди язычников (не-евреев). Мало того что предложение Павла, обращенное к «не-членам группы» стать «членами группы», было срочным личным компромиссом, оно было еще и как-то загадочно связано с его проповедью о том, что Спаситель Израиля (Мессия) очень скоро вернется опять — определенно в течении пары лет, возможно — в течении нескольких месяцев, а может быть, и через несколько недель. Другими словами, это была попытка, рассчитанная на довольно короткий срок.

Послание Павла, а вместе с ним и его коллеги Петра, включало следующее: не женитесь; если Вы женаты, не заводите детей, поддерживайте «status quo», даже если вы угнетенный раб, или угнетенная женщина, даже если вы страдаете от побоев, ведите себя послушно, потому что Иисус может прийти в любой день и все изменится: терпите и выносите ваши страдания, не важно насколько они несправедливы, будьте послушными, и он позаботится о вас когда он придет сюда .. и т.д. Например (1Пет.2:18-21; см. также Первое послание к Коринфянам (1Кор) 7:24-40; Тим. 6:1-2; Тит. 2:9-10; и 1Пет 3:1-6):

«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его».

Это значит, что если хозяин бьет вас за проступок, который вы не совершали — это ваша возможность быть похожим на Христа. Просто примите это, имейте веру, и скоро вы будете вознаграждены. Петр и Павел были персонажами, которых рисуют в современных комиксах потрепанными демонстрантами держащими плакаты: Покайтесь! Конец Близок! Чтение этих запретов в контексте так и не произошедшего на сегодняшний день апокалипсиса предполагает, что если бы кто-то смог вернуться назад во времени и рассказать обратившимся в новую веру язычникам о том, что возвращения Мессии не будет по крайней мере еще 2000 лет, они бы отправили этих христианских прото-миссионеров в Израиль на первой же лодке.

Все становится явным

Несмотря на исторический ревизионизм Павла, план Иисуса, его послание, и его проповедь даются в изначальном виде в Откровении Иоанна Богослова:

«Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому (я — Иисус) дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Откр.2:26,27): «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых». (Откр.7:2-4): «И сказано было ей (саранче), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека». (Откр.9:4,5)

Ангелы Иисуса не могли убивать «гоев» потому что им нужно было оккупировать страны, которые должны платить дань Израилю, когда будет восстановлено Царство Давида. Но, по-видимому, в противоположность истории с женщиной Ханаинянкой, которая встала на колени, чтобы спасти свою дочь, этих гоев надо было немного потрепать. У Иисуса должен был быть свой железный жезл, и так как его руки будут заняты им, то изо рта будет торчать своего рода узкий меч-стилет (Откр.19:14-16):

«Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»

В этом и состоит чудо святого единства Троицы — способность Иисуса быть одновременно и человеком, что позволяет быть ему наследником Давида на земле (Царем царей), и Господом на Небесах (Господь господ). Трудность же того, что это противопоставит его своему отцу решалась просто вопросом веры — они были одним и тем же.

Очень многих людей, облаченных в рясу, беспокоили вопросы прихожан, которые осмеливались самостоятельно и без должного надзора читать Откровение. Грядущая проблема состояла в следующем: 144.000 человек выглядело внушительной цифрой 2000 лет назад, но неужели на сегодня все места уже не заняты? Есть ли еще возможность войти в Царство Божие? К сожалению, этот вопрос происходит от полного непонимания послания Иисуса. Все места зарезервированы для «членов группы» Иисуса — преданных евреев. Хорошей Вестью является то, что множество мест все-таки еще свободно — примерно 143.000.

Первоначальный договор был эксклюзивным контрактом. Хотя бог Израильтян и угрожал постоянно их уничтожить за недостаточную верность, но он никогда не изменил своего слова о том, что они — его избранный народ. Новый договор предназначался для евреев, которые должны были последовать за мессией и восстановить империю изначально избранной нации. Иисус перевернулся бы в гробу, если бы узнал, что Павел отдаст его план свиньям.

Если их нельзя любить, надо просто их побить

И вот что произошло: послание Иисуса в исполнении Павла стало тем же что и песня Карла Перкинса «Blue Suede Shoes» в исполнении Элвиса — настоящим хитом. Целевая аудитория Павла, Христиане не-евреи, стали необычайно сильной сплоченной группой. В отличие от Иудаизма, присоединение «чужаков» (не-членов группы) только приветствовалось, а награда за подчинение правилам ожидала на небесах. Главным козырем Павла был «пирог в небе». В то же время, в этой жизни, различные доходы от войн и «церковные десятины» непропорционально распределялись государственными чиновниками и сановниками Церкви, которые зачастую были одними и теми же людьми. Кейт (Keith) указал на это modus operandi (1947, p. 65; cf Alexander 1987:175):

«Та часть мира, над которой должен царствовать Князь Света является наиболее националистически настроенной частью мира. Здесь никогда не прекращаются жестокие войны. Христианство не смогло одолеть национализм. Произошло обратное: национализм попрал Христианство и сделал его своей подставкой для ног».

