Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



 

  *

 

Московский гос. институт стали и сплавов

учебный центр "Металлсертификат"

Международная ассоциация качества - «СовАсК»

АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА

Конференция в рамках празднования Всемирного дня качества и Европейской недели качества

«непрерывное совершенствование деятельности организации»

25 - 27 октября 2004 г. Москва, Центр, Комплекс "Октябрьская"  

http:// www.mc.misis.ru

Для руководителей и специалистов, занимающихся совершенствованием деятельности компаний, организационным развитием, заинтересованных в повышении контроля и управляемости компании.

ПАТРОНАТ: Т.М. Полховская, Ю.П. Адлер.

ТемЫ:

  • Принципы создания «бережливого производства»

  • Создание новой корпоративной культуры

  • Применение сбалансированной системы показателей для оценки деятельности предприятия

  • Результативность систем менеджмента качества

  • Инструменты ИСО/ТУ 16949 – еще один шаг на пути непрерывного совершенствования

  • Опыт внедрения интегрированных систем менеджмента

  • Системы менеджмента качества высших учебных заведений

  • Организация повышения и оценки квалификации специалистов в области качества на европейском и международном уровнях

  • Участие в конкурсах на получение Российской и Европейской премий по качеству

Теорема Адлера

«Внедрению в России 6 сигм, 5С и других

прогрессивных концепций мешают

 2М: менталитет и менеджмент».

Адлер Ю.П.

Да, но Елена Маркушина и Юрий Адлер

Аксиома Ильина - «России необходимо Качество» - прозвучала снова с началом мирового интеграционного процесса, т.е. спустя 75 лет после выхода в журнале "Русский колокол".- 1928 статьи Ильина «Спасение в качестве». На рубеже 80-х годов прошлого века советская Россия предприняла попытку сделать Качество  (в части лишь относящейся к качеству товаров) государственной политикой. Пятиугольник «Знака качества» на промышленных товарах того времени помнят многие. Попытка была обречена, так как без управленческой составляющей концепция Качества не проявляет всей полноты своей миссии. К тому же СССР находился в политической изоляции от достижений стран капиталистического лагеря.

Таким образом, в современной советско-российской истории, на памяти двух экономически активных сегодня поколений имеет место опыт нивелирования Идеи Качества, которая всё еще остаётся революционной для России. Как не процитировать Ульянова-Ленина, который говорил, что в революции главное не взять власть, а удержать её.

Удержание, упрочение, укоренение новых подходов и требований сопряжено с глубокими преобразованиями, с преодолением психологического дискомфорта. Успех здесь напрямую связан с уровнем управленческой воли власть предержащих. Следовательно, пока действия по популяризации Качества и реализации проектов будут оставаться в ведении небольшой группы учёных-сподвижников (а с ними, увы, и целой армии умельцев зарабатывать на моде), Россия никогда не сможет конкурировать не на уровне предприятий (Joint Stock Company «Smash» с ОАО «Луч»), а на уровне национальных экономик (Россия – США, Россия – Япония и т.п.).

Качество не является в России национальной идеей – это реальность сегодняшнего дня. Но не слишком ли часто и скоро наш менталитет становится ответом на вопрос «кто виноват»?

О российской национальной специфике написано много в том числе научного. Составляющие национального менталитета, хорошо известные любому из нас по вечным шедеврам российского эпоса, стали темой для диссертаций и исследований. Немного сгустив краски, напомним:

Русская народная сказка «Колобок»:

  • Неуважение к старикам.
  • Вера в самодостаточность разговора (поговорил - и всё стало). Слово вообще не имеет ценности (хочу дал, хочу взял обратно).
  • Неустойчивость к лести и сомоуспокоенность  («песнь глухаря» - «Только так можно управлять, как я сказал», «Наша компания – лидер», «Наша продукция – лучшая» и т.п. –даже у опасной черты).

Русская народная сказка «По щучьему велению».

  • Избегание ответственности («пусть он прикажет то, что я хочу»)
  • Желание получить всё сразу, даром и без усилий.
  • Мистическая вера в чудо или в спасителя
  • Разбросанность, нечёткость целей (пойти туда не знаю куда, возьми то не знаю что)
  • На Руси этого нет, но на западе есть точно
  • Формула русской мечты – «из грязи в князи» (американская мечта – сделать себя, трудиться и всего добиться).

