Rambler's Top100
Елена Маркушина - владелица сайта www.markus.spb.ru
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Корпорат меняет всё

Материал связан со страницами:

Елена Маркушина. 03.07.2007 г.

"Тогда что главное?" - спрашивает в сердцах генеральный директор. "Беспрестанная работа над собой, контроль, мотивация работников? А во времена перемен еще лидерство, последовательность и упорство? Теперь, когда происходящие процессы изменений стали заметны всем, я не знаю, с чем мне бороться в первую очередь! С низкой дисциплиной, инертностью, безответственностью, равнодушием, нежеланием учиться и что-то менять?"

"Позвольте сделать предположение" - говорю я. "Вы сочтете мой ответ несерьезным. Но... в вашем списке нет обстоятельства, которое кажется важным мне и еще небольшому числу практиков в сфере управления развитием. Его нет в подобном списке как правило. И более того, ИЗМЕНИТЬ точку зрения на него первых лиц предприятий оказывается довольно трудно. Когда его совсем нет в поле зрения генерального директора, становится... совсем не смешно".

Чтобы не было

"Один раз живем", "чтобы не было мучительно больно", "чтобы было что рассказать внукам" - подобные мысли у многих из нас не выключаются из оперативной памяти на 8 часов рабочего времени. Они просто отходят на второй и третий план. Кому-то не до философии и по 12 часов службы кряду. Но это вовсе не значит, что "мысль не работает". Стабильность и предсказуемость, которой так гордятся некоторые организации, имеют и обратную сторону. 

Для тех, у кого хватает сил и времени на частную жизнь вне офиса, будни на работе и вне её, как говорится, - две большие разницы. Иногда слишком большие. Сегодня люди все чаще начинают жить не только любимой работой. Времена позволяют зарабатывать, учиться, покупать товары и удовольствия для себя и своей семьи. Поэтому работодателям придется задуматься над тем, как сделать так, чтобы люди не считали минуты до заветного звонка.

Сегодня практически для любой организации, а для растущей - тем более, самым большим врагом является ... скука. Нет-нет, я не о курящих на лавочке в рабочее время. Я о работниках, загруженных по макушку, среднестатистически-ответственных работниках, которые на своем месте и уход которых менее всего желателен для предприятия. Ощущения повторяемости и рутины, нарастающая усталость и сомнения в долгосрочности перемен нагоняют тоску, и вскоре самые позитивные могут придти к заключению: положение, в котором они находятся - "полный бесперспективняк".

Далеко не в каждой компании и не всем сотрудникам можно обеспечить сопричастность с великими начинаниями. Не все имеют возможность участвовать в проектной команде. Не каждый стремится к творчеству или проявляет активную позицию. Но ОНИ ТОЖЕ ОЧЕНЬ НАМ НУЖНЫ. Хорошие менеджеры по найму, секретари, кладовщики, хозяйственники и начальники транспортного цеха. 

Руководство, увлеченное переменами, часто забывает, что в подразделениях общая корпоративная реальность не видится столь же захватывающей. Иногда там даже не понимают что происходит и чем закончится. К сказанному выше прибавляется страх потерять в ходе перемен то хорошее, что было прежде. Добавьте к этому недоверие к руководству, и вы получите и вовсе безрадостную картину. 

Знаниям силу!

Перемены выявляют пробелы в знаниях, поэтому кое-где с ними ассоциируется и начало регулярных и самых разнообразных учёб. Тренинги, как впрочем, и всякого вида активности со смыслом, особенно хороши, когда учитывают два условия:

Семинар "Торговые марки" для импортера STIHL. 29.06.2007 г., СПб1. Они должны охватывать как можно большее число участников.

2. Они должны быть проведены БЕЗ привлечения сторонних профессиональных организаторов. Сами. Всё сами.

Ищите внутренние резервы, скрытые таланты, нереализованные дипломы и опыт. Потому что, кроме обучения, вам необходимо запустить еще один важный механизм - передачу знаний внутри организации.

Не приучайте сотрудников к тому, что компания всегда найдет для них и купит на рынке образовательных услуг нужные знания. Далеко не во всех случаях это обращение необходимо. Оно должно сочетаться пусть с простыми, но полезными семинарами, участие в которых почетно как со стороны докладчика, так и со стороны слушателя.

Почему слово "друзья" мы так редко произносим в адрес людей послеинститутских времен? Друг, настоящий друг - это друг детства. Почему? Для специалистов в области импрувмента ответ кажется простым. Ничто не объединяет людей так, как совместное взросление. Горе сближает на время, радость питает память, и только разделенное познание и рост связывают по-настоящему и надолго. И пусть мы приходим к новой информации с разным багажом, лучше помнить человека как "я с ним учился и работал", чем просто "я делил с ним офис". 