Как ни парадоксально, Кейт, будучи хорошим Христианином, не понимал того, что подставка для ног национализма была сработана ее первоначальным плотником именно для этой цели, хотя и для совсем другой «группы». Современные христиане, кажется, знают об этом эффекте подставки, если говорить о Крестовых Походах и Испанской Инквизиции, но, например, Американцы забывают о том, что их пра-прадеды думали об Америке как о Новом Израиле Божьем. (Cherry 1971, p. vi, выделение в оригинале):

«Часто отмечают, что народ Соединенных Штатов подошел к параллели с Древним Израилем ближе, чем все другие народы планеты. Следовательно НАШ АМЕРИКАНСКИЙ ИЗРАИЛЬ — часто используемый термин, и общее негласное одобрение позволяет его употреблять как уместный и должный» (Abiel Abbot, Thanksgiving sermon, 1799)

Аналогия Преподобного Аббота была настолько же функциональна, как и уместна, логически ведя к ватерлинии колониальной внутри-групповой морали. Рассмотрим следующее описание слов Сагоеваты (Sagoyewatha), («Красный жакет», Вождь Сенеков («Red Jacket», Chief of the Seneca)), которые были обращены к Преподобному Грэму из Миссионерского Общества Бостона, на встрече между Вождями и воинами Шести Наций и миссионерами из Великого Пробуждения на реке Буффало в 1805 году 1805 (Stedman and Hutchinson 1889, pp. 36-38):

«Вы говорите, что посланы, чтобы научить нас как поклоняться Великому Духу согласно Его воле, и если мы не примем религию, которой Вы белые люди учите, мы будем навсегда несчастны. Вы говорите, что Вы правы, и мы потеряны. Откуда мы знаем правда ли это? Мы понимаем, что ваша религия описана в книге. Но если бы она была предназначена для нас, также как и для Вас, почему тогда Великий Дух не дал ее нам также как и вам, и не только нам, но почему и дедам нашим не дал он знание этой книги со средствами правильного её понимания? Мы знаем об этом только то, что Вы говорите нам. Откуда мы знаем, что мы должны верить вам, когда белые люди нас так часто обманывают?

Брат, ты говоришь, что есть всего лишь один способ поклоняться и служить Великому Духу. Но если существует всего лишь одна религия, почему Вы — белые люди — сами так сильно расходитесь относительно этого? Почему все не думают одинаково, если все могут прочитать эту книгу?

Брат, Великий Дух создал нас всех : ..., мы не хотим уничтожить вашу религию или отобрать ее у Вас. Мы только хотим наслаждаться нашей собственной ..., Вы говорите, что Вы пришли не для того чтобы забрать нашу землю или наше богатство, но просвещать наш разум, — так вы проповедовали белым людям в этом месте. Эти люди — наши соседи. Мы знаем их. Мы немного подождем и посмотрим как повлияет на них ваша проповедь. Если мы увидим, что она сделает их добрыми, сделает их честными и они будут меньше обманывать индейцев, мы опять рассмотрим все то что ты сказал.

Брат, ты услышал наш ответ на твои слова, и это все что мы можем тебе сейчас сказать. Перед тем как мы удалимся, мы подойдем к тебе и возьмем тебя за руку в надежде, что Великий Дух защитит тебя в твоем путешествии и вернет тебя в целости к твоим друзьям».

Stedman и Hutchinson описывают, что случилось вслед за этим: «Как только вожди начали приближаться к миссионеру, он вскочил в гневе со своего сиденья и ответил, что он не возьмет их руки, потому что не может быть дружбы между религией Бога и делами Сатаны. Это было переведено индейцам, они улыбнулись и мирно удалились».

Deja Vu Второзакония

Новые Израильтяне Господа по достоинству оценили стратегическую практичность убийства местных жителей и привоз рабов издалека. Так как индейцы уже были на месте, их нельзя было отрывать от своих корней, везти через пол-мира и также успешно терроризировать в рабстве как Африканцев. И опять, внутри-групповая мораль сотворила свое чудо. Африканцами было сложно управлять, пока они не были обращены в веру, но после того, как им показывали свет, их дух оказывался прикован к нижней ступени «внутри-групповой» лестницы. (Maier, 1993):

«Рабовладельцы, родившиеся в Америке, были больше заинтересованы в рабах, родившихся в Африке, казавшихся им дикими, и которых можно было контролировать только угрозой жестокого наказания. Постепенно среди владельцев развился новый «патернализм», который смягчил их отношение к рабам, повысил их внимание к материальному состоянию рабов и помог преодолеть раннюю оппозицию к Христианизации рабов. Это также привело хозяев рабов к вмешательству в жизни рабов до такой степени, которая была невероятна для всех прочих систем рабства, и благоприятствовала появлению признаков независимости в их рабских «детях», вместо прошлой экстремальной враждебности. Патрик Бучанан (Patrick Buchanan) почувствовал бы себя как дома в Новом Израиле Господа, и его прямота была бы по достоинству оценена рабовладельцами, как и его слова в духе Преподобного Грэма: «Наша культура выше, потому что наша религия — Христианство, и это — правда, которая делает людей свободными» (1993).

