Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Первая компонента ТРИАДЫ РОСТА

Знания о человеке:

Социально-ролевой и векторный анализы, Социально-ролевая геномика

 Толкование определений 

Материал связан со страницами:

Анализ человеческих наклонностей является базой и отправной точкой в прикладных методиках поведенческой экономики, широко применяется сторонниками бихевиористической школы организационного поведения. Подход к такому анализу различен у представителей психологической школы и у представителей конвергентных наук (когнитивистики, менеджмента и т.д.).

Оба взгляда на процесс анализа однако сходятся в признании главенства законов природы и генетически заложенных программ мотивации личности (бессознательного) над программами, сформированными в социуме (семьей, школой, опытом, тренингами). Такой анализ направлен на выявление глубинно заложенной в человеке (врожденной) мотивации на исполнение своей социальной роли (миссии), которая остается неизменной при всех надстройках опыта. Анализ содержит и метафизический аспект, разделяющий всех нас на людей пространства, времени, энергии и информации.

На этом коренная общность двух подходов к анализу мотивов человека заканчивается и начинаются различия.

Два разных подхода сформировали:

- со стороны психологии "векторный психоанализ",

- со стороны когнитивистики и менеджмента "социально-ролевую геномику" и "социально-ролевой анализ организационного поведения".

Социально-ролевая геномика заявила о себе несколько позже векторного психоанализа (ВП) и заявила критически. Для человека, не занятого в менеджменте изменений, интересущегося устройством человека в целях манипуляции им и выстраивания отношений, ВП в том виде как он есть - вполне достаточно.  Недостатки ВП обнажаются как только речь заходит об управлении живыми системами (компаниями) и их развитии. ВП вне границ психологии, например, в бизнесе, где homo-sapiens является уже homo-economicus, не эффективен.

Слово "вектор" является заменяющим синонимом слова "наклонность", имеет логистическое происхождение (Wiki). Ограничить свой багаж узнаванием векторов не просто недостаточно, а попросту неверно для менеджера. Это означает, что первая компонента Триады Роста им не освоена, поскольку когнитивные науки (генетика, нейролингвистика,  функциональная геномика) остались на обочине. Менеджер может считать себя готовым к проектам изменений в случае если он овладел на практике и способен на "Анализ и прогнозирование генетически обусловленных социально-ролевых предпочтений человека в экономических системах".

Содержание подходов

Векторный психоанализ (ВП) определяет доминанты в системе врожденных наклонностей на основе наблюдений, толкований, допущений и трактовок. Такие доминанты называют "векторами", а две самые яркие формируют в данной версии персональный векторный код человека (ВК). Анализ по версии ВП называется "векторной диагностикой".

По словам разработчика современной российской версии ВП Виктора Толкачева, векторный код определяет "ролевую обреченность" и влияет на выбор человеком профессии, страны, судьбы (в том смысле, что судьбу определяет характер), партнеров, профессию, болезни, пристрастия, хобби. По мнению Виктора Константиновича это прикладное Знание было известно древним и применялось ими при врачевании душ. Узнавание человеком своего векторного кода "возвращает" его к себе, позволяет осознать свое истинное предназначение; отказаться от растраты сил на то, что не является твоим; найти пути совершенствования сильных сторон личности; пройти не навязанный кем-то, а выбранный на основе знаний и искреннего диалога со своим Я свой неповторимый жизненный путь.

Преимущества ВП по сравнению с общей психологией очевидны для того, кому близка мысль "знание - это понимание причин". Прощание с соционикой или другими вульгарными (в смысле упрощающими до искажения) методиками происходит легко и с улыбкой, но лишь у того, для кого навешивание ярлыков и разделение людей на кучки не является самоцелью. До некоторых пор люди просто предпочитают не замечать "нестыковки" в том, что им нравится. Например, соционика, называя одного Есениным, а другого Гамлетом или Жуковым, не только сравнивает реальные исторические личности с вымышленными литературными героями, но, главное - не объясняет, ПОЧЕМУ этот человек "Есенин", а этот "Гамлет". Вследствие каких причин? И какие из этих причин подлежат корректировке для улучшения жизни человека.