Русская народная сказка «Курочка ряба»

  • Действия опережают мысль
  • Имеющиеся блага испытываются на прочность, принижаются или отторгаются в погоне за иными без чёткого видения какими именно (это относится к лучшим сотрудникам, прогрессивным методам работы, сложившимся исторически и т.п.).
  • Ценится лишь то, что досталось тяжелым трудом.

И не смотря на всё вышесказанное – всеобщий хэппи энд с верой в то, что «кривая выведет». Постановка управления на основе качества – это:

  • Затратный и длительный процесс, требующих чётких действий на основе всестороннего анализа
  • Это последовательность и чёткость целей
  • Дополнение имеющейся системы ценностей компании новой ценностью – качественно управлять.

Сопоставив последнее в предыдущим, впору заключить, что теорема Адлера доказана. Однако, если менталитет – это константа и изменению не подлежит, не означает ли это, что война за русское Качество изначально проиграна, а на вопрос «что делать» ответа можно не искать. Нет, не означает, и вот почему.

Национальная специфика влияет на успех инновационных проектов не только в России. Американцы также порой кивают на менталитет отечественных бизнесменов. Некоторые универсальные трудности стараются объяснить национальной спецификой.

Блантон Годфри - декан и Профессор Колледжа им. Джозефа Д. Моора при Государственном Текстильном университете Северной Каролины, соавтор многих книг по управлению качеством в своей статье  «Проблема решена. Что дальше?» пишет: «В течение многих лет к управлению качеством, мы, возможно, подходили неправильно». Речь идёт об увлечении теорией в ущерб практике. Автор сокрушается: «Раз за разом в консультационных проектах я видел, как это происходит. Анализ ведет к ясному решению, но решение не проводится в жизнь. Нечто в культуре компании препятствует людям изменить ситуацию, используя факты. Вместо этого, они продолжают делать привычные вещи привычным способом».

«Ага, - заметим мы не без удовольствия особенно после дум о российском менталитете – заморские гуру на поверку не такие уж и гуру, глубоко своего предмета не знают». Пренебрежение основами предмета «управление изменениями» - это интернациональная проблема. Как это не спорно: нет никакой причинно-следственной связи между процессом выявления причины проблемы и её устранением.

Моменто море

Негативное отношение к переменам, особенно к масштабным, имеет повсеместные, безусловные и глубинные корни. Призывая кого-либо к переходу из состояния А в состояние Б мы бередим извечный страх всего живого к смерти. Многие люди боятся не самой смерти, но Перехода: боли, открытий, неизвестности, метаморфозиса. Проект по изменениям в компании – это маленькая смерть и любой нормальный человек ДОЛЖЕН ему сопротивляться. Однако, люди разные: кто-то меняет всё вокруг и каждый день, а кто-то лучше умрёт, чем изменится.

Мы часто цитируем Сенге, который в своей книге «Танец перемен» пишет: «Рассматривая попытки реформирования в крупных компаниях за последние 10 лет, я должен сказать. исходя из соотношения побед и поражений, что изменения, во-первых, возможны, но, во-вторых, маловероятны... Как правило, инерция побеждает с явным преимуществом... Если бы проблема состояла в интеллекте (мол, большинство боссов весьма недалекие люди, а руководители тоже звезд с неба не хватают), тогда самые способные добились бы успеха... Рынок вознаградил бы умных, которые сумели измениться, и наказал бы глупцов, которые этого сделать не смогли. Но ничего подобного не происходит... Напротив, скажу вам по личному опыту, многие очень компетентные руководители потерпели фиаско, пытаясь привести в действие механизм изменений. Это навело меня на мысль, что здесь действуют более универсальные принципы...».

Изучивший психологию человека и в особенности его отношения к инновациям, многих фиаско мог бы избежать. В современной России живет автор методики комплексного системного образования В.К. Толкачёв. Его открытиями пополняется сегодня экономическая психология. Познавая векторный анализ, курсисты понимают: руководитель, незнакомый в векторным психоанализом, потенциально опасен для организации. Открытие Фрэйда-Толкачёва даёт не только ключ к пониманию глубинных причин тех проявлений, совокупность которых мы называем менталитетом. Оно помогает отыскать сильные стороны и воспользоваться, наконец, видением Друкера; нивелируя слабости, поставить Силу на службу Успеху.

Постигая психологию инновационных процессов, все более начинаешь относиться к сказанному Адлером ни как к теореме, а как к аксиоме.

Елена Маркушина, октябрь 2004 г.

Высказаться

Перейти на сайт проф. сообщества менеджеров по развитию Kinsmak

 

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© 2001-2016 Elena Markushina