Свобода, Преданность, и Зло

Обсуждая свободу вероисповедания, сатирик Стив Аллен (1990, p. Xxix) сказал: «Моя свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека». Аллен — прав, но наивные защитники свободы вероисповедания, игнорируют «этически порочную часть» Библии (Keith, 1947, p. 10), либо притворяясь, что она не существует, или предполагая, что верующие выберут все хорошее и отсеют все плохое. Это очевидно также ошибочно, и это содержит в себе Иудео-христианский самообман, о котором нас предупреждал еще Томас Пейн (1794, p. 8):

«Неверие не состоит в наличие или отсутствии веры; оно состоит в заявлении человека о том, что он верит в то, во что остальные не верят. Невозможно оценить моральный вред, если можно так выразиться, который принесла обществу эта умственная ложь. Когда человек настолько развратил и проституировал целомудрие своего разума, что подчинил свою веру вещам в которые он не верит, то он подготовил себя к совершению любого другого преступления».

«Веря в то, во что они не верят», или заявляя о том что они «верят в это всем сердцем, даже если они не могут описать то, во что они верят» (Williams, 1994), большинство современных Христиан и Иудеев невольно поддерживают внутри-групповую мораль (этику). Они поступают так, считая Библию источником универсальных моральных ценностей, даже несмотря на то, что лишь немногие на самом деле читали ее, в противоположность тому, как если бы они прочитали ее и на этой основе сделали выводы о том что она является источником моральных ценностей.

И наоборот: тем немногим верующим, которые все-таки прочитали Библию, не достаточно просто утверждать, что истинный Иудаизм и Христианство совсем не такие, какими они описаны в их книге.

Имеется глубокое противоречие между осуждением геноцида и воздаванием почестей богу, который приказал своим последователям проводить геноцид. Имеется глубокое структурное несоответствие между произволом и преследованием людей из-за их религиозных убеждений, и одновременного почитания священных писаний, которые осуждают и приговаривают неверных к смерти и проклинают их как дьявольское отродье. Но люди имеют уникальную способность быть злыми. Если зло — это зло преподнесенное как добро, «неправильно» преподнесенное как «правильно», несправедливость преподнесенная как правосудие, и ненависть замаскированная как любовь, то те учреждения религии, которые увековечивают внутри-групповую мораль, — открыто ли, или неявно, вроде «Они — неплохие, но жениться на них нельзя», сами являются злом.

И те, кто порицают внутри-групповую мораль (внутри-групповую этику) в то время как называют себя Протестантом, или Католиком или Православным, или Консерватором, или Реформатором, откровенно демонстрируют внутри-групповым «моралистам» то самое волокно из которого они сами сотканы и которое их связывает...

Библия — это калька с внутри-групповой морали (этики), полная инструкций к геноциду, порабощению не-членов группы, и достижению мирового господства. Но Библия сама по себе не является злой из-за своих целей или даже из-за прославления убийств, жестокости, и насилия (Hartung, ms2). Многие древние труды делают то же самое например — Иллиада, Исландские Саги, сказания древних Сирийцев и надписи древних Майя. Но никто не пытается преподнести Иллиаду как основу для этики или морали. И здесь лежит следующая проблема: Библию продают, и покупают, как руководство о том, как должны жить люди. И это, на сегодняшний день, пока самый большой бестселлер в мире. Однако же усилия, направленные на то чтобы сделать Библию, универсальным этическим и моральным руководством, являются бесполезными, потому что, хотя устно переданные мифы за много поколений и могут сделать смысловой разворот на 180 градусов, и ничего не произойдет, потому что их будет поддерживать авторитет древности, искажения и выборочные опускания письменных мифов могут только, в лучшем случае одурачить большинство людей.

Источник

Источник статьи

Перейти на сайт Гильдии Лидеров Перемен

Перейти в раздел Библиотеки СТАТЬИ

Перейти в раздел Библиотки КНИГИ и ССЫЛКИ

Перейти в Библиотеку сайта Управления Сообщества (Гильдия Лидеров Перемен) Kinsmark

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001