Недостатки векторного психоанализа проистекают из его автономности. Те кто знаком с Теорией Систем, не усматривают в ВП системности и знают, что даже стройная система взаимосвязей, но замкнутая сама на себя, взаимодействуя с внешним миром начинает порождать ошибки. Замкнутость ВП омертвляет его, делая непригодным для применения в бизнесе. Сами психологи соглашаются с тем, что одни и те же люди ведут себя по-разному в нефинансовом сообществе (классе, отряде, социальной группе и т.д.) и там, где свою роль играют деньги.

Применение ВП в HRM чревато рисками нанесения ущерба как корпоративной культуре в целом, так как человеку в отдельности. Векторная диагностика даёт сбои, когда её применяют к homo-economicus. Возможности ВП заканчиваются на границе персональной программы self-management и у дверей офиса конкретного предприятия.

История ВП в советской (а теперь, российской) традиции пишется психологами даже не с Н.А. Роббера, Ф. Тильмана, а с Зигмунда Фрейда (двух его работ, заложивших основы будущей методики: "Характер и анальная эротика", незаконченная  работа "Характер и уретральная эротика"). Позже активно развивалась трудами академика В.А. Ганзена (Санкт-Петербургский Университет советской эпохи) и его ученика В.К. Толкачева. Более 30-ти лет известна в Америке, в том числе, в среде консультантов, помогающим сценаристам выстроить точный образ героя кинематографического произведения.

Есть примеры предложения ВП в рамках курсов для всех желающих как некой универсальной методики, способной дать ответы на любые вопросы, что, разумеется не соответствует действительности и приводит к разочарованию тех, кто поддался на рекламу. Прослушивание лекций без тренинга обретённых навыков не приводит к овладению практическими инструментами здесь точно также, как и в других отраслях знаний. Подмена "я информирован" на "я научился" опасна везде и приводит лишь к негативным последствиям.

Попытки давать ВП на тренингах личностного роста во многом являются симуляцией, так как для роста необходима не только личность (иначе попросту нечего растить), но и знания, способности, силы, ориентиры и многое другое.

Тем не менее ВП может являться серьёзным шагом для того, кто хочет познакомиться с самим собой, а это едва ли не первейшая цель человеческой жизни.

В отличие от ВП, ограниченного рамками психологии, социально-ролевой анализ (как и его база - когнитивистика) охватывает работы эволюционистов и мыслителей, практиков и ученых, внёсших свой вклад в становление этого конвергентного знания без относительного того, к какой школе они принадлежат.

Социально-ролевой анализ оргповедения -

методология, включающая в себя ВП лишь как часть, наряду с эволюционной теорией, антропологией, менеджментом, когнитивистикой и другими науками. Проводники данной точки зрения на анализ и прогнозирование поведения человека пристально следят за публикациями и открытиями мира генетики, осторожно транслируя часть этих сведений неподготовленной публике.

Специалистов по социально-ролевому анализу очень мало, так как для передачи ПРАКТИЧЕСКИХ знаний в данной сфере необходимо (помимо знания теории или истории вопроса) наличие реального опыта управления изменениями в бизнесе. Социально-ролевой анализ как аналитический инструмент не ограничивается определением наклонностей (ярлыками, векторами и т.п.), он определяет риски, точки роста, лучшие партнерские союзы, лучшие сценарии для развития организации, но самое ценное, оно научает прогнозированию.

Определение персонального кода человека здесь предполагает выделение трёх (а не двух как у ВП) доминант, подтверждаемых генетически. Курс по социально-ролевому анализу располагает большим числом тренировочных кейсов, способных проиллюстрировать точность оценки, в том числе и через проверку сделанных ранее прогнозов. На социально-ролевом анализе основана футурология личности. Обучаемый натренировывает навык объемного 4D-чтения человека как живой системы, определения его и своих собственных "установок по умолчанию", а не навык навешивания ярлыков.