Курс "Анатомия мотиваций". Компания "Форест", СПбОтношения как предмет инвестиций и управления, нуждаются:

в диалоге, 

в понимании, 

в обмене мнениями, 

в совместных открытиях, 

в подарках

и многом другом, о чем мы думаем как бы поневоле, когда разговор заходит об отношениях служебных. Нам хочется быть защищенными, нравиться, вызывать уважение - всё, что угодно, только не трудиться. Еще и здесь...

Обучающие программы хороши всем, кроме одного. Они скучны. Скучны даже тогда, когда веселы. Ну, разумеется! Мероприятие-то серьезное!

Не делайте умное лицо

Инициаторы изменений большею частью хотят, чтобы к переменам в компании было серьезное отношение, и это намерение часто становится ловушкой для директора. Спросите у работников предприятия, где всё идет по накатанной: "Как вы думаете, ваши менеджеры знают, как вами управлять?". "Возможно", "не уверен", "не знаю, не думал" - вот что вы услышите чаще, чем "а как же! видите как у нас все хорошо!". И это в "мирное время". А в период перемен? "Отчего они так серьезны и воинственны? - думают некоторые - "Они сами боятся, они не знают, куда нас заведут опять?".

Легкость, Простота и Улыбка всегда были близкими родственниками Виртуозности и Профессионализма. Чем серьезнее перемены вы затеяли, тем проще они должны быть поданы и тем более насыщенным позитивом должен быть эмоциональный фон вокруг. Когда вы сосредоточены на точении ножа, то случайная царапина вызывает досаду, раздражение и болит как порез. Но вспомните синяки и царапины, заработанные нами в запале игры, борьбы, восхождения, захватывающего действа. Даже кровоточащую рану можно не заметить или, замотав бинтами, тут же забыть про неё... В ходе перемен могут быть и "синяки", и "царапины", и душевные раны.

Простите, я вас обрызгал

Многим во времена перемен начинает казаться, что если бы Партия дала порулить, у них получилось бы лучше. Лидеров изменений мало не бывает. Но их бывает достаточно.

Как объяснить очарованному работником директору, что он видит человека однобоко, что с другими он не столь учтив и ответственен? Говорить плохо о СОтрудниках - плохая карма. Тесты на лидерство? А они есть? Конечно есть, только на лидерство вообще, а нам нужно в нашей частности.

Сформируйте команду и передайте ей миссию представлять фирму на ежегодном Международном Чемпионате СНГ по деловым играм. Вы получите самые неожиданные "сюрпризы". Но ни один из них не будет отрицательным даже в случае полного проигрыша. Ну а если команда победит, да еще не в полном составе! 

Команда PRAKTIKA ООО "Форест" с трофеями Чемпионата СНГ по деловым играм

В таких проектах лучше всего удается разобраться в том, кто мнимый лидер, а кто подлинный, действительно ли противоречия между людьми имеют под собой веские основания и непреодолимы. Состязания подобного рода привносят с собой легкий экстрим, отличающийся от того, что мы порой имеем на работе. 

Развивающий процесс в организации не всегда является лидерским, но дух свободы становится попутным ветром в ваши паруса перемен . Если он загнан на периферию - верните его. 

С мото-клубом Night Hunters на день "Арии" в рок-клубеОчень может быть, что в вашей компании найдутся люди, кому окажется близкой мысль - "лучшая новая русская музыка - это "Ария" и два альбома "Парка Горького"". Если вы помните, что Свобода и Скорость - родные сестры, то тогда вы знаете что делать. Не раз в полугодие и не особым курсивом вместо работы, а регулярно и после неё. Байкеры - особый народ, часто дружный. У них есть чему поучиться. И в стенах их клубов скука не имеет шанса задержаться даже на один вечер.

Смеха ради

Но сделать корпоративные будни нескучными - это полдела. Совершенно необходимо сделать их ...веселыми. Для тех, кто припомнит здесь "пир во время чумы" или "смех без причины - признак ...", замечу: не нужно путать, как, впрочем, и насиловать ситуацию вопиюще прямолинейными методами. Управление переменами для людей не только с интеллектом, но и с чувствами юмора, такта и меры.

"У него совсем нет чувства юмора" говорят о человеке, которого скорее спишут в зануды, чем разделят с ним приятные минуты жизни. Организации - как живые мыслящие организмы - точно также не располагают к тому, чтобы находиться в них, когда веселье считается грехом, а менеджеры соревнуются в сарказме.

