Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Как обезвредить шпиона?

Елена Маркушина, Ответ на задачу журнала "деловой Петербург", приложение "Персонал".

Задача ДП “Персонал" N 10, 2001 г.

В крупной компании, занимающейся поставкой строительных материалов, заметили, что конфиденциальная информация о ее деятельности, в том числе проекты будущих контрактов, становится известна конкурирующей фирме. Подозрение пало на кого-то из своих. К информации, представляющей коммерческую тайну, имели доступ 5 сотрудников. Все они занимали в компании высокие позиции, являясь заместителями генерального директора либо директорами по направлениям бизнеса. Глава компании привлек для расследования сотрудников из специализированного агентства по безопасности. Они установили, что секретные сведения выходят за пределы компании “с помощью” коммерческого директора. Увольнять “шпиона” глава фирмы не хотел: во-первых, тот был действительно высококлассным профессионалом; во-вторых, владел достаточно большим объемом сведений, и, желая отомстить, сумел бы ими распорядиться. Но и оставлять его в прежней должности было нельзя. Что может предпринять в данной ситуации генеральный директор, учитывая, что он хочет сохранить и сотрудника, и информацию?

Ответ:

Когда компания сообщает об утечке конфиденциальных сведений или коммерческой тайне, то неплохо было бы обозначить, что именно под этим компания понимает. Дело в том, что некоторые руководители склонны относить к коммерческой тайне маркетинговые планы, перечень текущих контактов под фьючерсные проекты и даже цены на услуги. Наличие законодательной базы в нашей стране вовсе не гарантирует наличие общего понятийного знаменателя в процессе обсуждения данной темы. Допустим, юристы компании (а о них ничего не сказано) усмотрели в действиях сотрудника нарушения ... следующих зак. актов:

Постановление Правления ПФР от 30августа 1996 г. N 123 "Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию".

  • КзоТ РФ с изм. и доп. от 25 сентября 1992г. , 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995г., 24 ноября 1996г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31июля 1998 г., 30 апреля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 18 января, 10 июля 2001 г.) и постатейный комментарий под ред. Гусова К.Н.

  • ГК РФ (части первая и вторая) с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.,16 апреля, 15 мая 2001г. Статья 727.

  • Федеральный закон от 20 февраля 1995 г.N 24-Ф3 "Об информации, информатизации и защите информации".

  • Федеральный закон от 8 января 1998 г.N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

  • Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиден-циального характера".

  • Письмо Госналогслужбы РФ от 20 марта 1997 г. N ПВ-6-24/218 "О перечне сведений конфиденциального характера".

В этом случае, различные церемонии с сотрудником говорят об отсутствии управленческой воли первого руководителя, о слабости кадровой службы в компании, не обеспечившей резерв по каждой топ-позиции. Говорит о том, что стоимость бизнеса (если заявлялась ранее) завышена, так как одним из слагаемых, как известно, является степень привлекательности компании со стороны рынка труда, о наличие (явном) проблем лидерства и т.д. Сотрудника необходимо привлечь к ответственности в форме наиболее показательной для остальных. Особенно в том случае, когда в

Организации создается прецедент. Это если рубить с плеча. Если подойти с умом, детализируя исходную картину шаг за шагом, то можно выбрать:

а) Китайский путь

Применить 4 из "36-ти приемов Искусства Введения Корпоративных и конкурентных Войн". Для продвинутых генеральных директоров сообщаю, это Стратагемы: N 23 "Дружить с дальним и воевать с ближним"; N 26 "Грозить софоре, указывая на тут"; N 33 “Возвращенный шпион”; N 34 “Нанесение себе увечья”.

Например, запустить через "шпиона" дезу, таким образом, дискредитировав его в глазах той стороны, затем милосердно простить за причиненное нам и прибавить жалованье. При более умелом подходе даже убрать конкурента. Я вообще склонна рассматривать эту ситуацию, как прекрасный шанс в конкурентной борьбе. Такие "шпионы" в умелых руках управленца - подарок
судьбы.

б) Путь отечественный.

Это значит допустить, что кто-то кого-то не понял. В правилах корпоративной культуры нигде не прописано, о чем можно говорить с конкурентами, а о чем нет. Вероятно подобного документа (если он вообще есть) сотрудник не подписывал. Чем более уверена в себе компания, тем более она открыта. Достаточно вспомнить политику Питера Брабека в начале его пребывания на посту CЕО компании Nestle. Он при переводе на новую должность всегда спрашивает, где человек ошибался и избегает непорочных. Результатом не только такого подхода к замам явилось то, что кофе Нескафе - народное кофе в ... России.

Очевидное для Топов не очевидно для Мидлов. В задаче не сказано, извлекал ли наш шпион выгоду из своих действий. Если извлекал, то читай п. а), а если нет, то возникает два варианта:

Либо это делалось сознательно, то есть по убеждению.

Допустим, компания недобросовестна по отношению к Клиентам. Обращаясь к собственному опыту, отмечу, что руководители чаще, чем хотелось бы, центрируя свои интересы на финансовых результатах компании, скоры на обещания в адрес Клиента. Разбираться с Клиентом "глаза в глаза" потом приходится прямым исполнителям-контактерам: директорам по маркетингу, по сбыту, коммерческим директорам и т.д. Если по отношению к первым замам гендиректор ведет политику "узаконенной подставы", то чем более квалифицирован этот зам, чем более он знает себе цену - тем более дорожит своей собственной репутацией.

Гендиректора часто забывают о том, что они покупают головы, руки, время наемника, но не душу! Так что при препарировании ситуации может оказаться, что сложившаяся ситуация - творение первого лица и поведение его зама не причина, а следствие.

Если отложить мысль о прямом шпионаже и допустить, что ситуация взросла внутри компании, то важно помнить, что плохих солдат не бывает. Бывают плохие генералы. Если догадка верна и гендиректором допускается, надо вызывать консультанта и строить план "мужского" разговора на двоих (или троих с консультантом). В данном раскладе я усматриваю опять же шанс упрочить положение первого лица. Если данный сценарий наш, то "шпиону" надо сказать спасибо и расширить полномочия в сторону стратегического маркетинга. "Заказать" ему же данного конкурента, например.

Либо он действует по незнанию/недомыслию.

Если коммерческий директор действительно высококвалифицированный на столько, что незаменим, то повторюсь, кто-то кого-то не понял. Нужен прямой и откровенный разговор. В задаче не сказано, какие убытки понесла компания в связи с действиями "шпиона". Сам факт передачи финансовых сведений о фьючерсных сделках основанием для бурных эмоций не является если не ущемляет конкурентные преимущества компании. Если в планах удержать человека, который слишком много знает, то научитесь с ним разговаривать. Где-то допущен прокол в мотивации. Нужен сторонний консультант. Но прежде руководству необходимо решить, что для него важнее, наказать "хулигана" или извлечь пользу для компании из сложившейся ситуации. Так как к расследованию привлекали службу безопасности, то процесс с политический точки зрения уже запорчен. Если заявители задачи настаивают на слове "шпион" и ведении разговора в русле промышленного шпионажа, то о таких ситуациях необходимо говорить приватно, минуя газеты и журналы.

Высказаться

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001