Для руководителей и предпринимателей поиск ответа на вопрос "разбираетесь ли вы в людях", на самом деле краток и прост - если вы можете предсказать реакцию человека, его следующий шаг, выбор, путь и т.д. - разбираетесь, не можете прогнозировать - не разбираетесь. По этой причине тренинговая часть социально-ролевого анализа насыщена кейсами и задачами, направленными как на диагностику, так и на прогнозирование. Именно это делает руководителя более зрячим в вопросах управления Командой, в выборе преемника, а также более эффективным в управлении, так как он начинает основываться на видении (почти рентгеновском) ИСТИННЫХ мотивов человека, а не тех, какие тот совершенно искренне озвучивает.

Как уже отмечалось выше, каждый менеджер должен овладеть таким предметом, как Анализ и диагностика генетически обусловленных социально-ролевых предпочтений человека в экономических (!) системах - (АДГОП). Это практическая методика проектирования команд под задачу. Активно пропагандируется менеджерами, разделяющими взгляд Питера Друкера на деловое сообщество:

"Организация – это особый инструмент, помогающий реализации сильных сторон человека и одновременно нейтрализующий и обезвреживающий человеческие слабости. Люди, отличающиеся большими способностями, не нуждаются в организации и не испытывают желания в ней работать".

"Эффективный управляющий", 1966 г.

Замалчивается и игнорируется представителями индустрии обучающего консалтинга во многом от того, что приобретение знаний АДГОП становится обретением силы для человека, который перестаёт нуждаться в коучах, советчиках и консультантах.

Также АДГОП:

  • Делает управление людьми осознанным. 

  • Исключает ошибки назначения на должность. 

  • Помогает отличить мнимого лидера от настоящего. 

  • Выявляет суть лидерства, определяет его оттенки, формы и методы работы с ним.

  • Проявляет скрытые мотивы подчиненных. 

  • Значительно повышает иммунитет потребителей управленческих идей к модным, проходным и не подкрепленным системным базисом идеям-вирус (пример).

  • Улучшает качество проектов по организационному развитию. 

  • Позволяет достоверно оценить масштаб и характер риска сопротивления переменам. 

  • Значительно повышает качество результата при формировании команды управленцев. 

  • Незаменим при разработке программ развития персонала, матриц компетенций, анкет, в ассесменте, коучинге, при выборе преемника.

  • Незаменим на этапе анализа корпоративной культуры, кадрового потенциала и лидерского запаса компании перед проектами изменений, развития или импрувментом.

Социально-ролевая геномика -

методология разработанная именно для бизнеса и развивающихся компаний. Включает в себя АДГОП. Постоянно развивается, уточняется и пополняется за счёт открытий когнитивных наук.

Знания по обоим направлениям вы можете получить в нашем Центре Инновационных Учебных Программ 

См. также 

Пример курса по ВАОП (фото и отзывы).

Альтруизм и Совесть как индикаторы правдивости

Эгоистичный лидер

Созвучные нашему научному направлению точки из выпуска программы 5 канала "Истории из Будущего".

- Чем менее развито существо, тем больше его поведение обусловлено влиянием заложенных при рождении программ.
- Школа - это накопление решений из поколения в поколение проблем, которые нельзя решить трехлетними грантами. Кроме того, их нельзя решить только читая книги. Нужно вариться в этом котле.
- Хотя на Западе говорят о когнитивных науках как о чём-то новом, в России это было уже в 19 веке: И. М. Сеченов (трактат "Кому и как разрабатывать психологию?"), И. Павлов, Бехтерев, Ухтомский. Все наши школы были пионерскими в этом направлении.
- Западом наши исследования долго отвергались как слишком широкие и конвергентные для их научной традиции. Там только теперь приходят к тому, что в России было осознано за прошедшие полтора века.
- Психологам не удалось узурпировать теорию когнитивного диссонанса. Её успешно используют педагоги, рекламщики, политтехнологи. И Лидеры Перемен.

 

Высказаться 

Посетить заочно ознакомительное занятие

Перейти на сайт Гильдии Лидеров Перемен

Системно-векторный психоанализ... а лучше - Идите нафик - или - Добро пожаловать в клуб (воспоминание о Викторе Толкачёве)

Материал 2016 г. "Дважды пять причин изучать социально-ролевую геномику"

Связаться с инструктором

 

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© 2001-2016 Elena Markushina