Сделайте ваши корпоративные будни веселыми. Поощряйте расширение офисного словаря или демократичность стиля корпоративной газеты. Вы должны необычайно серьезно относиться к таким вещам, как радость, улыбка, юмор, анекдот. Крайне серьезно! Вы скажите "нельзя только веселиться и рассчитывать на то, что твой бизнес будет успешным, я не знаю таких". Не знаете? А Comedy

Веселье - не самоцель и не задача. Это - следствие. Главное - не клоунада и не сотрясение стен хохотом, главное - творчество. Творчество для тех, кто хочет быть сопричастным и минута, отвоеванная у рутины для остальных.

Что имеем - то творим, погулявши - плачем

Меня иногда спрашивают, почему на собеседованиях я задаю вопросы кандидату на вакансию о его талантах и увлечениях. Пишет ли он стихи или музыку, фотографирует, снимает на видео, микширует записи, рисует, стоит на голове или разводит костры в конце концов.

Дело в том, что когда вы станете перед необходимостью "оживить обстановку", будет поздно выяснять, каким ресурсом вы располагаете. Я заметила, что там, куда сговорились и пришли сорок бесталанных, перемены происходят с очень громким скрипом.

Талант, даже скромный, когда он есть, чаще всего рад шансу проявить себя, он просится на свободу творчества. "Ага! А вы попробуйте его заставить!" - услышала я однажды. Заставить... Какое неуместное слово. Хотя заставить не "его", а себя - это предмет для оговорки.

Авторская песня мужчинам компании "Форест", 23.02.2007

Заставить себя не бояться провала, насмешек, критики коллег по работе (еще хуже - подчиненных) - дело большое. Когда мне приходится уговаривать топ-менеджера выйти на сцену с микрофоном, я часто слышу: "Да кому это надо? Никто этого не оценит! Я буду "зажигать" на сцене, а они сидеть и трепаться о погоде"...

Потом, после праздника, не наверняка, а обязательно найдутся парочка циничных критиков, которые, не сомневаясь в своем праве на оценку, скажут самые нелестные слова в адрес организаторов. Что ж, такая у них работа. Высказались? - спасибо что посетили нас. Попросите этого менеджера по продажам организовать самый простой праздник - он завалит дело! Если он вообще за него возьмется, ведь он всегда занят серьезным делом, зарабатыванием денег. Ему не до ерунды.

Но столь же "расположены" к этой работе могут быть и первые руководители. И как же им порой ненавистны эти вечно что-то затевающие сотрудники! Эти массовики-затейники. Что им всё неймется!? Вечно им больше всех надо! Думали бы о работе с тем же рвением! Лучше бы дописали наконец "Положение об аттестации"!

Не нужно начинать что-либо в расчете на "благодарную оценку слушателей". Делая что-то интересное для людей, по большому счёту делайте это для себя, для собственного удовольствия от творчества и от той обратной связи, которая, в этом случае, будет позитивной обязательно.

И с этими двумя хохмочками старик-Энштейн будет выступать у нас в Одессе?

Крюков канал. Вид с палубы речного трамвая на Никольский СоборИ еще одно пожелание. Бойтесь сделать творческий корпоративный процесс уделом избранных, а еще хуже, исключительно "стариков". Всё, что вы ожидаете и могли бы получить, обернется зловещей изнанкой. Самые выдающиеся произведения, создаваемые постоянной и сплоченной творческой группой из года в год, будут рассматриваться с интересом и ... полуравнодушным уважением к "корпоративной старости".

Разделение на "мы" и "они" губит перемены на корню. Когда право на творчество узурпируется группой признанных в компании талантов, когда новички не имеют шанса проявить себя (столь, якобы, очевидным будет контраст между любителем и мастерами), над празднующей молодежью в сторону сцены будет витать мысль: "Мы вам не мешаем?". 

Лучше вспомнить о том, что жизнь есть и за пределами района. Разве все достопримечательности города вы уже успели посетить? Если усталость так велика, что не пишется, не поётся и не организуется, то это тот случай, когда необходимо предоставить слово начальнику транспортного цеха. И посетить места. И подышать воздухом. И перевести дух. И... за работу.

 

Материал связан со страницами:

Ключевые слова статьи:

Корпоративная культура | HR | HRM | менеджмент | организационное развитие | лидерство | генеральный менеджмент | преемственность | передаваемая точка зрения | развитие персонала | импрувмент

Высказаться

Перейти на сайт проф.сообщества менеджеров по развитию

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001